Экспозиция дополнена объектами омского художника.
Сегодня в Германии, в городе Гросрешен, есть музей их работ. Они создают картины, реставрируют мебель, занимаются художественной росписью по стеклу, делают копии мировых шедевров по заказам европейских музеев и в этом не знают себе равных. Михаил, Семен и Евгений ПОЗИНЫ – ленинградские художники, в 1970-х годах выбравшие для себя путь нонконформизма, называемого также «вторым авангардом».
Подобное творчество было подпольным и непубличным, оно демонстрировалось лишь на квартирниках узкому кругу зрителей. Поэтому выставка «Неформальный Ленинград. Искусство андеграунда братьев Позиных из частного собрания Константина Глущенко», открывшаяся в Историческом парке «Россия – моя история», – первая официальная выставка художников на Родине.
– Живописные и графические произведения, представленные на выставке, созданы с конца 1970-х до середины 1980-х годов Михаилом и Евгением ПОЗИНЫМИ, – говорит куратор выставки Ольга ЦАРЬКОВА. – Портреты, абстракции, сюжетные композиции, иллюстрации к литературным произведениям и эскизы театральных постановок являются отдельной частью наследия авторов и представляют особую ценность. Каждая картина – честный разговор художника со зрителем и самим собой. В экспозиции мы видим своеобразное смешение стилей: неопримитивизм, сюрреализм и абстрактная живопись. Художники не всегда конкретизировали автора, порой работая над одной картиной коллективно. Самое важное для них – открытый взгляд на мир в противопоставление соцреализму, утверждение свободы и индивидуальности.
Работы часто не имеют названий: просто «Композиция В», «Композиция №40», «Композиция №0133». Многие мрачны по колориту и заложенным в них смыслам, но это реакция художников на отношение официальных структур, тревожное предчувствие грядущих перемен.
Советский нонконформизм – яркое, но до конца не исследованное явление в искусстве XX века. Вот и о братьях ПОЗИНЫХ известно мало.
– В петербургских архивах я собирал информацию по крупицам, – поделился Константин ГЛУЩЕНКО. – Остается еще много неразгаданного, и эта выставка – только начало.
Очередное открытие для себя и для зрителей коллекционер сделал с помощью арт-диллера Вячеслава ЛАПИНА.
– Можно сказать, все получилось случайно, – рассказал Вячеслав.– Мне довелось познакомиться с сестрой художников Еленой. Она живет в Санкт-Петербурге и к эмиграции братьев относится отрицательно. Вот это всё было в ужасном состоянии. Холсты реставрировались почти все, графика чистилась, подклеивалась. Под каждую работу специально изготавливалась и выкрашивалась рама. В общей сложности на восстановление ушло два года. Но очень хотелось, чтобы эти замечательные произведения не погибали в подвалах, чтобы их увидели люди.
Картины ленинградских авторов, увидевшие свет после 35-летнего забвения, дополнены в экспозиции арт-объектами омского художника Владимира НОВИКОВА. Он не причисляет себя к нонконформистам, но к неформальным художникам – да.
После многолетних занятий живописью Владимир недавно решил попробовать себя в чем-то новом. Говорит, что пошел от идеи. В результате появилось «Гибридное оружие для информационных войн» – угрожающая тачанка, где соединились пулемет, штык и… микрофон. «Истоки бессмертия» с косой и скрипкой, «Формула любви», где хрупкое яйцо удерживает огромную гирю (всё натуральное, а вот как держится – секрет).
– Информация тоже является оружием, что подтверждено историей мировых конфликтов, – поясняет НОВИКОВ. – И здесь у меня и штык, и пулемет, а самое главное – пишущая машинка. Строчит пулеметчик – строчит машинка, слова те же пули. Бессмертие… Зачем оно, если будешь хоронить друзей, близких и опять оставаться один? А формула любви в том, чтобы найти идеальный баланс. Любовь такая хрупкая штука: одно неверное движение, и всё всмятку.
Работы, по словам Владимира НОВИКОВА, представлены «маленькие». Самая большая занимает четыре метра и весит 400 килограммов.
Выставка будет работать до 1 декабря.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА