В музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля открылась выставка графики латвийских и петербургских художников
7 октября в Музее ИЗО открылась выставка из цикла "Дар и даритель". По времени экспозиция охватывает более полувека и знакомит зрителей с разными техниками, жанрами и направлениями латвийской графики. Концептуальность и метафоричность замысла, отличающие прибалтийскую школу, постмодернизм и нонконформизм, пришедшие из европейского и американского искусства, советский соцреализм — в шелкографии, линогравюре, офортах, акватинте. Вот далеко неполный перечень того, что можно увидеть в выставочном зале.
Реалистические портреты Иосифа ЭЛЬГУРТА соседствуют с абстрактными работами Артура НИКИТИНА, причем оба автора – представители старшего поколения латвийских художников. Петербургский график Олег ЯХНИН представлен и черно-белыми, детально проработанными офортами из серии "Славянская мифология", и феерической цветной иллюстрацией к пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион". Совершенно роскошны бытовые натюрморты Дзидры БАУМЫ: "Золотая осень", "Красные гладиолусы", "Натюрморт с хлебом". Экспрессивная манера письма художницы, декоративная звучность цвета создают яркие образные композиции.
Эти и другие произведения появились в музее благодаря художнику, искусствоведу, коллекционеру Андрею МАЕВСКОМУ. Бывший омич, в настоящее время он работает в Риге и Санкт-Петербурге. В течение десяти лет МАЕВСКИЙ привез и подарил омскому музею более 200 произведений латвийских и петербургских художников. Здесь и живопись, и графика, и скульптура, и ДПИ. Нынешняя выставка стала юбилейной. На ее открытии Андрею МАЕВСКОМУ была вручена Премия имени М.А. Врубеля, лауреатом которой он был объявлен в прошлом году. Премия эта присуждается за долгое и плодотворное сотрудничество.
"Сначала была разовая экспозиция, разовый дар, — рассказывает МАЕВСКИЙ. – Дальше – понравилось, оказалось возможным, интересным. И так ежегодно, приезжая сюда на побывку, я привозил какое-то количество работ. Десять лет – это и маленький, и большой срок. Многое изменилось за это время. Если вскоре после развала Советского Союза художники отдавали свои работы, чтобы как-то их сохранить, то теперь это уже идет как целенаправленное пополнение музейной коллекции. Раньше я долго рассказывал, где находится Омск, что это за город, какой в нем музей. Теперь и Омск, и музей Врубеля хорошо знают в Латвии, в Риге".
Антироссийские санкции, по признанию МАЕВСКОГО, не помешали ему совершить очередную поездку. "Санкции и другие подобные вещи – это игры политиков, — говорит он. – Они сказываются больше на экономике. На путешествия и переезды это пока не сильно повлияло. Надеюсь, не повлияет и дальше. Хотелось бы в следующем году вновь привезти работы, которые дополнят картину современного искусства Латвии, ее значимых периодов, познакомят омичей с интересными авторами".
Справка KVnews:
Маевский Андрей Николаевич. Художник-прикладник, живописец, график. Родился в Омске 2 августа 1967 г. В 1984 г. окончил Омское художественное училище и художественную студию под руководством В.П. Белоусова. С 1987 года живет в Риге. В 1991 году работал над проектом "Эрмитаж для дошкольников". С 1990 по 1993 г.г. — директор детской академии "Антик" при Русской общине Латвии. В 1992 году участвовал в подготовке залов Гатчинского дворца-музея под реставрацию, а также в археологических раскопках Генуэзской крепости (г. Судак, Крым). С 1996 по 1998 гг. – искусствовед галереи "Ригас Вини" (Латвия). Организатор ряда художественных выставок в Риге. Организатор выставок "Художники Латвии", "Мост дружбы", "Светлые лики" в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и "Прибалтийский пейзаж" в Государственном художественном музее "Либеров-центр". С 1999 года живет и работает в Риге и Санкт-Петербурге. Искусствовед галереи "ID" (г. Рига). Куратор проекта "Родительский центр для выпускников детских домов" (Санкт-Петербург). Член Союза художников Латвии с 2004 года, член Союза художников России с 2003 года.
Фото: Алексей ОЗЕРОВ