Федеральные эксперты ратуют за введение понятия «ключевой сотрудник».
Шестого октября в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей» состоялась пресс-конференция на тему «Пустые ТЦ, кинотеатры, рестораны и фитнес-клубы. Как бизнес переживает последствия частичной мобилизации?»
Россию после 21 сентября покинули около 700 000 граждан, сообщают СМИ. В связи с этим опять опустели торговые центры. Эксперты говорят, что отток посетителей сопоставим с самыми жесткими периодами коронавирусных локдаунов. Участники рынка считают, что в очередной кризисный период им должны помогать региональные власти – вплоть до выделения бюджетных субсидий. За последние недели трафик в российских ТРЦ в среднем по рынку упал на 7,4%. Падение арендного дохода, по оценке бизнесменов, уже составляет 35-45% (представители ТРЦ сравнивали данные с допандемийным 2019 годом). Снижение числа посетителей отмечают не только расположенные в ТЦ магазины, но и кинотеатры, рестораны, фитнес-центры. Например, спустя неделю после объявленной 21 сентября частичной мобилизации у фитнес-центров на 10–25% снизились продажи клубных карт и участились случаи отказов от купленных абонементов.
Все равно лучше, чем пандемия
Президент Российского совета торговых центров Дмитрий МОСКАЛЕНКО отметил, что тенденция к закрытию иностранных торговых предприятий в нашей стране сохраняется:
– Тем не менее появилась информация, что российские сети покупают франшизы турецких компаний. В целом, конечно, количество магазинов (и занимаемых ими квадратных метров), останавливающих коммерческую деятельность и уходящих с российского рынка, и тех, кто вновь прибывает (в том числе по франшизе), не равно. По нашей оценке, если даже все магазины с западными брендами, объявившие о закрытии, уйдут вообще, это будет около 20% арендно пригодных площадей, половина из них рынком может быть замещена. По разным оценкам вакантно 9-11% площадей.
Импортозамещение в ритейле эксперт назвал своеобразным. МОСКАЛЕНКО высоко оценил потенциал отечественных производителей одежды и обуви, сочтя продукцию весьма качественной. Однако нюанс в том, что отшивалось это все на импортных, например итальянских станках, а о трудностях с обслуживанием и ремонтом в нынешних политических условиях знают все. Есть и классическая проблема: завезти готовую одежду и обувь из Китая дешевле, чем производить их самим. Опять же, это зависимость от очередного пока дружественного государства, отсутствие рабочих мест и налогов в бюджет:
– В целом я не соглашусь с тем, что торговые центры пусты и их времена уходят. Посещаемость действительно упала – от 7 до 15%, хотя были оценки и в 30, и в 40%. Возможно, такие исключения были, но мы такого не видели. Хотя и 20% в среднем по России на текущий момент может быть. Все очень индивидуально. В каждом регионе есть и успешные объекты, которые выручку подняли, а есть и те, которые уже долго не поднимут.
С тем же наблюдением, но в своей среде согласился президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь БУХАРОВ:
– В регионах есть и успешные рестораторы, и неуспешные, есть и те, кто закрываются, на чьи места приходят новые игроки. Простые рестораны увеличивают обороты, те, что подороже, сокращают. Я против поиска среднего показателя температуры по больнице. Пока острых проблем, например, как во время ковида, сегодня нет. В сентябре всегда спад посещения ресторанов – и детей отправляют в школы, и фазенды закрывают. Сейчас, конечно, и информационный фон влияет на людей. Но сентябрь такой сам по себе, горизонт планирования в любом случае чуть больше, чем во время пандемии: сначала мы от недели снова перешли к кварталу, теперь горизонт планирования – месяц.
Разнообразие в положении региональных фитнес-клубов отметила и президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии и руководитель World Gym в России Ольга КИСЕЛЕВА:
– Первую неделю после 21 сентября падение составило 30% и более в выручке у более чем 50% ответивших игроков – мы опросили около 500 фитнес-клубов из 1500 с лишним, состоящих в ассоциации. У остальных чуть меньше – 10-20%. Есть компании, у которых выручка выросла на 1-2%, но это очень серьезно зависит от региона и локации. Сейчас ситуация немного выравнивается. Если у ресторанов сентябрь самый неактивный месяц, то у фитнес-клубов наоборот: люди отдали детей в школы и отправились заниматься собой. Сентябрь-октябрь для нас всегда пик сезона. Помимо объема денег у нас падает и трафик, объем посещения: не на 30-50%, конечно, но люди с уже купленными абонементами перестают ходить из-за такого информационного фона. Мы сравниваем февраль и сентябрь по динамике. После февраля в течение четырех-пяти недель клубы стабилизировались, перестали падать. Надеемся, что сентябрь-октябрь покажут такую же динамику.
КИСЕЛЕВА сообщила, что не знает, какое количество клиентов мобилизовали, однако 3-4% сотрудников фитнес-клубов ушли с повестками, еще 2-3% уехали:
– Кем замещать – сложный вопрос: у тренера должно быть специальное физкультурное образование (три-четыре года) и еще примерно полтора-два года ему надо, чтобы научиться профессионально тренировать, никого не покалечив, правильно относиться к клиентам. Поэтому заменить мальчиков на девочек по щелчку пальцев вряд ли удастся. Для нас это будет серьезная кадровая проблема.
Когда китайский товар не заходит россиянам
Генеральный директор компании Comscore в России, член Совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман ИСАЕВ сразу предупредил, что будет голосом пессимизма на этой пресс-конференции. Озвученные коллегами цифры показались ему щадящими на фоне того, что происходит в киноиндустрии. Он сказал, что даже если брать в расчет пресловутую среднюю температуру по больнице, то в их случае это не больница, а морг:
– В 2020 году у нас было понимание, что когда-нибудь локдаун закончится, пойдет вакцинация, люди начнут возвращаться к нормальной жизни и все будет потихоньку восстанавливаться. Сейчас никакого лучика света в ближайшем будущем не предвидится. Вся структура киноиндустрии рухнула, вся привычная схема получения контента в том числе с уходом Голливуда, который всегда давал две трети кассовых сборов последнее десятилетие. Сколько ни обсуждай его художественные достоинства и этические позиции, системность Голливуда, как машины по производству классного современного контента, оспорить невозможно. В марте все ушло, а заместить это все российским контентом невозможно, несмотря на выделенные российским кинопроизводителям после декабря 14,5 млрд рублей в год. Это много, но цикл производства – два года, больших фильмов – три и более. Мы ни в 2022-м, ни в 2023 году снятых на эти деньги фильмов не увидим.
Уход крупного контента, со слов ИСАЕВА, подкосил кинотеатры:
– Полноценные три месяца этого лета по сравнению с тремя месяцами доковидного 2019 года показали просадку по валовым сборам в 74%, по зрителям – 75%. То есть летом мы просели в четыре раза. Все наши просьбы и крики о помощи к государству, в отличие от 2020 года, ни к чему пока не привели. Ни денег, ни косвенной финансовой помощи мы не получили, хотя надежда по-прежнему есть – все это перенесено на следующий год.
Генеральный директор компании Comscore в России посетовал на то, то Минкульт не занимается проблемами кинотеатров, хотя отметил эффективность такого инструмента, как пушкинская карта, чье действие распространилось с февраля и на синема-парки: благодаря государству, подростки и студенты могут на 2000 рублей сходить в музей или посмотреть фильм. Но вот беда – отсутствие привычного контента не заманивает молодежь на сеансы. ИСАЕВ упомянул лишь историческую драму по роману Алексея ИВАНОВА «Сердце Пармы», который как раз вышел на экраны, ожидаемые сборы – от 0,5 млрд рублей:
– За лето закрылось 126 кинотеатров относительно февраля. Сначала ждали госденег, потом «Сердце Пармы», сейчас ждут Новый год с большими релизами. В июле в стране был закрыт 41% залов (не кинотеатров, а именно залов) из 5,5 тысячи. Московский кинотеатр «Иллюзион» – редкий случай, когда все замечательно. У него выручка выросла не только к 2021 году, но и к 2019 году, потому что сейчас на фоне отсутствия блокбастеров, поп-корнового кино определенный сегмент зрителей заинтересовался чем-то нестандартным, в том числе и старым контентом. Архивы Госфильмофонда, которым и принадлежит «Иллюзион», очень богатые. В масштабе страны из всех наших попыток показывать старое кино, были успешны только «Брат» и «Брат-2», на фоне спецоперации они хорошо легли на информационную повестку. Это монетизировалось в несколько десятков млн рублей в кинопрокате. Ни один другой перевыпущенный фильм не имел такого успеха, равно как не имел успеха и нестандартный контент в виде индийского, китайского кино. Индийское кино за весенне-летний период дало меньше 0,3% кассовых сборов: на него ходят только индусы, которые живут в наших городах.
Большие надежды отрасль возлагает на премьеры и законопроект депутата Госдумы Дмитрия КУЗНЕЦОВА, который может привести к трансформации потребления пока незаконного голливудского контента. По сути же, объяснил ИВАНОВ, спасет киноиндустрию только масштабная программа импортозамещения: мы должны научиться производить фильмы, причем нужны не только крупные блокбастеры, но и много жанрового кино.
