«Следующий мэр Омска должен строить парки и сажать деревья, закатав рукава...»
Проблема, которую я ставлю на первое место, и которую мэру Омска нужно решать незамедлительно – экология. Выбросы промышленных предприятий мы чувствуем все. Особенно ночами в выходные дни, когда никто не контролирует. Как справиться с этой проблемой? Я считаю, нужна сильная общественная инициатива, которую обязательно должен поддержать мэр. Не нужно набирать большой штат, каждый житель города заинтересован в чистом воздухе, и каждый, я думаю, согласится стать добровольным «экологическим полицейским».
Не так уж сложно решить проблему мусора и земли. Почти у всех жителей нашего миллионного города есть сотовый телефон, в котором есть фотоаппарат, почти у каждого автомобилиста есть видеорегистратор. Только увидели, как грязная машина выезжает со стройки, или кто-то выбрасывает мусор в неположенном месте, зафиксировали номер машины и отправили в специальную службу мэрии, которая оштрафует нарушителей. Я считаю, что за полезную информацию можно и вознаграждение давать гражданам, ничего в этом зазорного нет. И нужно обратиться в Горсовет, чтобы ужесточить наказание. Сегодня штрафы настолько минимальны, что никого не пугают.
Весной, летом, осенью мы дышим пылью. Почему? Потому что у нас кругом открытый грунт. Я почти два года отработал в Белграде и машину не мыл месяцами. Там, как и в других европейских городах, нет ни кусочка открытой земли, только плитка и трава. А у нас даже в центре города нормальный газон не встретить, я уже не говорю про окраины и частный сектор, где в дождь не проехать, а в сухую погоду – пыльные бури. Если следующий мэр хочет, чтобы о нем вспоминали позитивно, ему нужно строить парки и сажать деревья, закатав рукава. Ну и строить дорожные развязки в разных уровнях, конечно. От пробок и автомобильных выхлопов нас не спасут ни метро, ни LRT – только развязки.
А главный вопрос городского самоуправления, как и любого другого управления – это кадры. И я бы посоветовал новому мэру, который будет избран, заняться оптимизацией аппарата. Конечно, не дело, когда такой аппарат, а эффективность управления с каждым новым человеком все меньше и меньше. Как оптимизировать – способов много, могу порекомендовать очень действенный. Отправьте сразу 500 работников в отпуска, и если кого-то на следующий же день хватятся и попросят срочно вернуть, поскольку вся работа встала, то он нужный сотрудник, против его фамилии ставьте галочку. А кого в течение месяца никто не спросит – делайте соответствующие выводы.
У нас, к сожалению, никто сегодня ни за что не отвечает. Поэтому новый мэр, я считаю, должен составить для себя план неотложных дел с указанием конкретных сроков и ответственных за результат. И этот план он должен обязательно сделать публичным, чтобы все омичи понимали, чем будет заниматься новая администрация. И мэр должен публично пообещать, что если не исполнит план мероприятий в оговоренные сроки, то добровольно подаст заявление об отставке со своего поста.
Чиновники сегодня жалуются, что их завалили отчетностью. Я когда пришел на работу заместителем мэра в 1991 году, у меня на столе поначалу огромная стопка писем накапливалась, я ее даже измерял в сантиметрах. Но у меня был хороший помощник, и он все эти письма обрабатывал в одиночку. Проблема ведь не в количестве, а в качестве. Отчеты и ответы на письма в большинстве случаев пишет клерк самой младшей должности, а над ним сидит масса начальников, которые переталкивают друг другу эти письма. Почему бы не сократить эту цепочку? И не нужно никого уверять, что у нас не хватает профессиональных управленческих кадров. Такого не бывает. Кадры всегда есть. Не хватает – создайте систему подготовки. И такую систему, чтобы приходили лучшие.
И очень важно, чтобы мэр не занимался политикой. В начале 90-х я был на юге Германии, изучал опыт работы их местного самоуправления. До сих пор помню, как удивился мэр города Ульм, земля Баден-Вюртемберг, когда я спросил его о политике. Он сказал: вы же понимаете, что не бывает христианского или коммунистического туалета. И мне все стало понятно.