Их положение почти безвыходно, но разве это выход?
17 июня Законодательное собрание Омской области рассмотрит законопроект «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Идея в том, чтобы дети-сироты, которые в Омской области почти никак не обеспечиваются жильем, вместо жилья, как то предписывает федеральный закон, получили бы на руки денежные сертификаты, и решали бы квартирный вопрос самостоятельно.
Представлять и дорабатывать законопроект пришлось депутатам, входящим в комитет по собственности заксобрания Омской области. Официально инициатором такого спорного метода решения проблемы выступили органы надзора за правопорядком. «Коммерческие вести» уже знакомили своих читателей с изначальным проектом, подготовленным омской областной прокуратурой еще в середине марта 2021 года. Омское следственное управление СК РФ направило в адрес спикера заксобрания Владимира ВАРНАВСКОГО опыт Амурской области в данном вопросе. Несмотря на ряд противоречий готовящегося законопроекта федеральному законодательству, надзор можно понять. Необходимо следить за соблюдением прав и самых уязвимых в социальном плане групп населения. Дети-сироты как раз из таких. А с жильем у детей-сирот в Омской области действительно беда. И эта беда не только текущего бюджетного года.
Федеральный законодатель предусматривает выделение сиротам именно жилья. Федерация выделяет регионам под это средства, но с момента ограничения передачи под сирот не более 25% от общего количества квартир в доме, с учетом стоимости квадратного метра и количества этих метров по социальной норме, выполнять обязательства перед сиротами стало гораздо сложнее. Но и с нашим законопроектом, несмотря на понимание, что это попытка решить нерешаемое, есть ряд серьезных проблем.
Проблема первая — социальная.
Сироты не зря не входят в число получателей сертификатов на федеральном уровне. Жилищные сертификаты даются, например, военным, но им доверяют оружие, их дважды в год осматривают медики. К моменту получения жилищного сертификата они имеют серьезный жизненный опыт и им не нужна комиссия, которая (а это есть в омском законопроекте) будет оценивать их уровень социальной адаптации. Знаете, откуда взялись 25%? Чтобы эти дети социализировались. Дело в том, что дома сирот превращались в гетто. Даже квартиры в неспециализированном сиротском многоквартирном доме у многих сирот зачастую превращались в руины. Сироты — жильцы 4-5 квартир сбивались в одну квартиру, из прочего жилья спиливались и продавались батареи, унитазы. Коммунальные услуги оплачивались как попало. Конечно, так не повсеместно. Но большинство из них не умеют жить, не умеют управляться с домохозяйством. Не способны аккуратно следить за своим имуществом и принимать в отношении его эффективные решения. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел выделение им жилья из специализированного жилого фонда региона с возможностью оформления права собственности на это жилье через 5 лет. Во всяком случае так было совсем недавно.
Проблема вторая — рост мошеннических схем с сиротским жильем.
Проблема номер два плавно вытекает из первой. Всем известна беда с мягко говоря некорректным обращением с материнским капиталом. Его обналичивали через разные схемы, возникали целые группы юристов, «специализирующихся» на этом. И по умыслу незаконопослушных мамочек, и по их недомыслию. Теперь представьте, что речь идет о ребенке-сироте. Пусть ему уже 23 года, и он год работает, не состоит на учете у психиаторов и наркологов, не судился за право получить квартиру, не судим или имеет погашенную судимость. Как это помогает ему не попасть на удочку мошенников или самому не возжелать круглую сумму денег здесь и сейчас? Безусловно среди детей-сирот есть вполне успешные, создавшие свои семьи, адаптировавшиеся в нашем непростом мире. Они могли бы сами решить вопрос выбора, приобретения и сохранения жилья как актива. Но сколько их таких? Вы знаете? А наш региональный законодатель знает?
Проблема третья — бюджетная.
Планируется, что сертификаты на приобретение жилья будут выдаваться детям-сиротам в пределах бюджетных ассигнований. Формально это понятно. Сколько денег в бюджет заложено, на столько сертификатов и выдано. Но есть нюанс. Квартиры можно закупить в пределах бюджетных ассигнований, выделенных федеральным центром. Если этих средств недостаточно, то регион вправе добавить недостающие деньги. Если по суду регион обязали предоставить жилье, то бюджет защищен от исполнительных листов самой процедурой приобретения жилья. Объявляются торги, на них заявляются (или не заявляются) участники. По сути, торги объявляются регулярно, жилье по судебным решениям просто встает в начало очереди. А если дети-сироты, не получившие сертификаты в рамках бюджетных ассигнований обратятся в суд? Что если бюджетные лимиты уже подошли к концу, а имеющие право на получение сертификата еще не все удовлетворены? Если лимиты бюджета исчерпаны, это не основание для отказа в социальной выплате. Речь идет о публичных обязательствах региона перед определенными категориями граждан, и отказ из-за исчерпания лимитов тут недопустим. Напомним, что по данным регионального минобразования на 1 марта 2021 года в качестве нуждающихся в предоставлении жилья детей-сирот на учете состояло 8057 человек, на 1 января 2020-го их на учете было 7666. Судебные решения о предоставлении жилых помещений во внеочередном порядке на начало марта текущего года имело 1437 человек. Понятно, далеко не все они достигли 23-летнего возраста. Но риск превышения бюджетных лимитов на лицо. Итак, неудовлетворенные сироты обращаются в суд, получают исполнительный лист и здравствуйте, непредвиденные бюджетные расходы. При этом законопроект предусматривает денежный сертификат как «дополнительные гарантии» за счет средств областного бюджета. А по федеральному закону детям-сиротам должны предоставляться именно жилые помещения. Как де-юре эти два положения коррелируют между собой? Сейчас при средней цене однокомнатной квартиры в Омске около 2 млн. рублей, обеспечение 8 тысяч сирот обойдется бюджету в 16 миллиардов. А в сертификатах? Давайте поглядим.