Как бизнес душит новая кадастровая оценка
МОСКАЛЕНКО согласился с БУХАРОВЫМ, что на фоне пандемии текущее положение кажется более выгодным, но сравнил это с тяжелой болезнью вместо смерти:
– Ключевая проблема – неподъемная валютная кредитная нагрузка. Мы обращались в правительство РФ, в Минфин, в Минэк, в Госдуму, в Центральный банк с просьбой помочь ее решить. К примеру, упрощу, взяли вы кредит 100 долларов по курсу 70 рублей, а из-за того что ваш банк-кредитор под санкциями и не может работать с валютой, ваш кредит перевернулся в рубли. Но переворачивается он по курсу текущему, то есть 60 рублей. Текущее законодательство эти 10 рублей считает выручкой, на которую накладывается налог на прибыль. У бизнес-сообщества это ничего кроме смеха не вызывает, так как налог в буквальном смысле взят из воздуха, на наш взгляд.
Второй серьезной проблемой в отрасли президент Российского совета торговых центров обозначил налог на имущество, взлетевший после обновленной кадастровой оценки. Оспорить кадастровую стоимость можно только в суде, но это требует времени и средств, не гарантируя, впрочем, удовлетворительного результата:
– А за эти годы кадастровая стоимость снова изменится, так мы и играем в догонялки. Как минимум, мы просим ввести мораторий на ее повышение. В некоторых случаях налог на имущество доходит до 20% от выручки. Добавим кредитные обязательства и расходы на операционную деятельность, и многие предприятия оказываются в петле, из которой уже не выскочить, оказываясь перед тяжелым выбором что же не платить: за коммуналку, проценты по кредитам или налоги.
Третья сложность – с персоналом. Однако отток ощущается не из числа сотрудников торговых центров, а тех, кто трудится для них на аутсорсе: из сферы технического обслуживания, клининга.
— Спасение лежит в области многофункциональных объектов со сбалансированной моделью бизнеса, чтобы одно падающее направление не тянуло за собой другое. На Западе торговые центры переделывают под офисные помещения, апартаменты, гостиницы. Но российские торговые центры под гостиницы переформатировать очень сложно – нужно много окон, то есть придется уходить в полную реконструкцию. Технически это возможно, но очень сложно и дорого, – порассуждал МОСКАЛЕНКО.
БУХАРОВ горячо поддержал предыдущего спикера:
– Естественно, когда экономическая модель не работает, надо доносить это до органов, принимающих решения. В момент, когда все падает, а кадастровая стоимость вырастает, остается только или что-то изменить, или закрыться. Надо все-таки смотреть не макроэкономически, а в целом на ситуацию. В пандемию же быстро принимали решения, сейчас тоже нужно что-то предпринимать для удержания экономики.
Что касается персонала, то БУХАРОВ отметил (не считая небольшой части мобилизованных и покинувших страну без предупреждения работодателя) большой отток сотрудников с двойным гражданством из бывших союзных республик:
– Нас больше смущает ситуация, что ключевой сотрудник, от которого все зависит, уходя по мобилизации, не может быть владельцем бизнеса. А передать бизнес он не может! У него кредиты, коллектив. Он через три месяца вернется к разбитому корыту, а ему скажут: возвращай кредиты. Я считаю, что понятие «ключевой сотрудник» нужно ввести на законодательном уровне. Государству невыгодно забирать человека, из-за которого развалится бизнес и его 15, предположим, сотрудников пойдут на биржу труда.
Поделилась своей болью и КИСЕЛЕВА:
– Финансовые показатели тревожат фитнес. Мы не можем гасить кредиты ФОТ 3.0. Я говорила о падении валовой выручки, но ведь у нас и расходная часть выросла на 20-25%. Если говорить о рентабельности наших бизнесов, конечно, все очень индивидуально, но в целом она была 2-3%, а стала около нуля. Знаете, что еще нас беспокоит как предпринимателей? На фоне всей этой истории мы как культурно-оздоровительная отрасль получаем жесткое государственное регулирование. Я понимаю необходимость профессиональных стандартов, про риски для здоровья граждан. Но время не очень удачное выбрано для того, чтобы сейчас дополнительные финансовые расходы возлагать на каждого предпринимателя, который должен будет сертифицировать своих сотрудников, их профессионализм, давать дополнительную финансовую нагрузку, которая сильно на качество услуг не повлияет. На мой взгляд, пока можно приостановить этот процесс.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 октября 2022 года.