Продолжаем серию интервью с руководителями омских предприятий в рамках проекта «Омская промышленность» газеты «Коммерческие вести» совместно с министерством промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области
На минувшей неделе обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ побывал на ликероводочном заводе, который уже более 20 лет работает в составе группы «Оша», и выяснил у гендиректора ЛВЗ Андрея АВЕРЧЕНКО, почему у производителей крепкого алкоголя уже второй год подряд динамично растут объемы производства.
– Андрей Григорьевич, в каком году заработал ЛВЗ «Оша»?
– Первую продукцию мы выпустили в марте 1995 года. Это были еще советские бренды: «Русская» и «Столичная».
– Что было раньше на этой площадке в Амурском поселке, где сейчас завод? Было какое-то пищевое производство?
– Нет, на этой площадке изначально размещались гараж и бывший производственный цех «Промавтоматики». Изначально же как родилась идея ЛВЗ? Из торговли. В годы бартера «Оша» меняла пшеницу, выращенную в хозяйстве «Нива», на продукцию Куйбышевского спиртзавода. Расчет шел спиртом, который мы поставляли потом на ЛВЗ, а там уже получали по бартеру водку. Когда научились продавать водку, то задумались: а зачем, собственно, такая сложная цепочка? Не проще ли из своего зерна самим производить конечную продукцию? И начать решили со строительства ЛВЗ. Первый купажный цех пристроили к зданию бывшего гаража, и в 1995 году заработало водочное производство. Потом много раз расширялись, построили в 1996 году свой спиртовый завод в Ракитинке. После спиртзавода родилась идея слабоалкогольного производства, которое заработало уже в 1998 году. Причем это была первая за Уралом линия розлива напитков в алюминиевую банку. В 1999 году мы поставили пивоварню с оборудованием немецкой компании «Steineker», она отсюда в 500 метрах.
– ООО «ЛВЗ «Оша», насколько я помню, объединяет все эти производственные площадки, которые вы перечислили?
– Да, ЛВЗ «Оша» объединяет алкогольное производство, слабоалкогольное, пивное и спиртовое. Плюс транспортный цех, у него два гаража, но он тоже входит в состав ЛВЗ.
– Когда у ЛВЗ «Оша» были самые трудные и самые хорошие времена?
– Самые хорошие – это сейчас. Как ни странно. А самые плохие – это 2011 год, когда нам Росалкогольрегулирование не продлило лицензию на производство спирта и крепкого алкоголя, из-за чего наш спиртзавод простоял два года, а ЛВЗ – почти полтора года. Мы запустились только в августе 2012 года. Сегодня у нас разрешенный годовой объем – 1,205 млн декалитров. В месяц – порядка 100 тысяч декалитров можем производить. Но мы уже думаем о том, чтобы увеличить мощность. Как показывают итоги 2016 года, а особенно последних месяцев, государство все же повернулось лицом к легальным производителям крепкого алкоголя, которые перечисляют в бюджет огромные суммы акцизов и НДС. Мы сейчас, например, ежемесячно платим во все бюджеты около 100 млн рублей. Объемы продаж растут прямо на глазах. Завод уже входит в группу крупнейших налогоплательщиков Омской области.
– Когда начался рост продаж, подтолкнувший производство?
– Примерно с августа. В начале текущего года мы продавали 8-10 декалитров водки в месяц, а в ноябре продали уже 50 тысяч декалитров. Сейчас даже возникают казусы – покупатели есть, а мы не можем им ничего продать, потому что слишком сложен механизм закупки акцизной марки.
– Какая выручка ожидается в 2016 году?
– Ожидаем порядка 2 миллиардов рублей. Из них более 900 млн рублей – это налоги.
– Что произошло с рынком? В чем, на ваш взгляд, причина бурного роста объемов у легальных производителей крепкого алкоголя?
– На мой взгляд, причина в полном введении ЕГАИС в 2016 году и в оптовом звене, и в розничных сетях, плюс упорство и настойчивость наших специалистов по продажам. Раньше как было. Пришел покупатель в магазин, взял с полки бутылку водки, кассир считала штрихкод – и все дела. А сейчас кроме штрихкода торгового считывается еще и штрихкод марки. И теперь можно отследить путь каждой бутылки от завода до конечного покупателя через все оптовые, логистические, торговые предприятия. Купили бутылку в магазине – система ее списала. Соответственно, нелегально производить и продавать алкоголь становится все трудней и трудней. Если посмотреть официальный сайт Росалкогольрегулирования, там почти каждый день идут новости о ликвидации очередного подпольного склада или производства.
– Из-за чего вашему предприятию не продляли лицензию на алкоголь? Какие поводы были?
– Поводы были формальные преимущественно. Требования законодательства мы все выполнили к тому моменту. Мы прошли 11 проверок, чтобы получить лицензию. У нас побывали представители почти всех территориальных органов Росалкогольрегулирования.
– Что делали, когда ваше алкогольное производство стояло?
– Пиво выпускали. Пиво пока не подлежит лицензированию. К тому же АТПП «Группа «Оша» – это не только производство спирта и алкогольной продукции. У нас в группе компаний есть сельскохозяйственные предприятия, а они продолжали работать.
– Какие водочные марки сегодня больше всего производятся? Что в основе вашего продуктового портфеля?
– «Монархия» – наш основной бренд, в общем объеме водочного производства – это примерно 60%. Мы его обновили, бутылка стала более граненой, красивой. В сегменте «эконом» популярны «Штандарт» и обновленная марка «Хорошая». Сейчас готовим к выпуску премиальный «Русский характер». Марку эту мы уже производили, а сейчас запускаем в третий раз, после основательного ребрендинга. Специально под «Русский характер» приобрели новое оборудование.
