«PROАвто» — ежемесячная колонка «Коммерческих вестей».
Правительство повысило утилизационный сбор на все автомобили, ввозимые в Россию с 1 августа 2023 года. Тут есть несколько непонятных и спорных моментов. Во-первых, делается это в целях якобы протекции российского производства, но, на мой взгляд, этим заниматься особо нет смысла: у Lada сейчас и так очень высокий спрос, им самим не хватает автомобилей для продажи. Во-вторых, неясно, дойдут ли налоги действительно до «АвтоВАЗа» и как. И третье – странно задействовать именно такой вариант, учитывая, что в стране нет заводов по утилизации в достаточном количестве.
Мы видим, что протекционизмом добиваются повышения цен на зарубежные автомобили. Однако практика показывает, что в предыдущие повышения утилизационного сбора российские автомобили дорожали в среднем примерно на тот же процент, что и иномарки. Никакой экономической выгоды для российского производства мы традиционно не увидим, просто подорожает вся продукция автопрома.
Также наши СМИ утверждают, что Китай вынуждают делать в России локализацию производства. Пока что локализован только Haval, и некоторые его модели не подпадают под утилизационный сбор. В целом это весьма сомнительно: для китайцев российский рынок не сильно значим: у себя на родине они продают 27 миллионов автомобилей, а у нас – 250–300 тысяч. Допустим, будут тогда продавать 350 тысяч, это не меняет кардинально картины. Так что Китаю, скорее всего, неинтересно рассматривать перенос в Россию заводов.
Тем более они торгуют, как правило, малолитражками, для которых и так был невысок утилизационный сбор. Хорошо, повысится он на полмиллиона. С учетом средней стоимости китайского автомобиля 3–4 миллиона наценку переложат на покупателя: спрос все равно превышает предложение практически по всем китайским брендам. Так что, уверен, прямой локализации в среднесрочной перспективе не будет.
Рост цен в связи с этим коснется всего автомобильного рынка. Стоимость новых автомобилей вырастет в сентябре-октябре как минимум на 5–10%. Естественно, подорожают и российские машины, чтобы не упустить дополнительную прибыль: спрос у них хороший, пытаться оставлять за собой ценовое преимущество просто не имеет смысла.
Само собой подтянется вторичка, на которую будет идти давление с двух сторон. Первое – люди, у которых денег уже с повышением не хватит, будут рассматривать авто с пробегом, а с учетом ограниченности предложения в России цены поднимутся. Второе – рост цен на новые автомобили пропорционально спровоцирует рост стоимости подержанных авто свежих годов (до 5 лет). С небольшим лагом подорожают потом и машины 7–15 лет.
Еще одной из целей повышения утилизационного сбора (выравнивание налога для юрлиц и физлиц) было улучшение конкурентных преимуществ дилеров по параллельному импорту, ввозу новых беспробежных автомобилей. По факту достигается ровно противоположное, поскольку в большинстве случаев дилеры возили машины как раз именно через физиков и теперь у них перекрывается основной канал, где они могли как-то сэкономить и заработать. Если автомобиль не ставится на учет в течение трех лет, но используется, то в любом случае платится утилизационный сбор либо это делает следующий покупатель – у дилеров полностью нивелируется выгода. Теперь физлица приравнены к юрлицам, у которых огромный утилизационный сбор. Кстати, схема не распространяется на автомобили, ввозимые из Киргизии и Белоруссии. Поэтому в это маленькое горлышко сейчас полетят все, кто широко пользовался параллельным импортом.
Единственное, что остается для россиян, правда, в меньшей степени для омичей, это люксовый сегмент, в котором утилизационный сбор играет минимальное значение. Понятно, что 700 тысяч рублей для автомобиля стоимостью более 20 миллионов незаметен.
С 9 августа из-за санкций будет ограничен ввоз новых и подержанных автомобилей из Японии с объемом двигателя более 1,9 литра, а также электромобили, гибриды, вэны и грузопассажирские автомобили. Это коснется в основном Дальневосточного федерального округа, потому что на него приходится 3/4 всех праворульных автомобилей в России. В Омске они, впрочем, тоже вернули популярность за последние 1,5 года: в силу зарекомендовавшего себя японского качества покупатели даже порой не обращали внимание на цену и на руль.
Обойти санкции можно: трейдеры уже пытаются выстроить логистику через третьи страны: Южную Корею, Китай и Монголию. Поэтому, скорее всего, данные автомобили завозить будут, просто увеличится немножко временной лаг и цена. Особой паники на рынке поставщиков не наблюдается, потому что выше 1,9 литра – это достаточно мощные автомобили: джипы, кроссоверы, минивэны, а примерно 70% любимых в России японцев B и С класса обладают менее мощными двигателями. На них даже больше влияния окажет утилизационный сбор, чем запреты со стороны Японии. Что ж, им же хуже: российский рынок составлял в японском автоэкспорте с пробегом рекордные 26%, а за последние годы сократился в 3–4 раза, причем замены ему не найдено.
Параллельно этим двум нововведениям мы наблюдаем сильный рост курса доллара или ослабление рубля, что дополнительно увеличит цену всех ввозимых автомобилей еще минимум на 10–15%. Дилеры впрямую не повышают цены, обычно идет какой-то лаг, но доллар скакнул не на 5 или 7%, а прибавил за лето практически 20%, а это очень серьезно и, возможно, надолго. С пробегом ситуация критичнее. Некоторые участники уже повысили цены на имеющийся склад или вовсе сняли авто с продаж, ожидая последующего сильного роста, хотя такая стратегия очень спорна.
В итоге в августе на увеличение цены автомобиля идет тройное наступление, что приведет скорее всего к резкому снижению продаж новых автомобилей осенью и смещению спроса на вторичный рынок. Но и там закредитованное население, думаю, будет не готово к новому витку цен, ведь мы фиксировали рост стоимости еще зимой – в начале весны. Омичи явно поняли эту ситуацию и активно скупают автомобили во всех автоцентрах и в кредит, и в обмен, и за наличку – если не для собственного использования, то для продажи, видимо, зимой, то есть автомобиль опять становится инвестицией в России. Конечно, так не должно быть – это говорит о высокой инфляции и сложностях со сбережениями, а также о слишком неправильном росте цен, который, по сути, ломает рынок, его структуру. Утилизационный сбор, конечно, можно бы в такой ситуации и отложить, последующее снижение экспорта в штуках заметно снизит его итоговый объем.
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 23 августа 2023 года.