Все рубрики
В Омске среда, 6 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 98,0562    € 106,8883

Ежемесячно Росздравнадзор и Роскомнадзор блокируют тысячи нелегальных сайтов, которые пытаются предлагать лекарства

5 августа 2023 13:30
0
1480

Эксперты фармацевтической отрасли обсудили минусы новой стратегии «Фарма-2030». 

В июле в пресс-центре ИА «Национальная Служба Новостей» на пресс-конференции «Новая фарм-стратегия: Как изменится российский рынок лекарств?» эксперты отрасли обсудили новую стратегию развития фармацевтической промышленности. Напомним, 19 июня Председатель Правительства РФ Михаил МИШУСТИН заявил об утверждении «Фарма-2030».

Недостатки новой стратегии

Председатель Общественного совета при Росздравнадзоре, генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор ДМИТРИЕВ (на фото) озвучил позицию коллег:

— Стратегия для нас долгожданна, но это не значит, что она качественная. В 2018 году было принято решение о подготовке стратегии развития фармпрома до 2030 года. Выделили на это средства. Первый вариант был написан в течение нескольких месяцев. И дальше мы ушли в длительные дискуссии. Но и финальный вариант оказался диалект от идеала. И перед тем как он был утвержден, отраслевые объединения (в первую очередь, конечно, производители, в том числе дистрибьюторские объединения) обратились в правительство с просьбой дать время на работу с данным проектом стратегии. Но мы получили, что получили...

Первым недостатком стратегии Виктор ДМИТРИЕВ назвал отсутствие анализа реализованного в стратегии «Фарма-2020»:

— Не проанализировав то, что произошло, сложно двигаться вперед. Мы рапортовали о наших достижениях, но о том, что не сделали, старались молчать. Я имею в виду всю отрасль – и бизнес, и регулятора. Изначально в стратегию «Фарма-2020» было заложено создание 57 новых молекул. В результате мы получили только 4, причем одна была куплена у швейцарской компании Roche, другая – зарегистрирована еще до вступления в силу стратегии. И никакого анализа, почему вместо 57 у нас оказалось только две, к сожалению, не проведено.

Вторым недостатком стратегии генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей назвал отсутствие конкретики:

— Слишком много лозунгов. Да, есть цифры, но встает вопрос: а какие конкретно препараты нам нужны. Нам необходима текущая прогнозная потребность по препаратам, которые требуются системе здравоохранения по МКБ-10. Мы должны четко понимать, сколько нужно производить онкологических препаратов, сколько для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Этого ничего нет.

Третий недостаток стратегии «Фарма – 2030» – не прописаны вопросы ценообразования.

— Мы хотели бы иметь разумную регуляторику. Как пример, вопросы ценообразования. Они, к сожалению, никоим образом не учтены в стратегии, а мы видим, что из-за достаточно неуклюжей системы многие препараты (особенно из низкого ценового сегмента) теряем. Они уходят с рынка. Нам объясняют, что если поднимем цены на них, то бюджет не выдержит. Но бюджет в финале платит гораздо больше, потому что, когда препараты низкого ценового сегмента с рынка уходят, на их место приходят более дорогие, и бюджет вынужден за них платить в разы больше, – заметил Виктор ДМИТРИЕВ и перешел к четвертому минусу стратегии.

Речь идет о реализации механизма «второй лишний», который на госзакупках дает преимущество фармацевтическим компаниям, имеющим производство полного цикла – от синтеза до упаковки – на территории России. Если на такой производитель подаст заявку на торги, заказчик обязан отклонить все остальные. Ожидается, что механизм начнет действовать с осени 2024 года.

— Сколько мы ни выступали против механизма, который предлагал Минпромторг, – «второй лишний», так и не были услышаны. Мы готовы поддержать методику, которую предлагает Минэк, – механизм «второй лишний» работает, но с 15% преференцией, – заметил Виктор ДМИТРИЕВ и пояснил: – В стратегии же проценты опущены. Минпром считает, что 15% для фармотрасли мало, надо говорить о 40-50%. Но мы видим рисков больше, чем пользы. Во-первых, сегодня, к сожалению, производители субстанции на 80-90% зависимы от поставок импортных ингредиентов и оборудования. Если, не дай бог, перекрывается этот путь, мы остаемся в принципе без лекарств, потому что не исключено, что конкурент, который не сможет выйти на торги из-за правила «второй лишний», уйдет с рынка. Второй момент. Применением постановления мы фактически лишаем выбора врачей и пациентов.

