В год, отмеченный беспрецедентным ростом ключевой ставки, Альфа-Банк продолжил поддерживать бизнес, существенно укрепив свои позиции на рынке. О том, как это происходило, и том, что будет происходить в году текущем, региональный управляющий Омским филиалом Альфа-Банка Павел ГИМБАТОВ поговорил с обозревателем «Коммерческих Вестей» Анастасией ПАВЛОВОЙ.
– Павел Геннадьевич, давайте крупными мазками обозначим, что все-таки происходило в прошлом году. Как ситуация выглядит с вашей стороны?
– Ключевое событие прошлого года, конечно, рост ключевой ставки до уровня 21%. Безусловно, это сокращает инвестиции в бизнес, что имеет накопительный эффект. Но Омской области играет на руку наличие оборонной промышленности. Даже при высокой ключевой ставке малый и средний бизнес, находящийся у заводов на субподряде, может выживать. Опять же, оборонка подстегивает рост стоимости потребительской корзины. Дело, однако, осложняется спецификой Омской агломерации: у нас нет маленьких городов с населением 100–150 тысяч человек, с городской застройкой, городским образом жизни. Омская область – это много маленьких далеких сел, и нынешняя ситуация с высокой ключевой ставкой затрудняет их развитие. Тем не менее мы в прошлом году начали их осваивать, что и позволило нам существенно прирасти.
– Вы открыли офисы Альфа-Банка в Таре и Калачинске.
– И Исилькуле. Все офисы показали себя очень хорошо: мы смогли стать реальной альтернативой в области Сберу и Россельхозбанку. Благодаря высокой технологичности Альфа-Банка нашей картой можно бесплатно пользоваться в любом банкомате. В Омске в прошлом году открыли седьмое отделение – в районе железнодорожного вокзала. Отмечу, что относительно других банков у нас небольшая сеть офисов – мы всего лишь на шестом месте по их количеству в регионе – тем не менее мы на третьем месте по объемам активной клиентской базы, то есть тех, кто действительно пользуется нашими картами и продуктами, а не просто держит «мертвые» счета. По итогам 2024 года мы перешагнули рубеж в 270 тысяч активных клиентов. Учитывая наши ежегодные темпы роста в 35%, думаю, что в 2025 году станем уже вторыми в Омской области. Это означает, что у нас очень эффективная команда, способная «переварить» столь серьезный поток клиентов. Плюс, конечно, у нас очень высокотехнологичные приложения и сервисы, которые позволяют очень многие вопросы решить без посещения офиса.
– Вы как-то связываете популярность Альфа-Банка с phygital-форматом отделений?
– В том числе. Он действительно более удобный. Учитывая, что многие наши конкуренты открыто его копируют, значит это того стоит.
– Планируете в этом году открывать новые офисы?
– Конечно. Продолжаем подыскивать помещение на Левом берегу, осознавая, что при активной его застройке отделений категорически не хватает. Честно скажу, это очень непросто. Что касается дальнейшего освоения Омской области, у нас уже были на карандаше Черлак, Таврическое и Тюкалинск. В течение полугода поймем наши планы по развитию.
– Как в целом себя чувствовал Альфа-Банк в прошлом году?
– Безусловно, у нас произошел рост доходов. Но это было спровоцировано как раз колебаниями ключевой ставки: повысились ставки по депозитам и люди стали больше приносить нам денег – наш портфель пассивов составил более 60 млрд рублей, это рекордная для нас сумма. В принципе российские, особенно крупные, банки показали себя достаточно надежными финансовыми институтами, поэтому у людей довольно высокий уровень доверия к банкам. Сильно прирастаем в зарплатных картах: уже более 70 тысяч омичей выбрали нас в качестве основного банка. По обслуживанию малых предпринимателей Альфа-Банк на втором месте в Омске: у нас 16 300 постоянных клиентов. Половина всего среднего бизнеса, то есть с выручкой от 500 млн рублей в год, тоже сотрудничает именно с нами.
– Как вы работаете с предпринимателями в эти сложные времена?
– Традиционно практикуем индивидуальный подход. Если у предприятия трудности, оформляем рефинансирование текущих обязательств, помогаем подобрать иные инструменты кроме кредитных: факторинговые продукты, вексельное кредитование.
– А что насчет кредитования?
– Суммарный кредитный портфель Альфа-Банка в Омске превысил 50 млрд рублей. Темпы кредитования бизнеса, разумеется, сильно замедлены: сложно представить, какой должна быть добавленная стоимость на товар, на услуги, чтобы покрывать резко возросшие процентные расходы, ведь предприниматели одномоментно не могут серьезно повысить цены. Как сказал один из наших омских предпринимателей – мне очень понравилась эта фраза: «В текущей ситуации бездействие эффективнее любого действия». Продолжают внедряться инвестпроекты в направлениях, где все-таки сохранились льготные программы субсидирования ставки, например, у Минсельхоза.
