«Бедные жители Знаменки. У них проблемы с газом, с питьевой водой, теперь и с мусором».
19 июня в Международном мультимедийном центре «Евразия сегодня» состоялась встреча в формате открытого разговора, посвященная ходу реализации в Омском регионе мусорной реформы. Представляем читателям выступление на этой конференции депутата Законодательного собрания Омской области Константина ТКАЧЕВА:
— Четыре года назад стартовала мусорная реформа, и я считаю, что мы оказались к ней не готовы. Необходимо было регион готовить: строить полигоны, разработать достойную территориальную схему, установить контейнеры. Люди готовы платить за утилизацию отходов, но они резонно спрашивают: «А за что мы будем платить настолько большие суммы?».
На селе мусора фактически не бывает: часть сжигается в печах, часть отдается скотине, часть вываливается на огороды. То есть люди получили дополнительный налог, хотя жизнь у них и так тяжелая. Вот эти 17 временных территорий для утилизации… К сожалению, с местными жителями никто эту схему не обсуждал. Возникают очаги возгорания в Седельникове, в Колосовке, в Знаменке, когда на действующие полигоны, которые существуют с советских времен, повезли отходы из других районов, в том числе из города Омска. В Колосовке, к примеру, ближайшие дома находятся в 300 метрах от мусорного полигона. В Знаменке мусорный полигон, на который свозят отходы со всего Тарского района, из Больших Уков, в трех километрах от райцентра. Роза ветров такова, что все идет на Знаменку. Бедные жители! У них проблемы с газом, с питьевой водой, теперь и с мусором. На озере Щучье в Муромцевском районе хозяева местных баз отдыха просто вывозят мусор в ближайший лесок, все это с годами накапливается, тлеет, горит – было много обращений от жителей деревни Надеждинка. В Минприроды сказали, что есть нарушения, да, есть предписание прокуратуры и все – в этом году то же самое все.
Я часто езжу по районам Омской области, вижу, что люди негодуют, у людей полное непонимание, за что им все это. Ладно, у них была своя свалка, они к ней привыкли. Но когда везут мусор из соседних муниципальных районов, везут из города, конечно, это вызывает шквал возмущения. Безусловно, это коммуникация глав муниципальных районов, которые никоим образом не встречаются с людьми, не объясняют им ситуацию. Я понимаю, что им дана команда у себя этот мусор принять, они берут под козырек. Но, к примеру, глава Нижнеомского района (Анатолий СТАДНИКОВ) сказал, что у него этого мусора не будет, и там чужого мусора действительно нет.
Без помощи государства у нас мусороперерабатывающие заводы не появятся, это как раз то, что надо обсуждать в Петербурге на экономическом форуме, а не, уж извините, договоры о сотрудничестве с Москвой и Ставропольем. Я не верю обещаниям властей, что заводы появятся в 2026 году, не верю, что и в 2028 году. Конечно, хочу ошибаться, но что-то мне подсказывает, будет то же самое, что у нас происходит с аэропортом Федоровка, метро, гидроузлом – наши мусороперерабатывающие заводы превратятся в долгострои.
Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 28 июня 2023 года.