Все рубрики
В Омске четверг, 12 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 103,2707    € 108,5588

Валерий РОЩУПКИН, мэр Омска в 1994 – 2000 гг.: «Если не можешь действовать – не иди в мэры»

1 мая 2017 12:32
4
6437

С вопросом,  каким должен быть мэр Омска, главный редактор газеты «Коммерчесикие вести» Марат ИСАНГАЗИН обратился к Валерию РОЩУПКИНУ, возглавлявшему администрацию нашего города в 1994 – 2000 годах. И вот что он ответил.

– Как вы относитесь к системе, когда мэра избирают депутаты горсовета, а не жители Омска?

– Я был мэром тогда, когда в стране организовывалось местное самоуправление. Выборы мэра всенародным голосованием жителей населенного пункта, города, поселка, конечно, мне эта система больше нравилась. Она была трудная, сложная, ответственная, но, мне кажется, более объективная. Но сейчас другой период, другое время. Финансовые источники сегодня сосредоточены не в городе, а на другом абсолютно уровне. Не все зависит от действий местного бюджета и от местной власти. Конечно, сегодня возможно и такое решение. И я отношусь к решению по выборам мэра депутатами горсовета не с большим пониманием. Я эту систему плохо понимаю. Я все-таки сторонник той старой системы, когда выборы мэра проводили всенародным голосованием. Считаю, что мэр города, получив всенародное одобрение или неодобрение, был более обязан перед населением. Он уже принимал решение независимо ни от кого. Конечно, здесь были и какие-то недостатки… Вы задали сложный вопрос. Потому что как сторонник местного самоуправления считаю, что необходимо всенародное голосование. А с точки зрения административных возможностей и административного эффекта…  При сегодняшних условиях, при сегодняшнем финансовом положении, при колоссальной зависимости городской власти от бюджета субъекта Федерации и так далее, конечно, здесь немножко другая связь руководителя города с вышестоящими органами власти. Абсолютно другая связь. Самостоятельно город уже не может финансово существовать. Конфликт заложен в самой этой системе. Так что в сегодняшних условиях, когда избранный мэр не имеет достаточных финансовых средств, а зависит от получения средств из других источников, из вышестоящих бюджетов... Возможно, для города это будет и лучше на какой-то период, но будущее – не за этой системой.

– Комиссия по отбору кандидатов в мэры уже выбрала из 16 кандидатов двоих. А вы смотрели программы кандидатов в мэры Омска? Изучали их?

– Я посмотрел программы, которые были размещены на сайте «Коммерческих вестей». Могу сказать только одно: я считаю, что мэр города в этот тяжелый период должен быть более знаком омичам и готов к практической работе. Впереди очень тяжелый период. И финансовое неблагополучие, во многом не зависящее от мэрии и от этого наемного персонала – сити-менеджера. Прогноз по экономике и всей России, и города Омска не такой уж и хороший. В этих условиях мэр должен быть практически подготовленным. Мэрия – это не детский сад, где можно прийти и начинать учиться с пеленок, как это все делать. И горожане – не тренировочный полигон, на которых можно учиться человеку правильно управлять. Он должен прийти и начать с первого же дня активно заниматься работой. А там много вопросов. Во-первых, с 2018 года собираются ввести систему, при которой, региональная политика будет реализовываться не через субъекты Российской Федерации, а через мегаполисы. Что из этого получится – не знаю, но такой принцип закладывается. Во-вторых, нужно, конечно, мэру – а он сегодня не имеет прежней полноты власти, он наемный персонал – согласовывать позицию города с позицией губернатора. То есть вот эти бессмысленные войны в такой экономической ситуации для Омска просто губительны. Я смотрю на кандидатов и задаю вопрос: способны ли они восстановить эффективную качественную обратную связь с омичами? В том числе напрямую. Это тоже важнейший вопрос. Надо же настроиться на единую волну с населением. На понимание. Ну а так – по практическим задачам – я не увидел кандидатов, способных что-то сделать. За исключением одного-двух человек, у которых и программы, и опыт, и хватка были вполне для того достаточны. Но, к сожалению, их сегодня в числе прошедших кандидатов нет.

– Что необходимо будет сделать новому мэру?

– В сжатые сроки провести инвентаризацию активов и пассивов Омска. И конечно, масштабную проверку деятельности администрации города и его структур.

– Это потому, что у вас недоверие к нынешней администрации или просто в обязательном порядке такие действия необходимо проводить, независимо от персоналий?

– В обязательном порядке надо делать для того, чтобы зафиксировать положение дел. Конечно, Омск нуждается в современных проектах и подходах. Сегодня нужно с другой стороны подходить к городскому пространству. Надо делать его абсолютно живым, чтобы горожанам интересно было туда приходить… То, что в городе происходит, эта точечная застройка не отвечает интересам города как общественного пространства. Надо в корне менять подход к транспортной проблеме. Сформулировать позицию города жителям частного сектора. Озеленение сегодня – выпадающая статья. Надо восстанавливать зеленый защитный пояс города. Сформулировать задачи передачи каких-то функций малому бизнесу. Так как промышленность у нас не скоро встанет на ноги, как налогоплательщик малый бизнес – золотая жила для бюджета Омска. Это сложнейший, серьезнейший вопрос. Но в него надо влезать. И однозначно надо считать: основой экономической модели Омска должно стать городское хозяйство. А не какие-то там фантастические проекты.

– Что вы имеете в виду?

– ОмскВодоканал – золотое дно, которое сегодня обогащает кого-то другого. Тепловая компания, «Омскэлектро», газовые системы – это все очень доходные источники. Муниципальные рынки. Земля. Это то, на чем строится бюджет города.

