Тут можно трогать руками экспонаты и «входить» в кадры любимых фильмов.
Музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля приглашает посетителей на необычную выставку – «Режиссер Гайдай. Как он это делал?», посвященную 100-летию всенародно любимого режиссера.
Мало кто знает, что автор культовых кинокомедий: «Бриллиантовая рука», "Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» и других – родился и долгое время жил в Иркутске. Вот уже более десяти лет там существует «ГайдайЦентр», который создали иркутские кинематографисты (в городе есть киностудия и филиал ВГИКа). Наиболее ярким проектом, снискавшем федеральную популярность, является выставка, которую уже показали в Новосибирске, а сейчас привезли в Омск. Далее ее ждет Санкт-Петербург.
– Когда мы с коллегами десять лет назад задались вопросом, а знает ли кто-то в стране, что ГАЙДАЙ наш земляк, то поняли, что в России не наберется и одного процента людей, которые в курсе, – рассказал директор «ГайдайЦентра» кинорежиссер и продюсер Юрий ЯШНИКОВ. – А ведь ГАЙДАЙ уехал из Иркутска не маленьким ребенком, а в 26 лет, уже будучи актером Иркутского драматического театра, и очевидно, что город оказал на него влияние. Но в стране об этом не знают. Обиднее всего, что об этом факте стали забывать и в Иркутске. Тогда мы решили создать организацию, целью которой будет сохранение и развитие памяти о Леониде Иовиче. Сохраняем, как можем, развиваем таким образом, как вы сегодня видите.
Выставка «Режиссер Гайдай. Как он это делал?» прослеживает процесс создания фильма: от сценария к раскадровке, от фотопроб актеров к подбору костюмов и реквизита, от съемок и монтажа к озвучанию, а затем через худсовет – к Ее Величеству Премьере. Разумеется, все это – на примерах фильмов Леонида ГАЙДАЯ.
Тут есть уникальные кадры рабочих моментов съемок из Российского государственного архива кинофотодокументов, эти кадры не встретишь даже в Интернете. Есть сценарии: полистав их, можно узнать, что некоторые знакомые всем сегодня реплики изначально должны были звучать совсем по-другому. Записная книжка Юрия НИКУЛИНА, в которой зафиксированы телефоны всех известных людей Советского Союза, в том числе Леонида ГАЙДАЯ.
А вот кадр из «Бриллиантовой руки», где Шеф (Николай РОМАНОВ) открывает якобы случайно найденную банку с золотыми монетами.
– На самом деле в этом кадре руки Леонида ГАЙДАЯ, – открыла секрет исполнительный директор выставочного проекта искусствовед Ольга СТРЕКАЛОВСКАЯ. – Леонид Иович долго объяснял актеру, как тот должен держать шкатулку, как открывать ее. Не получилось ни с первого дубля, ни со второго. Тогда он сказал: «Давайте я сам!» И это не первый и не единственный случай в истории кинематографа. Если вспомнить фильм «Титаник», эпизод, где Лео рисует Кейт, там на самом деле там рисует режиссер Джеймс КЭМЕРОН. То есть вот такая у нас получилась перекличка.
«Экспонатом дополнительной ценности» организаторы выставки называют подлинный монтажный стол, подаренный Киностудией им. М. Горького. На этом столе монтировался весь пленочный «Ералаш».
Киностудией им. М. Горького подарены и костюмы из фильма «Ляна» 1955 года. В нем Леонид ГАЙДАЙ был режиссером-стажером у легендарного Бориса БАРНЕТА, а также сыграл одну из главных ролей.
Всего на выставке более 300 экспонатов. Их привезли на пятитонном грузовике, поскольку некоторые достаточно объемны. Например, автомобиль СМЗ, подобный тому, который снимался в фильме «Операция Ы» (в стране таких остались единицы) или телефонная будка, фигурирующая в нескольких картинах.
На выставке практически целиком воссоздан ряд интерьеров: комната Шурика из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию», «склад» алкогольной продукции из «Самогонщиков». Вот только этикетки на бутылках заменены вымышленными: «Кисель подпольный», «Лимонадный змий», «Ряженка-забируха». Это сделано для того, чтобы избежать обвинений в рекламе алкоголя.
Выставка интерактивная, поэтому многие экспонаты можно смело трогать руками, фотографироваться среди них. Тут даже разрешается есть кусковой сахар из большого мешка. Неприкасаемыми, пожалуй, остаются лишь фарфоровые кошки, «тренироваться» на коих категорически запрещено в силу их хрупкости.
– Мы мечтаем создать в Иркутске первый музей Леонида ГАЙДАЯ, – поделился Юрий ЯШНИКОВ. – Так вышло, что у самого кассового режиссера страны нет ни одного музея. Нам это кажется несправедливым. Сначала мы хотели сделать музей в доме, где жил Леонид Иович, но здание в частной собственности, и с этим возникли проблемы. Тогда мы решили оцифровать дом и сделать онлайн-музей. Но не такой, когда ты водишь мышкой и словно бы ходишь по его пространству, а в виде компьютерной игры с шутками, юмором и короткими роликами. Мы назвали это «Гайдай-сериалом». И этот музей вошел в десятку лучших онлайн-музеев России, так что нам теперь приходится по всей стране рассказывать, как мы это сделали, и делиться технологиями. А после выставки нам дали здание 800 квадратных метров на центральной пешеходной улице Иркутска. Теперь у «ГайдайЦентра» есть свой дом, и мы сейчас находимся в процессе создания первого музея Леонида ГАЙДАЯ.
Музея еще нет, но есть большая, насыщенная эксклюзивной информацией выставка. В Омске она будет работать до 26 ноября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