Все рубрики
В Омске понедельник, 25 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

«Местный малый бизнес не для сетей… Он не в состоянии гарантировать им стабильность поставок в тех объемах, которые требуются для сотен, а то и тысяч магазинов»

23 июля 2023 15:00
1
1892

Региональные власти призвали быть рачительнее в отношении своих сельхозпроизводителей и малой торговли. 

В июне в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Капуста дорожает, а бананы дешевеют. Как изменится цена продовольственной корзины?».

По данным Центробанка, в мае 2023 года в Москве годовая инфляция немного выросла – она составила 2,6%. При этом продовольственная инфляция упала. Так, в столице подешевели помидоры и огурцы – это связано с введением в эксплуатацию новых тепличных комплексов. Увеличилось также производство молока и молочной продукции в регионах-поставщиках. Соответственно, стал больше ассортимент этих продуктов. Продукты питания в России плавно дорожают из-за влияния курса рубля, перебоев с импортом, позднего начала сельскохозяйственного сезона в южных регионах. На их стоимость также влияет цена на топливо – бензин и дизель в июне дорожали из-за повышения оптовых цен.

Светлана БЕССАРАБ (на фото), депутат Государственной думы РФ уточнила, что 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда вырастет на 18,5%. По ее словам, столь существенный рост нацелен прежде всего на сохранение и увеличение покупательной способности населения:

– В потребительской корзине 50% занимают продовольственные товары. Сегодня, к сожалению, около 15 миллионов россиян живут у черты бедности и очень нуждаются в поддержке государства. Ближе к осени можно ожидать снижения цен на так называемые борщевые наборы (картофель, капуста, лук, свекла, морковь). Мы понимаем, что когда появляется новый урожай, цены падают. Почему именно грунтовые овощи растут в цене? К сожалению, виновата погода. Достаточно длительный период посадки огородов тоже сыграл свою роль. Предрекают, что пшеница может подорожать в случае таких погодных условий. Все-таки будем держать кулаки, что ничего не сгниет и урожай будет крепким и хорошим. То, что пшеница подорожает на мировом рынке, понятно: зерновая сделка не состоялась, но это беда не для России.

Петр ШЕЛИЩ, председатель Союза потребителей России, поправил депутата: продовольственные товары составляют не 50% потребительской корзины, а все-таки 45%. По его данным, с 2010 по 2020 год изменилась структура потребления россиян: уменьшилась доля потребления мяса и алкоголя (однако спиртное по-прежнему составляет 1/15 всех расходов), выросла доля мясопродуктов, рыбы, молочки, хлебобулочных изделий, муки, круп, макарон, свежих фруктов, в два с лишним раза – табачной продукции. Среди непродовольственных товаров у россиян существенно сократились затраты на одежду и обувь: если в 2010 году они составляли 10%, то в 2020 уже на треть меньше. Выросли расходы на косметику и парфюмерию, компьютеры и мобильные телефоны, автомобили и горючее, на лекарства. Сократились расходы на книги и журналы:

– Мы понимаем, что сейчас благополучие семей в значительной степени больше, чем 10-15 лет назад. Но оно зависит от социальных выплат. Их доля в доходах населения была в 2010 году 14%, а через 10 лет стала 21% и продолжила расти последние два года. Не следует ожидать сокращения государственных расходов, поэтому социальные окажутся под сильным давлением. За первые пять месяцев прошлого года цены на продовольствие выросли почти на 18%, за первые пять месяцев этого года – всего на 4%. Вот и думайте сами что это: долгосрочный тренд на снижение продуктовой инфляции или затишье, после которого цены возьмут свое. Думаю, что факторов повышения издержек производителей, трансакционных издержек достаточно много. Только в детстве, помню, по радио слушал списки товаров, на которые снижаются цены, это было такое торжественное мероприятие! С тех пор цены только поднимались, но мы к этому спокойно относились, потому что доходы росли быстрее цен, в этом и состоял наш путь прогресса. Сейчас проблемы не столько в ценах, сколько в остановке роста доходов, которые снижались все последние годы.

