Для посетителей его выставки – весь мир на ладони
Омский фотограф Владимир СИДОРКИН снова позвал зрителей в увлекательное путешествие. В галерее Модного дома "Роба" в рамках проекта "Сибирью рожденные" открылась его персональная выставка "Продолжение пути".
Всю свою трудовую жизнь автор проработал на Омском нефтеперерабатывающем заводе специалистом по противоаварийной автоматике. Однако творчество не стало ни увлечением, ни ремеслом, а превратилось во вторую профессию. Работы Владимира СИДОРКИНА публиковались в журналах, занимали призовые места на всесоюзных фотоконкурсах. Омичи часто видят их на групповых и персональных выставках. Одна из них, "Путевые зарисовки", прошла четыре года назад в этом же зале.
Владимир и его супруга Людмила любят бывать в разных городах и странах, наблюдать за жизнью обычных людей. Когда-то, составляя целый свод правил будущей, как оказалось, долгой и счастливой, совместной жизни, они вносили в него духовное развитие, совместный отдых, сопротивление вещизму. И сегодня Владимир привозит из путешествий не чемоданы, набитые "трофеями", а качественные снимки. Франция, Италия, Тунис, Австралия, Норвегия, Хорватия, Турция, Германия, Мальта. Фотографии, сделанные там, — как страницы увлекательного дневника, в которых зафиксированы не только привычные туристические красоты, но и неожиданные жизненные ситуации.
При всем богатстве зарубежных впечатлений, душа фотохудожника находит отдохновение дома – в родных Нефтяниках, Красноярке, Чернолучье. Это его маленький кусочек счастья, который не найдешь даже на берегу самого красивого моря, в самой экзотической стране. Нельзя не заметить, что названия работ с годами становятся лаконичнее, но емче и точнее: "Переселенцы" (перегоняемое стадо коз), "Орава" (куча обуви у крыльца), "А здесь встречаю я рассвет". И, наверное, надо обладать особо зорким взглядом и чувством юмора, чтобы увидеть в нелепом присутствии летнего кафе на полосе прибоя "Пляж в интерьере", а в прикрытой снегом скамейке — "Снежный кулак".
— Владимир, поведайте, как из технарей превращаются художников?
— Эти две линии шли у меня параллельно. Одна другой, естественно, мешала. И вот теперь, когда два года назад я стал молодым пенсионером (я пошел на пенсию в 55 лет), то стал заниматься только фотографией. А вообще это началось давно. В 25 лет жена подарила мне первый фотоаппарат, "ФЭД". Конечно, я не сразу стал фотографом, этому учатся годами, десятилетиями, но постепенно начал осваивать фотографию. Изучал литературу по композиции, фотосъемке.
— Вы собирались поступать в Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ). На операторский факультет?
— Нет, именно на фотографию. Заочно. Но тогда как раз грянула перестройка, и планы рухнули. Потому что там неизвестно было, что станет со страной, в том числе и с учебными заведениями.
— Что для вас путешествия?
— Путешествия – это пунктик. Не только мой, меня жена заразила. Она не может жить без того, чтобы куда-то не ехать. Ну, естественно, я тоже пристрастился. А когда у тебя в руках еще камера, то получается двойная польза.
— Как вы понимаете, что вот этот кадр обязательно надо сделать?
— Это часто происходит помимо моей воли. Я не знаю, откуда это берется. Увидишь что-то – и сразу все выстраивается в голове, в мгновения какие-то. Это не всегда так, но наиболее интересные кадры именно таким образом получаются. Как будто кто-то подсказывает, говорит: на, вот тебе подарок! Вообще фотографу очень важно снять что-то интересное в тот момент, когда он это увидел. Если ты увидел и не снял, потом это может не повториться. Ведь это как в природе – каждый день неповторим, каждый восход, каждый закат. Если ты увидел, снимай. Не снял – в следующий раз все будет по-другому.
— У вас есть не только пейзаж, жанр, но и портретные снимки. Люди видят, что вы их снимаете?
— Где-то да, где-то нет. Иногда приходится "шпионить". За границей встречаются жесткие требования к съемке людей, особенно детей. Я с этим столкнулся в Австралии. Там детей фотографировать нельзя, это строжайше запрещено. И поэтому я не сделал в Австралии ни одного кадра с ребенком, за исключением своих.
— Бывают какие-то неадекватные реакции?
— Бывают. В Италии, например, уличный художник показал мне палец. Хотя я этого не понимаю. Ты вышел на улицу, в публичное место, ты должен быть готов к тому, что туристы могут тебя сфотографировать. Я не вижу в этом никакой беды. Был еще момент, по-моему, в Марселе, когда на меня накинулись две девушки с кулаками. Потом я понял, что это были, так сказать, жрицы любви, и в том проулке, куда мы свернули, гуляя, они поджидали клиентов. Как в "Бриллиантовой руке". Ну, я быстренько ретировался. Но кадр сделал.
— Вы снимаете на "цифру"?
— Исключительно. Я давно отказался от пленки, хотя долго не мог это сделать. Теперь это намного облегчает процесс. Я сейчас как подумаю, что надо покупать пленку, реактивы, бумагу, сидеть в темной комнате! Нет, не хочу.
— У вас есть в вашей творческой профессии какие-то идеалы, люди, на которых вы равняетесь?
— Может быть, Хельмут НЬЮТОН в черно-белой фотографии. Вот то, как он показывает тело. Да. Японские фотографы мне нравятся. Они на все смотрят с точки зрения своей культуры, своей нации. Это интересно, необычно, неожиданно.
— Очень душевная серия "Домик в деревне". Где она была сделана?
— В Чернолучье. Я очень люблю этот домик. Он такой страшненький, ветхий, но от него веет каким-то теплом. Я там каждый уголок снял. Когда-то давно его купили Любовь Иосифовна ЕРМОЛАЕВА, Светлана ЖИДЕНОВА и, вот боюсь соврать, кто-то еще из наших омских режиссеров. Сложились и купили. И с тех пор в этот дом приезжает театральный народ. В огороде покопаться, у костра посидеть, попеть. Там такая жизнь, бывает, кипит!
— А вы же второй год работаете в Театре "Студия Любови Ермолаевой". Как вам стезя театрального фотографа?
— Очень интересно. Театральная съемка довольно специфична. Когда снимаешь спектакль, приходится делать это с одной точки, и ты ограничен в своих действиях. Вот на репетиции можно немножко перемещаться по сцене. Сейчас театр готовится к своему 25-летию, и поступил заказ снять всех его работников, от актеров до гардеробщиц и бухгалтеров, для юбилейного буклета. Значит, надо придумать, как показать каждого, чтобы отразить его индивидуальность.
— Ваша выставка называется "Продолжение пути". Это путь откуда и куда?
— Это творческий путь фотографа. Он бесконечен, потому что фотография – это постоянная работа над собой, над сюжетами, над техникой. Постоянный труд. И сказать, что фотограф достиг какого-то пика, невозможно. Фотография – это бесконечный процесс обучения.
Выставка Владимира СИДОРКИНА "Продолжение пути" будет работать до 6 декабря.
Фото автора