Далеко не во всех субъектах РФ работают, как задумано, рынки и ярмарки.
Седьмого февраля состоялась дискуссия «РБК Events» на тему «Фермерство: точки роста и перспективы развития в новых реалиях».
Сергей МИТИН, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, сообщил, что в сельской местности проживает 38 млн россиян, из них 7 млн непосредственно заняты сельским хозяйством. Сенатор отметил растущий запрос отечественного потребителя на органическую продукцию. Главным же вопросом для фермеров остаётся выбор канала для сбыта: формат рынков-ярмарок требует временных и финансовых расходов, связанных с логистикой и наймом продавцов, вход в крупные сетевые магазины также чреват тратами на упаковку продукции и даже её первичную обработку. Опять же это жёсткие условия тайминга и объёмов поставок.
В свою очередь игроки рынка – например, соосновательница фермы «Весёлая корова» Анна МАТЮШКИНА – посетовали на то, что несмотря на раздачу государством различных грантов и субсидий, популяризации фермерства в стране нет. Раскритиковала предпринимательница и хвалёные госярмарки: да, они великолепно обустроены, но… люди туда попросту не ходят. Запрос у россиян на органические продукты действительно есть, подтвердила МАТЮШКИНА, только чиновники не спешат по-настоящему помогать со сбытом продукции:
– Фермеров много, но их никто не знает. Нет доступных хороших площадок для продажи, а в интернете не все способны продвигаться, не все умеют, не у всех есть время, возможности. Почему бы не попробовать заменить эти деньги, которые раздаются, реальной поддержкой? У меня знакомая женщина получила грант, купила землю, трактор, сама на этом тракторе обрабатывала землю. Любит она своих коров и бросить их не может! Но из-за того, что ей нужно было всем этим заниматься, она не успела найти каналы сбыта. И вот она приходит ко мне и плачет: «Аня, забери у меня молоко». Теперь я три года должна забирать это молоко, потому что мне просто её жалко. Нужно смотреть, что дальше происходит с теми, кто получает господдержку. Часто у них кончаются деньги, и они идут за следующим грантом. Может надо им просто помочь наладить сбыт? Тогда у них были бы свои деньги.
Некоторые предприниматели – в частности, Алексей КУЗИН, владелец торговой марки «Молоко из Кузьмино» – находят выходы в объединении с другими крестьянско-фермерскими хозяйствами. Кооператив позволяет распределить между его членами часть общей нагрузки, начиная от ухода за животными до переработки продукции и её доставки потребителям. КУЗИН согласился с МАТЮШКИНОЙ: организованные региональными правительствами форматы не работают:
– Самая большая проблема – конечно, сбыт. Львиная доля приходит покупать продукцию в ритейл. А эти ларьки у торговых центров? Что они дают? Вот зачем люди приходят в торговые центры? Купить обувь, развлечься. Что, они будут на выходе покупать молоко и лук? В слякоть, в дождь? По опыту говорю, так не бывает. Люди идут целенаправленно в одно место закупиться продуктами через одну кассу.
Фото © стоп-кадры онлайн-трансляции