Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Вот что узнали слушатели на публичной лекции об истории гражданской авиации в Омске

12 февраля 2024 18:34
2
2516

В 1911 году в жители Омска впервые увидели летящий в небе аэроплан: летательным аппаратом фирмы «Блерио» управлял авиатор Александр Васильев. 

В период правления адмирала Колчака (1918–1919) над Омском уже летали самолеты иностранных производителей. Даже были гидропланы, которые могли осуществить посадку на воду. 

После Гражданской войны (1920) в Сибири большевики приступили к построению советского государства. Экономика была подорвана войной. Территория Сибири огромна, до некоторых населенных пунктов можно было добраться только в зимнее время. Новая власть возлагала большие надежды на авиацию. Советский Союз отставал от зарубежных стран, так как не было отечественных самолетов, не было школ по подготовке кадров, не было полноценной авиационной промышленности. 

Об истории развития гражданской авиации в Омске рассказала краевед Галина Геннадьевна ЭРЛИНЕКОВА. Она уже читала в Центре краеведческой информации лекцию под названием «Старый Кировск: история кировских переправ через Иртыш». Публичная лекция была опубликована на сайте газеты «Коммерческие вести» 26 апреля 2023 года. Тогда статья получила положительные отзывы от читателей. На этот раз Галина ЭРЛИНЕКОВА выступила с публичной лекцией «Из истории развития гражданской авиации в Омске». 

Галина ЭРЛИНЕКОВА рассказала: 

«9 февраля 1923 года Совет труда и обороны СССР принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Эта дата считается днем рождения Гражданской авиации в России».

17 марта 1923 года в стране Советов появилось акционерное общество «Добролет» – первое добровольное воздушное общество. Оно было основано на взносах граждан страны. Общество выпускало акции, лотерейные билеты. Их покупали отдельные граждане, предприятия, артели, учебные заведения, организации, общества. Для агитации граждан, чтобы они покупали акции и лотерейные билеты, самолеты общества «Добролет» летали над селами, деревнями, поселками, городами. Вырученные суммы шли на поддержку «Добролета». Организация «Добролет» стала основой создания авиации в СССР. 

19 мая 1923 года профессор, русский ученый, популяризатор в области авиации и космонавтики Николай Алексеевич Рынин разработал схему воздушной линии Петроград – Москва – Владивосток. Было разработано два варианта этой линии. По одному из них длина линии составляла 9213 километров, а по другому – 8480. При этом первый из них имел преимущество в том, что воздушная линия полностью проходила над территорией СССР, в второй вариант частично захватывал воздушное пространство Манчжурии. Омск вошел в эту схему как промежуточный пункт. Эта план-схема стал основой Транссибирской воздушной магистрали (ТВМ). Галина Геннадьевна подчеркнула: 

«Таким образом, через Омск прошла Великая Трассибирская воздушная магистраль, которая действует и по настоящий день». 

Для этой цели в 1926 году в Омске были начаты работы по строительству и оборудованию взлетно-посадочной полосы на левом берегу Иртыша. После принятия решение о строительстве Омской аэростанции (первое название аэропорта) было решено проложить одноколейную ветку от железной дороги до аэродрома. Еще в дореволюционный период омский предприниматель Серен Христианович Рандруп для своего чугунно-литейного завода «Азия» проложил одноколейную железнодорожную ветку. Ее решили продолжить до аэродрома. Со временем, примерно в начале 2000-х годов, законсервированная одноколейка перестала существовать. 

Далее Галина ЭРЛИНЕКОВА продолжила: 

«Омский окружной исполком постановил передать Ново-Омскому городскому исполкому бездействующую в Ново-Омске мельницу №1, принадлежавшую «Союзхлеб». До советской власти эта мельница принадлежала купцу Архипу Иустиновичу Емельянову. Так мельница бывшего купца перешла в ведомство «Добролета». В ней разместились мастерские, оборудование, склады, а также вспомогательные службы для обеспечения Транссибирского воздушного пути». 

Галина Геннадьевна зачитала исторический документ: 

«На месте нового аэродрома была добротная целинная степь, перекрещенная дорогами, изрытая ямами. Лежал кучками кизяк, саман. На поле мирно паслись добродушные коровы, аппетитно пережевывали жвачки. Все это было здесь, еще так недавно. А теперь степь, непаханая, девственная, стала неузнаваемой. Ожила и взбудоражила сонную жизнь городка. В степи около Ново-Омска появились рабочие – землекопы с подводами и тракторами. Началась спешная стройка одной из важнейших авиационных станций Великого Транссибирского воздушного пути».

Галина Геннадьевна на экране продемонстрировала слайд, на котором были изображены рисунки омских летчиков общества «Добролет». 

Галина ЭРЛИНЕКОВА пояснила: 

«В 1927 году советский летчик Семен Александрович Шестаков на самолете АНТ-3 советского производства совершил посадку на новом аэродроме в Омске. Он выполнял полет по маршруту Москва – Токио. С мая 1928 года на Омском аэродроме начались постоянные местопребывания самолетов легкого типа». 