Павел ЛИТВАК, совладелец компании fullfilment для маркетплейсов Box&Scotch, подчеркнул, что продукты дорожают во всем мире, это не российская особенность:

– Это происходит в Европе, происходит в Азии. Буквально недавно в США была серьезная проблема с яйцами: пошла болезнь, огромное количество пришлось уничтожить. Очень резко выросли цены на яйца и продукты, в которых они есть в составе. Также можно посмотреть на Турцию – у них идет высокая инфляция: условно круассан, который они покупали за пять лир, теперь покупают за 15. Нужно понимать, что население нашей планеты невероятно увеличивается, но до сих пор продуктовая безопасность во всем мире не решена. Это то, над чем нужно на самом деле глобально думать. Мы, может, в более привилегированном даже находимся положении.

Спикер отметил высокую предпринимательскую активность в регионах:

– Мы начали производить товары, которые раньше в стране только закупались – например, таблетки для посудомоечных машин. Бизнес стремится заместить многие ушедшие бренды особенно в категории одежды. Джинсы, например, стали стоить на 11-12% дешевле. На маркетплейсах всегда можно найти разные продукты по ценам, которые были актуальны и год, и два назад. Понятно, что если мы говорим про пенсионеров и другое население, которое очень сильно зависит от государственных дотаций, им приходится сложнее. Но я вижу, что, допустим, очень сильно выросли цены на внутренний туризм, аренду квартир, отелей. При этом все забронировано. Просто идет перераспределение в сферах, в определенных категориях.

ЛИТВАК посетовал на то, что отечественным производителям продуктов по-прежнему очень сложно зайти в крупные торговые сети:

– Полка ограничена просто физически и не может вмещать всех тех, кто на ней хочет быть. Здесь, конечно, должен быть очень плотный диалог между государством и крупными ритейлерами, чтобы бизнес имел больший доступ к покупателям.

ШЕЛИЩ возразил:

– Местный малый бизнес не для федеральных торговых сетей. Зачастую он даже не для региональных торговых сетей… Он не в состоянии гарантировать им стабильность поставок в тех объемах, которые требуются для сотен, а то и тысяч магазинов. Для малого производственного формата нужен малый торговый формат. Никто не отменял магазины у дома, они нам всем нужны. Есть обычная потребительская практика: раз в неделю закупаться в сетях основными продуктами. Но многие ежедневно или раз в пару дней покупают свежий хлеб, молочку, пиво, оригинальные марки кулинарных, рыбных, мясных изделий. Так делают в Европе, в Штатах, и у нас так могло бы быть. К сожалению, торговые сети захватили почти весь рынок. Региональным властям надо помогать своим местным малым торговым форматам, они обеспечат спрос местным производителям и поставщикам.

— У нас в стране умер формат магазинов у дома – крупные сети убили его. У друзей моих родителей был просто великолепный магазин у дома с огромным количеством товаров, которых не было в сетях. Но со временем покупатель оттуда ушел. Я согласен, было бы великолепно, чтобы в регионах такие магазины были, в Москве, в Подмосковье таких давным-давно нет, на их место пришли крупные ритейлеры, – парировал ЛИТВАК.

ШЕЛИЩ в противовес привел пример знакомого молодого предпринимателя из родного ему Санкт-Петербурга:

– Он создал магазинчик маленький несколько лет назад и пожаловался мне, что придется закрываться – в соседнем доме открыли крупный сетевой супермаркет. Прошло немного времени, и он сказал: «Какая радость! У меня увеличился поток покупателей, потому что супермаркет обеспечил трафик. Люди идут за большими закупками в супермаркет, а ко мне заходят за оригинальным товаром». Просто малый торговый формат не должен конкурировать в продаже типовой продукции.

БЕССАРАБ вернула дискуссию в политическую плоскость:

– Все зависит от рачительности руководства региона, который в первую очередь должен беспокоиться о своих малых сельхозпроизводителях, поддерживать социальными контрактами личные подсобные хозяйства, бережно развивая их до крестьянско-фермерских. На юге очень развиты фермерские рынки, ярмарки выходного дня, где производитель может реализовать свой вкуснейший, свежайший товар. Когда я работаю у себя в регионе,  обязательно пользуюсь возможностью поехать на рынок и купить товар намного дешевле, намного качественнее. Да, краевая, региональная власти ничего от этого финансово не имеют, но зато повышают удовлетворенность населения, потому что, мне кажется, каждый предпочтет все-таки фермерский товар.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерчески вести» от 28 июня 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Эксперт 24 июля 2023 в 10:49:
Сначала дали торговым сетям уничтожить несетевые магазины, киоски, рынки, а потом сидят и с умным видом рассуждают куда податься малому бизнесу.С таким монополизмом сети не стесняются делать наценки до 100%.
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.