У предпринимательницы теперь кроме Ozon, есть пункты Wildberries, DPD и Boxberry.
В декабре в кафе «Одно Вино» состоялся заключительный в 2023 году разбор управленческих кейсов ScaleUp по методике международной программы StartUp Huddle.
Первый кейс представила Наталья МЕЛЬНИКОВА, открывшая в октябре 2019 года пункт выдачи собственного интернет-магазина. Денег это предпринимательнице не принесло, и в апреле 2000-го она одной из первых в Омске, по ее словам, запустила пункт выдачи заказов отечественного маркетплейса Ozon. Ремонт в помещении пришлось делать своими руками – в локдаун было сложно нанять бригаду. МЕЛЬНИКОВА призналась, что поначалу паниковала, будет ли спрос, но оказалось, что истосковавшиеся по выходу из дома люди только рады забрать свои вещи.
В 2021 году у участницы ScaleUp-2023 было уже четыре пункта выдачи заказов Ozon. МЕЛЬНИКОВА тщательно подходила к выбору локаций: изучала платежеспособность местных жильцов, отдавала предпочтение просторным помещениям на первых этажах с наличием парковок. В 2022-м у нее добавился пятый Ozon и один Wildberries. А теперь у нее восемь пунктов выдачи заказов, все прибыльные: в первой половине 2023 года суммарный прирост выручки составил 129%. В штате от 18 до 30 человек (в зависимости от сезона) – одна управляющая, три тренера-наставника, бухгалтер на аутсорсе и менеджеры. Помимо основных партнеров (Ozon и Wildberries), появились второстепенные – DPD и Boxberry (службы доставки).
Главная боль предпринимательницы – текучесть кадров. Средняя зарплата – 23-40 тысяч рублей (график 2/2):
– Это и не консультанты и не работники склада – два в одном. Человек должен обладать грамотной речью, уметь общаться с клиентами, но и возиться с пыльными коробками на складе. Плюс значительно изменилась ситуация на омском рынке. Когда я начинала, у меня было около 10 конкурентов, а сейчас – 240.
Модератор мероприятия, директор ООО «Автобан» Иван БЕЛАНОВ отметил, что, по данным Минтруда, недостаток рабочей силы в России составляет 1,5 млн человек, почти у 85% предприятий есть вакансии. МЕЛЬНИКОВА добавила, что предпочитает работать с женщинами 35-40 лет, поскольку те более ответственны и прилежны: мужчины регулярно пропускают свои смены, ссылаясь то на плохое самочувствие, то на усталость, то на внезапно появившиеся личные планы, а двадцатилетние студентки отвлекаются на учебу или поиск своего призвания. Спикер посетовала: молодым парням и девушкам не интересны новые знания и карьерные перспективы – им нужны деньги здесь и сейчас.
Так как предпринимательница всегда испытывает потребность в найме, она уже задумывается начать искать сотрудниц в колледжах. Ей посоветовали не скупиться на рекрутера в штате (можно взять на неполный день), отправить управляющую на обучение рекрутингу,а также приглашать на собеседования сообщениями – мало кто сейчас отвечает на звонки из-за обилия спама.
Соосновательница и совладелица сети магазинов «Мега Детки» Евгения УСОВА для удержания персонала посоветовала почаще с ним общаться. А Иван БЕЛАНОВ практично резюмировал: самый надежный способ сохранить ценных сотрудников – стабильно повышать им зарплату. Бизнесмен предложил позаимствовать у вечно голодного до кадров общепита схему мотивации и понемногу добавлять денег – за отзывы, за выслугу, за уборку территории, за работу со звонками, по скрипту, бонус от объема оборота и так далее:
— Если не найдешь повода для прибавки в премиальной части, прибавляй к окладной каждый месяц за стаж.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 декабря 2023 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