Есть проблема и в подготовке кадров для фармотрасли.

— Министерство здравоохранения отвечает за подготовку фармацевтов, но не предполагает обучение специалистов для фармакологической промышленности. При этом система Минобразования, куда входят химические, технологические вузы, занимается подготовкой химиков, технологов, операторов, но не дает им возможность получения фармацевтических знаний. Наше предложение: для подготовки кадров создать межведомственную программу, которая бы позволяла и готовить специалистов, и найти межведомственные контакты, чтобы технологи получали знания по фармацевтике, а фармацевты по технологии, – озвучил идею Виктор ДМИТРИЕВ и резюмировал: – Мнение отрасли, что документ достаточно сырой. Для его реализации надо подготовить серьезную базу в виде постановлений, приказов и корректировки нормативных актов, которые есть.

Под конец своего выступления генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей наметил еще одну проблему:

— Мы уверены, что без создания единого регулятора в нашей отрасли мы так и продолжим блуждать в трех соснах, когда ФАС отвечает за цены и пытается их сделать самыми низкими в мире, Минпром пишет, сколько должно быть локально произведено продуктов, Минздрав лечит людей, а Росздравнадзор отвечает за качество. Это не оптимальный путь. Мы, как отрасль, настаиваем на том, чтобы регулятор был один и чтобы это была система здравоохранения, как это организовано во всем цивилизованном мире.

Директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава альянса фармацевтических ассоциаций Виктория ПРЕСНЯКОВА поддержала коллегу:

— Единый регулятор нужен и нам. Мы относим себя к общей фармацевтической отрасли. И вся цепочка должна учитываться – от производителя до аптеки, конечного звена. У нас вообще нет центра управления аптечной отраслью. Мы немного относимся к Минздраву, немного к Минпромторгу, к Минэкономразвития. Нас контролируют Росздравнадзор, ФАС, прокуратура. Контролирующих органов много, а развивающих… Нельзя развивать то, что не имеет цели, задач, стратегии.

Виктория ПРЕСНЯКОВА отметила, что аптеки не вошли ни в одну стратегию развития фармотрасли:

— С одной стороны, это и понятно. К развитию фармацевтической промышленности аптеки не относятся. Тем не менее в стратегии говорится об упрощении доступа к фармрынку, об обеспечении и сбыте продукции. Сбыт продукции производится главным образом через аптеки. 80% населения сами покупают препараты за свои средства и именно через аптеки.

Глава альянса фармацевтических ассоциаций заметила, что сегодня существуют проблемы с производственными аптеками:

— Это не производство, а аптечное изготовление, то, что может помочь рынку справиться с дефицитом здесь и сейчас. Но основная цель возрождения производственных аптек – это персонифицированный подход к изготовлению лекарственных препаратов, то, к чему сейчас идет европейский рынок. Сегодня мы тоже взялись за тему, но то, что было проделано, пока не дает аптекам вообще функционировать.

Директор маркетингового союза «Созвездие», директор по развитию «ФК Пульс» Сергей ЕСЬКИН назвал еще несколько актуальных для фармацевтических предприятий проблем. В частности, упомянул о производстве оборудования для отрасли:

— Практически все оборудование, которым оснащаются наши предприятия, закупается за рубежом. Всегда есть зависимость от того, насколько оперативно исполнятся обязательства, исполняются ли. Есть и другая зависимость – сопровождение, обслуживание этого оборудования. Это не только запчасти, но и ПО.

Однако он подчеркнул, что никаких глобальных проблем с поставками западными компаниями медикаментов нет:

— Да, есть локальные моменты, связанные с дефицитом, но они возникали на протяжении всей истории фармотрасли. Они длились от нескольких месяцев до года и более. Но, как правило, отрасль находила решение, и никто из пациентов не оставался без нужных медикаментов. Глобальной смены поставщиков не произошло, но понятно, что отечественная фарма в рамках поставленных задач, производя и больший ассортимент, и количество упаковок препаратов, сейчас занимает все большую долю в сегменте, удовлетворяя пациентов лекарственными препаратами.

По мнению Сергея ЕСЬКИНА, сегодня единственный способ выжить для фарм-дистрибьюторов состоит в увеличении объемов поставок и удешевлении логистики. А еще он считает, что необходимо расширить категории льготников, которые могут претендовать на лекарственное обеспечение. По его словам, это позволит гарантировать объемы производства для фармпредприятий.

Спикер обратил внимание и на то, что сегодня ведется недостаточная работа с пациентами:

— Пока мы не начнем работать с пациентом, начиная с его визита к врачу, по поводу ответственного подхода к лечению, ничего хорошего в здравоохранении не произойдет. Невозможно таблетками вылечить человека, если он не намерен должным образом принимать их. На сегодняшний день тотальное число людей не соблюдают правила приема препаратов.

Спикер уверен, что одной из задач фармацевтов в аптеках должно быть разъяснение всех нюансов приема лекарств.

Лекарства на маркет-плейсах

Виктория ПРЕСНЯКОВА высказала свое мнение о продажах лекарств через маркетплейсы:

— Вначале у них была эйфория. Они очень хотели брать у нас лекарства. Мы им говорили, это не просто товар, надо выдерживать ряд требований и правил, согласно которым должны храниться и транспортироваться лекарства. И, как показала практика, оказались правы. За последний год наблюдается совсем небольшой рост онлайн-продаж лекарств – 2,3%. Остались востребованы классические аптеки, консультации фармацевтов. При этом некоторые маркетплейсы, получив возможность торговать безрецептурными препаратами, тут же столкнулись с массой разных неприятностей, в том числе связанных с доставкой. У нас был опыт, когда мы заказывали доставку препаратов и получали их в ненадлежащем виде. Сейчас стартовал проект по онлайн-продаже рецептурных препаратов. Она разрешена в нескольких регионах: Москве, Московской, Белгородской областях и связана с введением электронного рецепта. Да, когда мы получим возможность во всех регионах использовать электронный рецепт, когда это будет единая система, безусловно, рецептурный онлайн-отпуск сможет увеличить доступность лекарств, в том числе для малоподвижных пациентов. Но для этого нужно время. Я знаю около 60 стран, где онлайн продажа работает, но нигде рецептурные препараты не продаются через маркетплейсы.

Маркетплейсы свою долю интенсивно наращивать не будут, полагает Сергей ЕСЬКИН. Он отметил, что массовый приход потребителей в онлайн-магазины пришелся на ковидные времена, а существуют они еще с нулевых годов XXI века.

— Маркет-плейсы необходимо рассматривать как определенный уровень сервиса, востребованный определенными людьми при определенных условиях. Одна из проблем, которая привлекает людей на маркетплейсы, – неудовлетворенность текущим ценообразованием, – считает Сергей ЕСЬКИН.

Виктор ДМИТРИЕВ тоже видит в онлайн-торговле много отрицательных моментов: «Ежемесячно Росздравнадзор и Роскомнадзор блокируют тысячи нелегальных сайтов, которые пытаются предлагать лекарства. Наш пациент не всегда разбирается, что правда, где настоящий сайт, а где нет».

Он рассказал, что сегодня в России существует более 450 лицензий на производство лекарственных препаратов. Лицензии выдаются на юридические лица.

— Как правило, от 3 до 5 линий на каждом предприятии есть, хотя бывают холдинги, где несколько производственных площадок. Таких примеров достаточно много, – обозначил цифры Виктор ДМИТРИЕВ и резюмировал: – Я считаю, что у нас сегодня уже профицит производственных линий. Дефицита никакого не видим, но есть вопросы сервиса оборудования, запчастей и ПО.

Фото скан nsn.fm

Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 июля 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.