– Что вы предприняли, столкнувшись с сокращением запросов на кредиты?
– Учитывая, что кредитование ушло на второй план, мы частично компенсировали это комиссионными доходами, платежными сервисами, продажей страховых продуктов. Точечно работаем с застройщиками и агентствами недвижимости в рамках льготной ипотеки, разрабатываем совместные программы, чтобы стимулировать продажи. Честно скажу, взаимодействие складывается не всегда, но контактируем абсолютно со всеми и большинство идет на сотрудничество.
– У застройщиков все грустно?
– Грустно у тех застройщиков, которые строили на заемные средства и закладывали планы продаж без учета возможного изменения кредитных ставок. Буквально на этой неделе ознакомился со статистикой по объемам ввода жилья в регионе и оказалось, что мы лишь на 82-м месте и, видимо, на последнем в Сибирском округе – даже в Барнауле строится больше домов. Конечно, тут много слагаемых проблемы: и наличие свободных земельных участков, и взаимоотношения с администрацией, и уровень покупательской способности. Опять же, с точки зрения статистики, Омская область восьмой год подряд переживает убыль населения. Несмотря на все это, по итогам 2024 мы вышли на второе место в Омске по объему выдачи ипотечных кредитов. Напомню, что когда мы открывали ипотечный центр два года назад, мы были в регионе лишь седьмыми.
– Федеральная исполнительная власть сейчас очень активно говорит о том, что стоит привлекать средства на публичный рынок, находя баланс между долговым капиталом и акционерным.
– У нас есть дочерние компании, например Альфа-Капитал, которые уже давно предоставляют альтернативные размещения средств, банк выпускает свои облигационные займы. Тенденция пользования другими инвестиционными инструментами наметилась, но сказать, что она прямо стала стопроцентно конкурентной опцией по отношению к классическим депозитам, конечно, нельзя. Все-таки это пока удел подготовленных людей достаточно с крупными финансами. Что касается публичного акционерного рынка, то вы же знаете, что Альфа-Банк в Омске уже выступал оператором размещений цифровых финансовых активов ГК «Сибирский комбинат хлебопродуктов» – активы были выкуплены за пять минут. Есть и другие омские компании, которые предпринимают попытки выйти на этот рынок.
– Общественной деятельностью продолжаете заниматься?
– Разумеется. Третий год подряд становимся партнером Сибирского международного марафона, «Лыжни России», «Королевы спорта», «Праздника Севера», различных городских и областных мероприятий. В прошлом году провели первый Альфа-Кубок по конкуру совместно с конным клубом «Аристократ» – это было очень интересно. Много помогаем школам, детским садам. В прошлом году потратили на социальные цели свыше 20 млн рублей. На федеральном уровне Альфа-Банк является официальным партнером и Федерации биатлона, и Федерации художественной гимнастики, и других подобных организаций. Уверен, благодаря этому в том числе складывается имидж банка, который развернут к людям лицом. Помимо прочего в школах, колледжах и вузах проводим уроки финансовой грамотности, экскурсии в нашем банке, ввели оплачиваемые ставки стажеров.
– Получается прививать людям финансовую грамотность? Глядя на расцвет мошенничества, поневоле начинаешь сомневаться в успешности этого направления…
– Я бы не увязывал одно с другим. Финансовая грамотность в первую очередь про умение и возможность грамотно пользоваться финансовыми сервисами. Мошенничество все-таки про манипуляции и психологическое давление. Здесь, разумеется, ведем работу совместно с правоохранительными органами по недопущению преступлений. Мы лучше добропорядочному клиенту позвоним три раза и уточним, точно ли ему нужно проводить платеж – у нас целый отдел андеррайтеров. В анализе помогает искусственный интеллект. Грубо говоря, если человек переводил небольшие средства раз в неделю, а теперь куда-то собирается отправить крупную сумму, наш менеджер позвонит и запросит устное подтверждение платежа. Конечно, все это добавляет работы, но защита средств клиентов для нас превыше всего. И я вам скажу, это стоит того: по сравнению с другими банками у нас фиксируется очень мало мошенничеств.
– Альфа-Банк станет оператором цифрового рубля, который запустят этим летом?
– Конечно. Мы не можем быть не в тренде. Пока сложно сказать, насколько проект будет востребован, но мы уже тестируем инфраструктуру.
– Какие у вас в целом планы на текущий год?
– Традиционно наша задача – не сбавлять темпов роста и стать крупнейшим игроком финансового рынка. Опять же, как всегда подчеркну, что успех невозможен без команды неравнодушных людей с горящими глазами, а именно такие сотрудники у нас и работают.
Фото © Максим КАРМАЕВ