19 ноября 1928 года начальником «Омской аэростанции» был назначен Иван Никитович Обломов. 

Имеются документы, свидетельствующие, что в июле 1928 года Омск принял шесть самолетов на открывающейся линии Новосибирск – Москва. 24 июля 1928 года в Омске приземлился первый рейс с авиапочтой. В этот момент принимается решение сделать Омск базовым аэродромом почтового авиаотряда, который состоял из самолетов «Фоккер Ц-4».

В сентябре 1928 года через Омск пролетел из Москвы в Новосибирск первый платный пассажир. Им оказался германский журналист и бизнесмен – 68-летний пассажир Фишер. Галина Геннадьевна пояснила: 

«Немецкая авиакомпания «Люфт-Ганза», мечтая об освоении воздушных линий в Китай и Японию через Россию, отправила в перелет по линии Берлин – Иркутск свой новый пассажирский самолет «Юнкерс-W.33». На время перелета этот самолет получил название «Урал». Однако никаких практических последствий для немецкой авиакомпании этот перелет не имел. Линию Берлин – Москва – Пекин «Люфт-Ганза» так и не открыли. Однако Фишер вошел в историю как первый пассажир, купивший билет и прилетевший в Омск». 

В августе 1928 года началось освоение ночных полетов. Вполне благополучно закончился первый ночной полет по доставки почты из Омска в Курган. Самолет пилотировал начальник участка авиалинии летчик Демехин. Следующий ночной полет состоялся в час ночи 10 августа 1928 года. Его совершил летчик Петровский. 

15 мая 1929 года начала работать почтовая авиационная линия Москва – Иркутск. В Омск прибыли шесть самолетов почтово-пассажирского типа системы «Фоккер Ц-4» с моторами М-5 советской конструкции и постройки. Самолеты были оснащены опознавательными знаками-фонарями и особыми ракетами, дающие им возможность производить посадку ночью. 

В воскресенье утром, 17 мая 1929 года, в 7 часов утра на Омский аэродром прилетели три почтово-пассажирских самолета. Этот день стал датой рождения нового предприятия «Омский аэропорт». Старое название «Омская аэростанция» было упразднено. 

Таким образом, с 17 мая 1929 года в Омском аэропорту берут свое начало регулярные пассажирские перевозки. Расстояние между Москвой и Омском самолеты преодолевали за 18 часов. Рейсы совершались три раза в неделю. Расписание авиарейсов было опубликовано на страницах окружной газеты «Рабочий путь». Стоимость билета до любого города, расположенного на авиалинии, была равна цене железнодорожного билета в международном спальном вагоне. Также в стоимость билета добавлялись 25 процентов надбавки и страховка воздушного пассажира. Перевозились на самолетах только работники советских, партийных, профсоюзных организаций, военнослужащие, руководящий состав оборонных заводов. 

19 мая 1929 года аэродром в Ново-Омске посетило почти 500 рабочих и служащих. Экскурсанты осмотрели самолеты и прослушали ряд кратких лекций, прочитанных пилотами. Рабочие, комсомольцы, молодежь прибыли на аэродром организованным порядком с оркестром духовой музыки и знаменами. По свидетельству источника, в этот же день на аэродроме состоялся массовый субботник, организованный ОСОАВИАХИМом. Участники убирали на аэродроме мусор, щепки, возили землю в ангар и утрамбовывали ее. Работало на субботнике не более 160 человек. 

Далее Галина ЭРЛИНЕКОВА рассказала: 

«Зимой масло из двигателей самолетов на ночь сливалось, а утром грелось и опять заливалось. Для самолетов с водяным охлаждением вода подвозилась в бочках и заливалась ведрами. После каждого полета самолеты подвергались чистке. Делалось это так: обслуживающий персонал ставил стремянку, вооружался ведром с водой, тряпками, и просто мыл корпус самолета». 

Поле аэродрома было грунтовым: 

«Летом приходилось косить траву, а зимой чистить снег. Дождливая погода тоже доставляла много хлопот обслуживающему персоналу аэродрома. В ночное время посадочную полосу (границы посадочной полосы и посадочный знак «Т») выкладывали фонарями «Летучая мышь». А в дневное время – материей: летом на зелени – белой, зимой – черной». 

В 1932 году в эксплуатацию вступил новый аэровокзал по адресу «Авиационная, 143А». В 1933 году горисполком принял решение о ликвидации Ново-Омского района и присоединении его к Омску. В 1935 году району было присвоено название «Кировский» – в честь большевика и государственного деятеля С.М. Кирова.

В 1935 году были введены первые знаки отличия на форме летчиков в виде нашивок, расположенных на рукавах. Форма первых летчиков зависела от конструкций самолетов. В те времена кабины были открытыми, а на высоте было достаточно холодно. Поэтому летчики одевались в кожаные куртки, пальто, обязательно носили очки, кожаные шлемы, кожаные перчатки, унты. Зимой на лицо надевалась меховая маска. Техники обычно носили комбинезоны. Со временем форма летного и технического персонала постоянно менялась. 

В Омске появилась санитарная авиация. Из года в год разрабатывались, прокладывались новые воздушные пути – как междугородние, так и по Омской области. Рос поток перевозимых пассажиров и грузов, почты. 

Галина ЭРЛИНЕКОВА отметила: 

«С началом Великой Отечественной войны с Омского аэродрома на фронт отправлялись летчики, техники и другие службы гражданской авиации. Из гражданских самолетов были сформированы эскадрильи специального назначения – санитарные, почтовые. Часть из них постоянно совершала перелеты в партизанские отряды. В период 1941–1945 годов через Омск с Дальнего Востока перегонялись самолеты, поставляемые союзниками по ленд-лизу. После Победы советского народа над фашистской Германией постепенно мирная жизнь Омского аэропорта восстанавливалась. Уже в 1945 году на базе Омского военного училища летчиков была построена бетонная взлетно-посадочная полоса». 

15 сентября 1956 года на бетонную полосу приземлился пассажирский реактивный самолет ТУ-104. В 1960 году этот аэродром был передан гражданской авиации. Все самолеты по трассе Москва – Хабаровск садились на этот аэродром, а на грунтовом аэродроме остались самолеты малой авиации. 

В 1958 году был построен новый аэровокзал по адресу «Транссибирская, 2». В 1970 году был построен новый аэровокзал по адресу «Транссибирская, 28», отвечающий всем требованиям современности».

Из зала был задан вопрос: 

«Почему убрали памятник летчику?» 

Галина Геннадьевна ответила: 

«Омичам старшего поколения был хорошо известен этот памятник как памятник летчику и технику. Изначально скульптура находилась напротив аэровокзала на улице Транссибирской, 2. Памятник был визитной карточной города для пассажиров, прибывающих в Омск. Со временем памятник стал разрушаться. Вместо того чтобы его отремонтировать, власти пошли по более легкому пути – просто взяли и убрали исторический памятник омским авиаторам. Однако по настоянию работников Омского аэропорта в 2019 году ко дню 90-летия образования Омского аэропорта памятник омским авиаторам был восстановлен по старым чертежам и торжественно открыт рядом с аэровокзалом».

Галина ЭРЛИНЕКОВА также рассказала: 

«В честь Транссибирской воздушной магистрали и по распоряжению мэра Омска №1048-р от 16.06.2003 года на карте Старого Кировска появилась новая улица – Транссибирская в год 80-летия Гражданской авиации. Решением горисполкома №718 от 01.10.1957 года бывшая улица Стаханова была переименована в улицу Авиационную. По решению горисполкома №180 от 10.04.1958 года в Старом Кировске был образован переулок Пилотский. Правда, протяженность переулка Пилотский небольшая: он состоит всего из пяти домов».

Летное поле, где зародилась Омская гражданская авиация, уже давно не эксплуатируется. Оно зажато жилыми массивами микрорайонов Левобережья. Однако это поле у омичей считается историческим местом, как напоминание о развитии гражданской авиации на омской земле. 

Частично дополнил лекцию ветеран «Омского аэропорта» заведующий музеем Кирилл Петрович САВЧЕНКО. Он рассказал о документах, вещах, предметах, что хранятся в музее ОАО «Омский аэропорт». Он также пригласил всех желающих посетить музей. 

В заключение мероприятия заместитель директора библиотеки имени А.С. Пушкина, Алексей Петрович СОРОКИН поблагодарил Галину ЭРЛИНЕКОВУ за интересную и познавательную лекцию. При этом подчеркнул: 

«Галина Геннадьевна продолжительное время собирала по крупицам материал для данной лекции. Фотографии пришлось переснимать из газет тех лет. Часть материалов она взяла из своего личного архива. Дорогие друзья! Сотрудники Центра краеведческой информации подготовили для вас книжную выставку. Она посвящена истории советской авиации и в частности омской». 

Фото © Алексей ОЗЕРОВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Каменева Людмила 13 февраля 2024 в 16:17:
Спасибо великолепному содружеству: краеведу Г. Г. Эрлинековой,прочитавшей содержательную лекцию " Из истории гражданской авиации в Омске"; Центру краеведческой информации библиотеки им. Пушкина, приготовившему обширную книжную выставку по данному профилю;Алексею Озерову, блестящему фотожурналисту, представившему этот интересный материал!!!Мне как дочери лётчика — фронтовика,отдавшего авиации 40 лет военной и мирной жизни,эта тема особенно близка.
киви 12 февраля 2024 в 19:30:
По каким старым чертежам? Памятники совершенно разные.
Показать все комментарии (2)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.