Все рубрики
В Омске воскресенье, 3 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Детям-сиротам регион подставляет бюджетный костыль

16 июня 2021 20:19
20
6215

Их положение почти безвыходно, но разве это выход?

17 июня Законодательное собрание Омской области рассмотрит законопроект «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Идея в том, чтобы дети-сироты, которые в Омской области почти никак не обеспечиваются жильем, вместо жилья, как то предписывает федеральный закон, получили бы на руки денежные сертификаты, и решали бы квартирный вопрос самостоятельно.

Представлять и дорабатывать законопроект пришлось депутатам, входящим в комитет по собственности заксобрания Омской области. Официально инициатором такого спорного метода решения проблемы выступили органы надзора за правопорядком. «Коммерческие вести» уже знакомили своих читателей  с изначальным проектом, подготовленным омской областной прокуратурой еще в середине марта 2021 года. Омское следственное управление СК РФ направило в адрес спикера заксобрания Владимира ВАРНАВСКОГО опыт Амурской области в данном вопросе. Несмотря на ряд противоречий готовящегося законопроекта федеральному законодательству, надзор можно понять. Необходимо следить за соблюдением прав и самых уязвимых в социальном плане групп населения. Дети-сироты как раз из таких. А с жильем у детей-сирот в Омской области действительно беда. И эта беда не только текущего бюджетного года.

Федеральный законодатель предусматривает выделение сиротам именно жилья. Федерация выделяет регионам под это средства, но с момента ограничения передачи под сирот не более 25% от общего количества квартир в доме, с учетом стоимости квадратного метра и количества этих метров по социальной норме, выполнять обязательства перед сиротами стало гораздо сложнее. Но и с нашим законопроектом, несмотря на понимание, что это попытка решить нерешаемое, есть ряд серьезных проблем.

 

Проблема первая — социальная.

Сироты не зря не входят в число получателей сертификатов на федеральном уровне. Жилищные сертификаты даются, например, военным, но им доверяют оружие, их дважды в год осматривают медики. К моменту получения жилищного сертификата они имеют серьезный жизненный опыт и им не нужна комиссия, которая (а это есть в омском законопроекте) будет оценивать их уровень социальной адаптации. Знаете, откуда взялись 25%? Чтобы эти дети социализировались. Дело в том, что дома сирот превращались в гетто. Даже квартиры в неспециализированном сиротском многоквартирном доме у многих сирот зачастую превращались в руины. Сироты — жильцы 4-5 квартир сбивались в одну квартиру, из прочего жилья спиливались и продавались батареи, унитазы. Коммунальные услуги оплачивались как попало. Конечно, так не повсеместно. Но большинство из них не умеют жить, не умеют управляться с домохозяйством. Не способны аккуратно следить за своим имуществом и принимать в отношении его эффективные решения. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел выделение им жилья из специализированного жилого фонда региона с возможностью оформления права собственности на это жилье через 5 лет. Во всяком случае так было совсем недавно.

 

Проблема вторая — рост мошеннических схем с сиротским жильем.

Проблема номер два плавно вытекает из первой. Всем известна беда с мягко говоря некорректным обращением с материнским капиталом. Его обналичивали через разные схемы, возникали целые группы юристов, «специализирующихся» на этом. И по умыслу незаконопослушных мамочек, и по их недомыслию. Теперь представьте, что речь идет о ребенке-сироте. Пусть ему уже 23 года, и он год работает, не состоит на учете у психиаторов и наркологов, не судился за право получить квартиру, не судим или имеет погашенную судимость. Как это помогает ему не попасть на удочку мошенников или самому не возжелать круглую сумму денег здесь и сейчас? Безусловно среди детей-сирот есть вполне успешные, создавшие свои семьи, адаптировавшиеся в нашем непростом мире. Они могли бы сами решить вопрос выбора, приобретения и сохранения жилья как актива. Но сколько их таких? Вы знаете? А наш региональный законодатель знает?

 

Проблема третья — бюджетная.

Планируется, что сертификаты на приобретение жилья будут выдаваться детям-сиротам в пределах бюджетных ассигнований. Формально это понятно. Сколько денег в бюджет заложено, на столько сертификатов и выдано. Но есть нюанс. Квартиры можно закупить в пределах бюджетных ассигнований, выделенных федеральным центром. Если этих средств недостаточно, то регион вправе добавить недостающие деньги. Если по суду регион обязали предоставить жилье, то бюджет защищен от исполнительных листов самой процедурой приобретения жилья. Объявляются торги, на них заявляются (или не заявляются) участники. По сути, торги объявляются регулярно, жилье по судебным решениям просто встает в начало очереди. А если дети-сироты, не получившие сертификаты в рамках бюджетных ассигнований обратятся в суд? Что если бюджетные лимиты уже подошли к концу, а имеющие право на получение сертификата еще не все удовлетворены? Если лимиты бюджета исчерпаны, это не основание для отказа в социальной выплате. Речь идет о публичных обязательствах региона перед определенными категориями граждан, и отказ из-за исчерпания лимитов тут недопустим. Напомним, что по данным регионального минобразования на 1 марта 2021 года в качестве нуждающихся в предоставлении жилья детей-сирот на учете состояло 8057 человек, на 1 января 2020-го их на учете было 7666. Судебные решения о предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке на начало марта текущего года имело 1437 человек. Понятно, далеко не все они достигли 23-летнего возраста. Но риск превышения бюджетных лимитов на лицо. Итак, неудовлетворенные сироты обращаются в суд, получают исполнительный лист и здравствуйте, непредвиденные бюджетные расходы. При этом законопроект предусматривает денежный сертификат как «дополнительные гарантии» за счет средств областного бюджета. А по федеральному закону детям-сиротам должны предоставляться именно жилые помещения. Как де-юре эти два положения коррелируют между собой? Сейчас при средней цене однокомнатной квартиры в Омске около 2 млн. рублей, обеспечение 8 тысяч сирот обойдется бюджету в 16 миллиардов. А в сертификатах? Давайте поглядим.

 

Проблема четвертая — сертификата на жилье не хватит.

Квартиры или дома для детей сирот должны соответствовать нескольким критериям. Федеральный законодатель предусматривает, что жилое помещение должно быть не меньше 33 кв.метров и иметь возраст не более 5 лет с момента ввода жилья в эксплуатацию. Сертификаты же, которые планируется внедрить на территории Омской области предусматривают, что жилье не должно быть меньше данной соцнормы, но ему достаточно быть не аварийным. Хорошо, вторичный рынок с более возрастным жильем — тоже нормальный выход.

Но хватит ли средств сертификата на приобретение жилья под эти критерии? Планируется, что методика расчета будет учитывать рыночную цену квадратного метра жилья, помноженную на соцнорму в квадратных метрах. Если будут применены дополнительные (например, заемные) средства на покупку, то выплата из бюджета будет ограничена суммой сертификата, а если сумма сделки при покупке жилья будет меньше, то выплата из бюджета будет равна стоимости жилья. Но дело в том, что обращение сертификата планируется в рамках финансового года, а для закладки лимитов под выдачу сертификатов в бюджет региона нужна расчетная сумма за квадратный метр, которая будет браться по состоянию на III квартал года предшествующего. Понимаете? Кто помнит сентябрьские цены на жилье в прошлом году? А насколько однокомнатная квартира подорожала сейчас?

История Омска знает примеры, когда цены на недвижимость падали, но, однако, это скорее не правило, а исключение. В финансово-экономическом обосновании, с которым завтра, очевидно, познакомятся те депутаты, которые еще не успели это сделать, сказано, что

список лиц, имеющий право на получение социальной выплаты, составляет 2174 человека, размер социальной выплаты в 2021 году на одного человека составит 1 285 713 рублей (согласно средней рыночной стоимости одного квадратного метра, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на III квартал 2020 года).

А теперь вопрос. Где 2174 человека, не лучшим образом социально адаптированных и финансово грамотных, возьмут недостающие как минимум около полумиллиона для покупки однокомнатной квартиры? Конечно, они могут взять какой-нибудь частный домик в деревне, в который приедет комиссия, убедившись, что целы крыша, внутренние и наружные стены, пол и — готово! Жилье для сироты за эти деньги найдено. Ведь в отношении каждого конкретного частного дома не будет заранее принятого решения о признании его аварийным, верно? Правда, здесь есть разительное отличие с необходимостью предоставить согласно федеральному закону жилье возрастом не старше 5 лет.

Кстати, для иллюстрации. Омское Минимущества буквально сегодня разместило на госзакупках целый ворох закупок жилых помещений для детей-сирот в Омске за 2 452 450 рублей и за 1 634 000 рубля в селе Азово парой недель ранее.

 

И главный вопрос — почему?

А почему, собственно, на полном серьезе надзорными органами предлагается и вполне приличными депутатами дорабатывается и обсуждается такой кривой механизм? Почему регион не может выполнить свои обязательства своевременно, без возбуждения уголовных дел, предоставляя детям-сиротам положенное им по закону жилье на условиях специального найма из специализированного жилого фонда и, в дальнейшем, дать сиротам стать собственниками этого жилья?

Ответ кроется в участии в процессе губернаторской команды. На круглых столах в редакции «Коммерческих вестей» мощные омские строители говорили о создании в регионе деструктивной атмосферы для работы. Юрий ГУРИНОВ  и Олег ЗОЛОТОВ, которые всегда участвовали в торгах для приобретения жилья для детей-сирот и под программу переселения из ветхого и аварийного жилья, готовы уходить и уже уходят в другие регионы, где строить можно по понятным правилам, и нет таких рисков не только лишаться земельных участков под строительство, но и не получать разрешения на ввод в эксплуатации готовых объектов или разрешений на строительство при полном комплекте документов. Отсюда в регионе проблемы не только с детьми-сиротами. Здесь и проблемы со строительством школ и детских садов. Но, возможно, жилье под детей-сирот построит «Брусника» или структуры Владимира ЕВТУШЕНКОВА? 

Конечно, из Омска люди уезжают. Но ведь если при Леониде ПОЛЕЖАЕВЕ, как бы к нему не относились, строилось в год 800 тыс. кв. метров жилья, то сейчас многоэтажного жилья от силы 300-350 тысяч. И бывший губернатор Виктор НАЗАРОВ и кланы тут уже ни при чем. Александр БУРКОВ руководит регионом уже скоро 4 года. Стоймонтаж многоквартирного жилого дома занимает от силы год. Ну, допустим, еще год на сбор предшествующей документации. Так что состояние строительной сферы и создание искусственного дефицита жилья в Омске — реальность, созданная нынешнем руководством региона. Вот только кто из него ответит за безответных детей-сирот?