Проблема четвертая — сертификата на жилье не хватит.
Квартиры или дома для детей сирот должны соответствовать нескольким критериям. Федеральный законодатель предусматривает, что жилое помещение должно быть не меньше 33 кв.метров и иметь возраст не более 5 лет с момента ввода жилья в эксплуатацию. Сертификаты же, которые планируется внедрить на территории Омской области предусматривают, что жилье не должно быть меньше данной соцнормы, но ему достаточно быть не аварийным. Хорошо, вторичный рынок с более возрастным жильем — тоже нормальный выход.
Но хватит ли средств сертификата на приобретение жилья под эти критерии? Планируется, что методика расчета будет учитывать рыночную цену квадратного метра жилья, помноженную на соцнорму в квадратных метрах. Если будут применены дополнительные (например, заемные) средства на покупку, то выплата из бюджета будет ограничена суммой сертификата, а если сумма сделки при покупке жилья будет меньше, то выплата из бюджета будет равна стоимости жилья. Но дело в том, что обращение сертификата планируется в рамках финансового года, а для закладки лимитов под выдачу сертификатов в бюджет региона нужна расчетная сумма за квадратный метр, которая будет браться по состоянию на III квартал года предшествующего. Понимаете? Кто помнит сентябрьские цены на жилье в прошлом году? А насколько однокомнатная квартира подорожала сейчас?
История Омска знает примеры, когда цены на недвижимость падали, но, однако, это скорее не правило, а исключение. В финансово-экономическом обосновании, с которым завтра, очевидно, познакомятся те депутаты, которые еще не успели это сделать, сказано, что
список лиц, имеющий право на получение социальной выплаты, составляет 2174 человека, размер социальной выплаты в 2021 году на одного человека составит 1 285 713 рублей (согласно средней рыночной стоимости одного квадратного метра, установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на III квартал 2020 года).
А теперь вопрос. Где 2174 человека, не лучшим образом социально адаптированных и финансово грамотных, возьмут недостающие как минимум около полумиллиона для покупки однокомнатной квартиры? Конечно, они могут взять какой-нибудь частный домик в деревне, в который приедет комиссия, убедившись, что целы крыша, внутренние и наружные стены, пол и — готово! Жилье для сироты за эти деньги найдено. Ведь в отношении каждого конкретного частного дома не будет заранее принятого решения о признании его аварийным, верно? Правда, здесь есть разительное отличие с необходимостью предоставить согласно федеральному закону жилье возрастом не старше 5 лет.
Кстати, для иллюстрации. Омское Минимущества буквально сегодня разместило на госзакупках целый ворох закупок жилых помещений для детей-сирот в Омске за 2 452 450 рублей и за 1 634 000 рубля в селе Азово парой недель ранее.
И главный вопрос — почему?
А почему, собственно, на полном серьезе надзорными органами предлагается и вполне приличными депутатами дорабатывается и обсуждается такой кривой механизм? Почему регион не может выполнить свои обязательства своевременно, без возбуждения уголовных дел, предоставляя детям-сиротам положенное им по закону жилье на условиях специального найма из специализированного жилого фонда и, в дальнейшем, дать сиротам стать собственниками этого жилья?
Ответ кроется в участии в процессе губернаторской команды. На круглых столах в редакции «Коммерческих вестей» мощные омские строители говорили о создании в регионе деструктивной атмосферы для работы. Юрий ГУРИНОВ и Олег ЗОЛОТОВ, которые всегда участвовали в торгах для приобретения жилья для детей-сирот и под программу переселения из ветхого и аварийного жилья, готовы уходить и уже уходят в другие регионы, где строить можно по понятным правилам, и нет таких рисков не только лишаться земельных участков под строительство, но и не получать разрешения на ввод в эксплуатации готовых объектов или разрешений на строительство при полном комплекте документов. Отсюда в регионе проблемы не только с детьми-сиротами. Здесь и проблемы со строительством школ и детских садов. Но, возможно, жилье под детей-сирот построит «Брусника» или структуры Владимира ЕВТУШЕНКОВА?
Конечно, из Омска люди уезжают. Но ведь если при Леониде ПОЛЕЖАЕВЕ, как бы к нему не относились, строилось в год 800 тыс. кв. метров жилья, то сейчас многоэтажного жилья от силы 300-350 тысяч. И бывший губернатор Виктор НАЗАРОВ и кланы тут уже ни при чем. Александр БУРКОВ руководит регионом уже скоро 4 года. Стоймонтаж многоквартирного жилого дома занимает от силы год. Ну, допустим, еще год на сбор предшествующей документации. Так что состояние строительной сферы и создание искусственного дефицита жилья в Омске — реальность, созданная нынешнем руководством региона. Вот только кто из него ответит за безответных детей-сирот?
Фото b17.ru