«Предоставив иностранным государственным органам позорящие потерпевших сведения»: подробности процесса Леонида МАЕВСКОГО, о которых не писали центральные СМИ.
Вчера, 11 июля, Тверской суд города Москвы продлил на три месяца – до 14 октября – пребывание в СИЗО известному российскому предпринимателю Леониду МАЕВСКОМУ (на фото), в 2003 году соперничавшему с Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ за пост губернатора Омской области.
Уголовное дело по ч.3 п.б ст. 163 УК РФ (вымогательство) было возбуждено 14 ноября 2018 года, на следующий день по этому делу Леонид МАЕВСКИЙ был задержан, ему было предъявлено обвинение в совершении преступления и 16 ноября постановлением Тверского районного суда Москвы в отношении к нему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
«С заявлением в правоохранительные органы обратились акционеры "Альфа-групп" и компания А1» — сообщил тогда федеральный «КоммерсантЪ». По данным следствия, МАЕВСКИЙ по предварительному сговору с неустановленными лицами с 31 октября по 8 ноября 2018 года в Москве требовал от потерпевших не менее 37,5 млн долларов. В случае отказа он обещал распространить сведения, порочащие потерпевших.
Как сказано на сайте самого Леонида МАЕВСКОГО, с 2000 по 2003 год он работал в Государственной Думе Федерального Собрания РФ Третьего созыва, куда был избран депутатом от Коммунистической партии Российской Федерации.
В середине 2003 года он баллотировался на пост губернатора Омской области. Согласно официальным протоколам, на выборах 9 сентября 2003 года Леонид ПОЛЕЖАЕВ набрал 55,96% голосов, Леонид МАЕВСКИЙ, баллотировавшийся от КПРФ, — 27,93%. После ареста МАЕВСКОГО в 2018 году Леонид ПОЛЕЖАЕВ рассказал свои впечатления об этих выборах.
После провала на выборах МАЕВСКИЙ попытался отнять у своих бывших союзников – омского обкома КПРФ – их здание на Ипподромной, но не удалось. В конце 2006 года он предпринял еще одну попытку отнять здание обкома — но опять не получилось.
В феврале 2013 года Леонид МАЕВСКИЙ получил оперативный контроль над крупнейшим агрохолдингом России, имевшим немалые активы в Омской области, — САХО. Однако и здесь последовали уголовные дела, обвинения друг друга в мошенничестве и банкротство.
На вчерашнем заседании суда выяснилось, что потерпевшими по уголовному делу МАЕВСКОГО признаны бизнесмены Петр АВЕН и Михаил ФРИДМАН — совладельцы Альфа-Банка. Об этом сообщил РБК, чей корреспондент побывал на заседании суда. Он же передал, что «бывшего депутата задержали в ноябре 2018 года на ул. Маши Порываевой, сказал судья на сегодняшнем заседании. На пересечении этой улицы и ул. Каланчевской расположен головной офис Альфа-банка».
Этот же судья Александр МЕРКУЛОВ вчера, но в другом заседании, продлил арест помощнику МАЕВСКОГО Максиму БУКИНУ, задержанному в тот же день, что и экс-депутат.
Тем временем «Коммерческим вестям» удалось выяснить подробности предыдущего продления ареста Леонида МАЕВСКОГО – об этом еще никто из СМИ не писал. Как рассказали нам источники, близкие к столичным правоохранительным органам (немало омичей перевелись в Москву), 12 апреля 2019 года тот же судья Тверского суда Александр МЕРКУЛОВ перевел МАЕВСКОГО из СИЗО под домашний арест, сославшись на его болезни. Более того, судья вынес частное постановление, в котором обратил внимание руководителя второго отдела управления по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента МВД России Андрея МЕЦГЕРА на допущенные нарушения уголовно-процессуального закона старшего следователя по особо важным делам Владимира КОБЕЦА при производстве предварительного расследования по уголовному делу в отношении МАЕВСКОГО. Судья заявил о неэффективной организации предварительного расследования, которое-де ведут аж 10 следователей.
Однако в апелляционной инстанции 24 апреля решение районного суда о домашнем аресте и частное постановление в отношении следствия были отменены, а Леонид МАЕВСКИЙ, который сидел в зале, был вновь взят под стражу приставами и помещен в СИЗО.
Следователь Владимир КОБЕЦ в апелляционной жалобе, в частности, отметил, что заявление районного судьи о 10 следователях – недостоверно: «в представленных суду материалах, обосновывающих ходатайство о продлении срока содержания МАЕВСКОГО под стражей содержится постановление о производстве предварительного следствия следственной группой, согласно которому в ее состав включены 5 следователей и руководитель следственной группы».
Этой группой, по словам КОБЦА, «произведены все из запланированных следственных и процессуальных действий, однако из запланированного не получены заключения почерковедческих и фоноскопической судебных экспертиз по независящим от следователя обстоятельствам, вместе с тем лингвистическая судебная экспертиза, производство которой возможно после получения заключения фоноскопической судебной экспертизы».
Он отметил необходимость «значительного количества следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в различных регионах Российской Федерации, в том числе допросов не менее 15 свидетелей, помимо тех, которые допрошены ранее».
Исходя из вышесказанного, понятно, что МАЕВСКОГО некоторое время прослушивали.
В апелляционной инстанции 24 апреля выступил также представитель потерпевших Петра АВЕНА и Михаила ФРИДМАНА, который выразил категорическое несогласие с домашним арестом Леонида МАЕВСКОГО, заявив:
— Свидетелями со стороны обвинения являются лица, которые в течение продолжительного времени находились в служебной и финансовой зависимости от МАЕВСКОГО, в связи с чем, последний совместно с соучастниками может оказать давление на свидетелей. Также МАЕВСКИЙ может продолжить заниматься преступной деятельность, распространив через неустановленных соучастников в средствах массовой информации и предоставив иностранным государственным органам позорящие потерпевших сведения, позорящие их честь, достоинство и деловую репутацию, чем помешает объективному рассмотрению уголовного дела судом.
По мнению представителя потерпевших, обвиняемый, "будучи знаком с участниками расследуемых событий, и находясь под домашним арестом, будет согласовывать с ними свою позицию, преследуя цель избежать привлечение к уголовной ответственности за содеянное, при этом установлены не все соучастники" МАЕВСКОГО и БУКИНА. Он отметил, что осуществить должный контроль и соблюдение МАЕВСКОГО "возложенных ограничений на время домашнего ареста, в современных условиях, с учетом развития средств коммуникации, не представляется возможным".
Интересно, что в отношении Максима БУКИНА не было решения о переводе под домашний арест, в апреле (как и вчера) ему продлили нахождение в СИЗО.
Ранее срок следствия по делу МАЕВСКОГО и БУКИНА был до 14 июля 2019 года. Понятно, что перед тем, как продлить нахождение в СИЗО, суд удостоверился, что и следствие накануне было продлено.
Фото с сайта Леонида МАЕВСКОГО