– Многие ЛВЗ сокращают ассортиментный портфель до 3-4 основных марок, а вы расширяете...
– Да, есть такая тенденция – сужение ассортимента. Видимо, это связано с нехваткой места на полках в рознице.
– А у вас сейчас сколько водок одновременно производится?
– Порядка 10-15 марок. Иногда конкретно под заказчика производим определенную водку, но с менее дорогой этикеткой, более простым колпачком, чтобы снизить отпускную стоимость.
– Где сегодня больше потребителей продукции ЛВЗ «Оша» – в Омской области или за ее пределами?
– Сейчас больше за пределами. В Омской области мы продаем только 15-20%.
– Во всех сетях в Омске присутствуете?
– Практически во всех.
– А основные потребители за пределами Омска – они где? В Новосибирске?
– Да, Новосибирская область много покупает. Еще мы много отгружаем в Кемерово, Читу, Хабаровск. Москву не считаю, там объемы пока небольшие. Условия реализации алкогольной продукции сейчас ужесточились. А возврат продукции делать – себе в убыток. Теперь если отгрузил оптовику, то при возврате акциз не сторнируется.
– Это что значит – не сторнируется?
– Это значит, что акциз придется еще раз заплатить, если производитель повторно реализует продукцию, которая по каким-либо причинам, не важно каким, вернулась обратно к нему на склад. А акциз сегодня – 100 рублей за бутылку 0,5 литра. То есть, основная часть в цене.
– Пивное производство загружено на полную мощность?
– У нас небольшой пивзавод по меркам пивоваренной отрасли, его мощность – 3 миллиона декалитров в год. Загружен он сегодня примерно на 50%. С федеральными брендами сложно соревноваться. Хотя и в пивзавод предприятие немало вложило средств для поддержания высокого качества выпускаемого пива.
– Какие марки пива варите?
– В основном «Жигулевское» варим. Этот бренд никому не принадлежит, он в свободном обращении, как русские народные песни. Его все могут использовать бесплатно. Есть в ассортименте и пиво «Чешское», «Мюнхенское», «Живое пиво», а также наши собственные марки – «Золотой хмель», «Бизон», «Ястреб».
– Какой у вашего спиртзавода разрешенный объем производства?
– В сутки – 3 000 декалитров.
– Кому поставляете спирт? Только на другие ЛВЗ?
– У нас спирт из зернового сырья, по ГОСТу, крепостью 96,6 процента, его на любые цели можно использовать. Нашу продукцию и фармацевтические предприятия берут, и парфюмеры покупают. У нас и дополнительное конкурентное преимущество есть перед другими заводами – лицензия на перевозку спирта и собственный специализированный автопарк из четырех автомобилей-спиртовозов, которые обошлись предприятию в 40 млн рублей. Машины оборудованы всеми необходимыми системами контроля, с помощью которых через спутник можно получать информацию в реальном времени не только о месте нахождения спиртовоза, но и о количестве и качестве спирта, который он перевозит. В радиусе полутора тысяч километров мы без проблем сами доставляем спирт покупателям. Кроме того, после получения лицензии предприятие серьезно вкладывалось в развитие спиртового производства, мы обновляли и технологическое оборудование, и саму технологию. А это тоже недешевое удовольствие – порядка 120 млн рублей. Сейчас объем продаж спирта в два раза выше, чем до получения лицензии в 2013 году. Плюс к этому появились новые продукты для продажи – сухая барда и углекислота. Частично мы барду и углекислоту используем сами, а оставшееся продаем.
– А есть далекие покупатели спирта?
– Бывают из Москвы заказы. Даже в Архангельске у нас есть один покупатель. В этом году покупатели нас сами ищут. Круг спиртзаводов сузился, у оставшихся вырос спрос.
– На обновление производственных мощностей сколько нужно ежегодно тратить?
– Год на год не приходится. Но каждый год предприятие инвестирует в собственное производство. Считаю, по 30 млн рублей нам необходимо ежегодно вкладывать в развитие каждой производственной площадки.
– Как сегодня выглядит ЛВЗ «Оша» на фоне остальных российских предприятий алкогольной отрасли – хуже, лучше среднего уровня?
– Хочется похвастаться. Мы стабильное предприятие и по оборудованию, и по выручке. Звезд с неба не хватаем, но при этом давно на этом рынке, понимаем все нюансы и куда ветер дует. И коллектив у нас сложившийся, стойкий, никто не отказывается, если нужно поработать сверхурочно. Основной костяк – люди, проработавшие здесь от 10 до 20 лет. Есть и те, кто больше 20 лет отработал.
– Какова штатная численность на предприятии?
– На алкогольном и слабоалкогольном производстве – порядка 150 человек, плюс 200 на пивзаводе, на спиртзаводе тоже примерно 200, и еще в транспортном цехе около 100. В общей сложности – более 600 человек.
– Нескромный вопрос: что предпочитаете из своей продукции, если душа просит праздника?
– «Монархию» предпочитаю. Но только потому, что мы ее больше производим. А так любую могу продегустировать, я ко всем нашим маркам хорошо отношусь.
– Спасибо, Андрей Григорьевич, за откровенные ответы. Желаем успехов и вам, и вашему предприятию.
Первая публикация – в газете «Коммерческие вести» от 14 декабря 2016 года