Фото b17.ru



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Оптимист 18 июня 2021 в 11:44:
Да что вы переживаете тут? Бурков же сообщает о планах Брусники и АФК построить больше миллиона квадратных метров, в том числе для решения проблем обеспечения жильем сирот и расселения ветхого и аварийного. При чем красивого и современного. Вот будет счастье!
Омич 18 июня 2021 в 11:27:
По моему, правильнее было бы сказать, что проблему сирот делают проблемой самих сирот. Это должно понравиться нашему губернатору. Ну и тот факт, что инициатива идёт от прокуроров, не удивляет. Главное подложить бумажку о принятых мерах, а не содержание и результат.
Экономист 17 июня 2021 в 17:29:
Александр (начинаю думать, что Леонидович), мы здесь поставлены, чтобы фантазии сделать реальностью (шутка). Я не вижу никаких противоречий в том, что пишу. Про мои домыслы, то это мои мысли по вашим высказываниям… В чем вымысел? Вы Карине задаёте вопросы за пределами статьи — я вам отвечаю на ваши замечания. Как вы не по статье — так и мне приходится. Вы сами постоянно уводите (плохие мысли, Леонидович, почему это делаете) в сторону. Вот сейчас про дороги, школы… Это не вопрос статьи… Это вопрос с вашему тезке (если вас там несколько). Суть мысли автора, с которой согласен, — проект закона, мягко говоря, сырой. Вон Ванга, хоть и неграмотная старуха, все правильно понимает. Мутный какой-то, Александр (уверен, Леонидович)
Ванга 17 июня 2021 в 17:00:
Как это вижу я. Сорри, если не понравится кому. Есть уголовное дело по поводу немредоставления жилья сиротам. Есть попытка из него выкрутиться. Нормально выкрутиться не получается потому, что деньги на квартиры есть, а квартир нет. Похоже, не бегут омские строители участвовать в об'явленных торгах на приобретение жилья для сирот. Они имеют на это право. Испортил губернатор отношения с омски и строителями. Вот и нет квартир. А это и правда на костыль похоже
Александр 17 июня 2021 в 16:37:
Экономист, вы пустились уже в какие-то фантазии. То пишите, что якобы Карина пишет про то, что кто-то еще ничего не построил (а другие, мол, уже давно построили бы). Этого нет в статье и является вашими домыслами. И как вы определили что именно 250-300 тысяч квадратных метров нужно сейчас — исходя из потребности в жилье для сирот? Ну если да, то учитывая что доля квартир в доме для сирот не должна превышать 25%, то чтобы построить 250-300 тыс для сирот, нужно, чтобы общая площадь готового жилья составила минимум 1 млн — 1.2 млн. Вы уверены, что нынешняя инфраструктура Омска позволяет существенно наращивать масштабы строительства? Я говорю про дороги, электросети, водопровод, канализацию, школы, детсады и т.д. И вообще, в чем по-вашему причина снижения масштабов строительства?
Экономист 17 июня 2021 в 15:49:
Требуется около 250-300 тысяч квадратных метров готового жилья уже сейчас (ну может чуть меньше). Последние годы в Омске в среднем строилось чуть больше. Тут не ставка по ипотеке…
Экономист 17 июня 2021 в 15:42:
Александр (ещё больше надеюсь, что не Леонидович), вы опять не правы. Карина пишет, что пришлые ещё ничего не строят, не начали ещё… Она пишет не о том, плохие или хорошие условный золотов или брусника. Она пишет, как я понимаю, какое плохое решение проблемы, какой плохой очередной раз принимается закон. А закон не о строителях и ценах, а об одной из проблем сирот. На взлёт цен влияют кстати не только ставки по ипотеке, но и цены на метал, курс рубля и много чего. Писать про все это Карина вероятно не захотела, от этого суть ее статьи не страдает. А увеличение масштабов строительства пусть даже в пределах возможности Гуринова, или Золотова, или Брусники, для рынка скажем Москвы, серьезно на рыночную цену не повлияет. Но речь то идёт об Омске. А это увеличение объема предложения в 2 раза. Тут Сорос не даст соврать — это серьезно. А учитывая, что строительный цикл у панельщиков самый быстрый, а цены и себестоимость одни из самых низких, это уже батенька АРГУМЕНТ. Тем более раньше в основном квартиры сиротам в Омске покупали у Золотова и Гуринова.
Александр 17 июня 2021 в 12:54:
Верно, ставка по ипотеке разогревает спрос, а масштабы строительства — это уже предложение. Но речь ведь о резком росте цен на жилье — не так ли? А причина этого явления в данном случае лежит на стороне спроса, а точнее резкого его роста из-за резкого спада цены ипотеки. О том, что цены на жилье по всей России взлетели после падения цены ипотеки сейчас не говорит только ленивый, а в статье об этом ни слова. Можно было снизить цену за счет увеличения масштабов строительства, но это уже было бы решение проблем, порожденных низкой ставкой ипотеки — временных проблем, кстати. Что касается причин падения масштабов строительства, то мне сложно тут спорить, потому что не ориентируюсь в теме, но аргументы Карины вызывают сомнения: мол строят пришлые строители вместо наших.
Экономист 17 июня 2021 в 11:57:
Александр (надеюсь не Леонидович), рыночная цена (в том числе на жильё) это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товара. То, о чем говоришь ты, влияет на спрос, то, про что пишет автор — на предложение. Цена растёт от того, что спрос превышает предложение. Если бы строители строили больше, то при ограничении спроса, конкуренции заставила бы цену понижаться.
Александр 17 июня 2021 в 11:25:
Карине. Вот вы пишите: «Уровень социализации сирот — ограничение для применения разнообразных финансовых механизмов...». А зачем вы пишите об этой причине? Об этом следует писать в статье, посвященной уровню социализации сирот, о проблемах с их воспитанием в детских домах и всевозможных последствиях такого воспитания. Что касается цен на жилье, то я хоть и не специалист по строительной отрасли, но даже я понимаю, что ключевая причина резкого роста стоимости жилья заключается в низких ставках по ипотеке. ЦБ уже начал потихоньку поднимать ключевую ставку и льготную ипотеку тоже скоро прикроют — тогда и цены на жилье упадут.
Карина РЕГЕР 17 июня 2021 в 10:58:
Александру. Уровень социализации сирот — ограничение для применения разнообразных финансовых механизмов решения проблемы с жильём сирот. Ситуация со строительным рынком региона — причина. Необеспечением сирот жильём — следствие. Жаль, что вы этого не видите
Алёна 17 июня 2021 в 10:55:
В том то и дело, что в первую очередь жильё дают детям из детских домов. А там большая часть детей, у которых есть родители. У меня под опекой было трое племянников, старший уже 5 лет стоит на очереди, которая совершенно не двигается. Живите как хотите.
Александр 17 июня 2021 в 10:47:
С логикой у меня полный порядок и в статье в одну кучу свалены несколько проблем: социализация сирот, масштабы строительства в регионе и проблемы обеспечения сирот жильем.
Александру 17 июня 2021 в 10:21:
У вас путанный, нелогичный взгляд на вещи. Эта статья не про социализацию. Это про несоответствие федеральным законам и риски для всех сторон. И про то, что регион вновь вынужден вновь чистить конюшни после губернаторских трудов.
Алиса 17 июня 2021 в 09:15:
Пока живут на свете дураки, лапти-будай. Ждём.
Александр 17 июня 2021 в 08:43:
Очень слезливая статья — произведет впечатление на людей, ничего не понимающих ни в экономике ни в том, что вообще из себя должно представлять государство и зачем оно нужно. Особенно понравился пассаж о том, что многие дети-сироты не умеют жить и не способны аккуратно следить за своим имуществом — я бы пожелал автору статьи поселиться в доме по соседству как раз с такими сиротами — в течение нескольких месяцев вся жалость испарится. Автор вообще свалил в одну кучу проблему обеспечения жильем и проблему социализации детей-сирот. Социализация — это отдельная большая проблема и тут нужно уже писать статьи о детских домах, о проблеме воспитания в этих домах, мнение самих воспитателей, мнение сирот и т.д. Упоминание Полежаева в статье выглядит забавным, учитывая то, что на один только хоккей он спускал до миллиарда бюджетных средств в год.
Светлана 17 июня 2021 в 08:19:
При такой разнице в деньгах сиротам сертификаты будут навязывать
Похоже, это отстой 17 июня 2021 в 00:48:
Но сертификат по заявлению, наверное, получают? Так не стоит сиротам подавать такое заявление. Надо в суд и обязать выдать квартиру
Сергей 16 июня 2021 в 21:13:
Останутся без жилья. Жаль
Алексей 16 июня 2021 в 20:56:
Федеральное законодательство нужно обязательно дополнять положением, по которому родители, отказавшиеся от ребенка обязаны к его 18-летию перечислить в бюджет стоимость квартиры. А если это алкаши, то пусть отрабатывают. Мусора в Омске много. Пусть метут улицы 18 лет. И только если родители погибли или умерли оба обеспечивает государство. Почему это не сделано до сих пор непонятно.
Показать все комментарии (20)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.