– На этом можно прилично зарабатывать, но почему-то не зарабатывают.

– Конечно. Одна из главных задач будущего мэра – обновление городской инфраструктуры. Это надо поднимать вместе с областью. И будущим руководителям мэрии необходимо будет зарабатывать авторитет поступками, а не словами. Действовать всегда сложнее, чем думать.

– Какие именно поступки?

– Начиная с личного поведения, заканчивая исполнением сжатых задач. Первоочередные поступки или шаги надо определить из тех задач, которые я уже назвал. Если мы говорим о транспорте, то по нему нужно не просто решать что-то – обо всем и ни о чем – а надо конкретно поставить задачи, за которыми пойдут дела. Если мы говорим об оценке финансовых возможностей, за этим стоит то, что я назвал: инвентаризация, проверка, подходы. Но их же нужно формировать. Но все же первоочередное – личное поведение в сегодняшних условиях руководителей мэрии. Это не только касается самого мэра, но и всех муниципальных чиновников, депутатов. Сегодня это знаковый фактор. Если сам не будешь за собой следить, то легко можно растерять весь авторитет и не получить поддержки населения.

– А вот кандидаты говорят, чтобы деньги городу заработать, необходимо привлечь инвесторов. Насколько эти надежды реальны? Вы как раз в крупном бизнесе работаете.

– Скажу прямо, даже наш достаточно серьезный бизнес приостановил все инвестиции в российскую экономику. Действующие объекты работают, функционируют, порты, металлургия, все остальное. А развития нет. Наши заводы работают в Норвегии, в Америке, в Аргентине, там и деньги вкладываются. А здесь пока приостановлено. Деньги и бизнес хотят понятности. Как складывается ситуация, какие перспективы, как к ним относятся на этой территории и какие есть условия? Город не может всех привлечь и за всех все сделать, он не отвечает за родину-мать, но содержать город в достойном виде, создать условия, чтобы людям хотелось здесь жить, а значит, и работать – задача мэрии. У субъекта немножко другая задача. У федеральных министерств – третья. Люди выбирают место, где лучше. Красивая Тюмень, прекрасный Екатеринбург, неплохой Хабаровск. Москву и Питер я не беру, потому что это не Россия, а другая совсем земля. В этой части и нужно создавать условия. Например, для того чтобы развивался малый и средний бизнес. Помните, когда мы делали те же пекарни?

– Конечно, помню.

– Когда хлебозаводы встали, мы отдали пекарням без оплаты арендованные помещения, без обложения какими-то местными сборами и налогами. За полгода мы все равно что полтора-два хлебозавода построили. Бизнес, если его не бить по башке… он же тоже имеет мозги, энергию и все остальное. Раньше наши муниципальные рынки давали очень хорошие доходы. Сейчас их нет. От мэрии зависит кое-что. Она должна создавать условия проживания и плюс поддерживать эту бизнес-среду, которая в Омске есть. А о большом бизнесе сейчас сложно говорить. Хотя есть определенные интересы. Например, связанные с лекарственным обеспечением. Есть вещи интересные по замене хлопка – лен, мискантус. Такие направления надо находить и в них внедряться. Сегодня очень мощное направление – обеспечение продовольствием Китая. Востребованность колоссальная. Омская область как раз рядом. Вот там какие-то инвестиции могут быть. Ну и, конечно, федеральные программы. «Полет», «Ангара», танкисты с модернизацией. Хорошо бы возродить машиностроительное производство, чтобы оно задышало. А от мэрии необходимо только одно – создайте условия проживания. Я имею представление по многим субъектам Российской Федерации: если здесь хорошо, чисто, можно жить достойно, и здесь есть правопорядок, и за всем этим делом смотрит город – то и население держится. Этим надо заниматься.

– Но муниципальная власть сегодня так ограничена, что шаг влево, шаг вправо – прокурорское представление или даже уголовное дело.

– Когда я восстанавливал Ленск... К тому времени я уже был человек битый. Я его восстановил и, докладывая президенту, говорю: Владимир Владимирович, все, что я здесь построил – это полуторагодовая программа миллионного города. Но я ее сделал за 8 месяцев. Но нарушил все действующие законы. Как зампред Госстроя, я утвердил временный порядок производства работ в чрезвычайных условиях. Потому что иначе невозможно было построить: только экспертиза длится 6 месяцев и так далее. Я сказал: прошу утвердить этот порядок на заседании правительства. Он говорит: поддерживаю, запишите поручение КАСЬЯНОВУ: утвердить на заседании правительства. Никто ничего не утвердил. А я потом полгода в прокуратуре давал объяснения, почему нет экспертизы, почему нет того. А мы в мае начали, в октябре закончили – город до зимы построили по этому порядку. Меня спасло только наличие президентского поручения-протокола правительству. А так бы зарыли, закопали. Если не можешь действовать – не иди в мэры.

Ранее полный текст интервью был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 апреля 2017 года



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Александр 20 октября 2021 в 15:40:
Нам сейчас очень нужны рощупкины,манякины а не бездари-воры.
Влад 2 мая 2017 в 13:48:
Адекватный взгляд на происходящее в Омске и России. Спасибо,интересное и полезное интервью.
александр 1 мая 2017 в 20:52:
Спасибо, Валерий Павлович, всегда Вас уважал, жаль, что Вы не снами...
ART_ME 1 мая 2017 в 17:26:
Марат, материал ОЧЕНЬ интересен, но из него непонятно — не пошел бы г-н Росщупкин в мэры сейчас или он не пошел бы в мэры уже никогда? Каково Ваше личное мнение?
Показать все комментарии (4)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.