Все рубрики
В Омске четверг, 9 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,8239    € 98,9461

57,8% наиболее обеспеченных россиян проживает в трех округах: 42% в Москве, 8% в Московской области, 7,8% в Санкт-Петербурге

18 июня 2023 17:42
2
2219

По данным ЦБ РФ, 3% вкладчиков владеют двумя третями всех депозитов – а это более 30 трлн рублей. 

Продолжаем публикацию выступлений со стратегической сессии на тему «Региональный ритейл: помогать или не мешать?» Недели российского ритейла:

Александр БОРИСОВ, председатель Совета по развитию потребительского рынка, член Совета ТПП РФ: «Маркетплейсы, дарксторы, доставка позволят расширить масштаб продаж»:

— Ритейл в регионах развивается сильно неравномерно. Половина розничного товарооборота страны – 50,8% приходится на 11 регионов из 85: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Нижегородская области, Татарстан, Башкортостан. На три из восьми федеральных округа приходится 69% оборотов электронной коммерции. 57,8% наиболее обеспеченных россиян проживает в этих трех округах: 42% в Москве, 8% в Московской области, 7,8% в Санкт-Петербурге.

По данным ЦБ РФ, 3% вкладчиков владеют двумя третями всех депозитов – а это более 30 трлн рублей. Вклады в принципе есть только у одной трети населения, при этом 90% не превышают 100 тысяч рублей.

60% налога на прибыль в стране дают 10 субъектов. Это к вопросу о том, в насколько разных условиях работают региональные сети. Разница и в размерах (4-5 магазина в сети против 400-500 в другом регионе), и в форматах (супермаркеты, минимаркеты, магазины у дома, мягкие и жесткие дискаунтеры), и в долях рынка (часть региональных сетей упрекает федеральные в том, что их доля занижается, неверно оценивается), и в ассортименте (с учетом специфики местных производителей), и в целевой аудитории (по привычкам, по платежеспособности). Мне понравилось высказывание одного из владельцев региональной сети: «В крупных городах все стараются экономить время, в малых – деньги».

Что касается сильных сторон регионального ритейла, то никто лучше местных не знает привычки своей аудитории. Как правило, такие сети работают давно и освоили лучшие локации, построили надежные взаимоотношения с региональными властями и поставщиками. Но главное все же – возможность быстро принимать решения, не проходя иерархические согласования с советами директоров и прочими структурами в федеральных сетях.

А вот слабое место, на мой взгляд, у традиционных региональных игроков как раз в самоуспокоении. Декабрьский обзор Банка России показал, что ни пандемия, ни СВО не оказали на них такого влияния, как на федеральные сети. Региональный ритейл пока все устраивает. Но это только пока! Основная проблема региональных сетей – отсутствие достаточных финансовых средств на постоянные необходимые изменения. Если у владельцев нет других бизнесов, приносящих долгосрочную прибыль, найти средства из текущего потока практически невозможно.

Возможности для развития регионального ритейла, безусловно, существуют: современный покупатель даже в самых отдаленных регионах постоянно получает новый покупательский опыт, чутко откликаясь на все то новое, что ему предлагают сети – ассортимент, сервис, атмосферу торгового зала. Иркутская сеть дискаунтеров «ХлебСоль», к примеру, за 2022 год сменила половину ассортимента. Автоматизация, цифровизация больше не пугают потребителя. Новосибирская сеть «Мария-Ра» применяют кассы самообслуживания, QR-коды. Маркетплейсы, дарксторы, доставка позволят расширить масштаб продаж, несмотря на то, что новые инструменты не всегда прибыльны и требуют серьезных затрат. Есть возможности создания новых объединений, закупочных союзов, региональных слияний. Поворот на Восток, развитие восточного коридора – транспорта, логистики, строительства жилья на Дальнем Востоке – приведет к тому, что там будут расти доходы у населения.

С 2015 года федеральные сети стали осваивать региональные рынки, города с населением 50 тысяч и выше, дошли до Урала и остановились на Красноярском крае из-за пандемии. На Дальнем Востоке в 2015 году доля федеральных сетей составляла всего 20%, сейчас – 70%. X5 Retail Group, «Магнит» приняли решение идти дальше: «Пятерочка» намеревается открыть в ближайшее время 800 магазинов в регионах. Поэтому перечень угроз для регионального ритейла очевиден: выход федералов на новые рынки, использование федералами преимуществ регионалов (местный ассортимент, сотрудничество с фермерами), превосходство федералов в логистике и IT, финансовых возможностях. И не будем забывать, что реальных перспектив роста доходов населения пока не видно.

Константин ЛОКТЕВ, директор по работе с ритейлом NielsenIQ: «Дальний Восток и Сибирь особо выделяются по росту продаж алкоголя и табака»:

— Традиционная торговля – стандартные продуктовые магазинчики со взаимодействием через прилавок, конечно, чувствует себя хуже, чем современная розница, которая продолжает развиваться и захватывать рынок. С точки зрения потребителя это хорошо: ширится ассортимент, повышается качество сервиса, цены становятся более доступными.

На юге страны у нас приятная динамика: там вообще не упали натуральные продажи (в килограммах, литрах и так далее). Разумеется, отдельные регионы формируют заметный процент продаж определенных товаров – особенно центр, северо-запад, юг, Волга. Быстро растут в супермаркетах в денежном выражении продажи канцелярии, на юге – скоропорт и напитки, Дальний Восток и Сибирь особо выделяются по росту продаж алкоголя и табака,  Урал – молочной продукции, Волга – кондитерский изделий. Важно понимать своего лояльного покупателя. Нельзя сравнивать покупателя на Дальнем Востоке и на северо-западе России.

Ассортимент в сетях сильно поменялся по понятным причинам. Самые заметные темпы падения ассортимента – на Дальнем Востоке (-22,6%) и в Сибири (-9,6%). Пострадали все регионы, но наименее – Волга (-4,4%), Урал (-3%). На мой взгляд, ассортимент – главная возможность для роста ритейла. Цены на продукты, бытовую химию и прочее, представленное в супермаркетах, выросли везде в силу изменения логистического плеча. В  Сибири инфляция составила 17,5% по отношению к предыдущему году, на Дальнем Востоке 18,6%, самая низкая динамика в центре – 13,7%.

Частные марки в ритейле везде растут – это точки роста современной розницы. Доля онлайн-продаж в центре уже 10,1%, подтягиваются северо-запад (9,3%) и юг (6,9%), на Волге 5,3%, на Урале 4,7%, в Сибири и на Дальнем Востоке совокупно тоже 4,7%.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 июня 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Омич 19 июня 2023 в 09:45:
Вот это новость... Неожиданно...
Пацак России 18 июня 2023 в 22:50:
Скоро все обеспеченные из Москвы побегут за Урал, когда поймут, что может прилететь.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.