Судьба, прогресс и диалектика
Интересно, до какой степени могут быть недальновидны люди. И насколько иной раз проницательны.
Вот 14 декабря 1916 года делает очередную запись в дневнике профессор Московского университета, а также Высших женских курсов и Московской духовной академии Михаил БОГОСЛОВСКИЙ:
«Среда. Утро занимался Петром. <...> Государственная Дума все менее занимается законодательством и все более обращается в митинг для произнесения речей против «власти». «Борьба с властью» — это теперь всеобщий лозунг. Шингарев в заключение своей революционной речи кричит при громе аплодисментов, что он говорит «во имя борьбы с властью». Мы дошли до величайшего разврата, крича такие слова. Власть существует для того, чтобы ей повиноваться, а не для борьбы с нею; если этого не признавать, если смотреть на «власть» как на мишень для нанесения ей ударов, то далеки ли мы до анархии? Крепко надеюсь на здравый смысл великоросса, создавшего многовековым трудом эту власть».
Михаил Михайлович, чьи дневники 1913-19 годов сохранились в Государственном историческом музее и опубликованы московским издательством «Время» шесть лет назад, был автором монографий «Областная реформа Петра Великого. Провинция 1719-1727 г.г.» и «Земское самоуправление на Русском Севере в XVII в.», которые и были положены им в основу магистерской и докторской диссертаций. Сорокадевятилетний профессиональный историк и убежденный консерватор БОГОСЛОВСКИЙ неплохо понимал характер России.
Сорокасемилетний врач и прогрессист Андрей ШИНГАРЕВ тоже не понаслышке знал Россию. Он был ярким земцем и самым активным образом занимался политикой. Заведовал больницей Воронежского земства в 1899-1903 годах, санитарным отделом Воронежской губернской земской управы в 1903-1907. Был членом ЦК партии кадетов, депутатом II-IV Государственных дум, председателем думской Военно-морской комиссии.
Всякий, кто хотя бы отчасти знаком с историей трех русских революций, помнит судьбу Временного правительства. После Февральской революции ШИНГАРЕВ последовательно занимал посты министра земледелия, министра финансов, а в июле 1917 года возглавил фракцию кадетов в Петроградской городской думе. В день открытия Учредительного собрания бывшего министра ШИНГАРЕВА арестовали. Вместе с бывшим Государственным контролером Временного правительства Федором КОКОШКИНЫМ он ходатайствовал о переводе в тюремную больницу по состоянию здоровья. Там, в Мариинской больнице, 5 января 1918 года оба были зверски убиты матросами-анархистами.
Профессору БОГОСЛОВСКОМУ тоже не слишком-то пожилось в революционной России. В течение десяти последующих лет его четырежды арестовывали.
Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 ноября 2017 года