Судят дядю сознавшегося в хищении Севака САРОЯНА.
В Первомайском районном суде идет судебное следствие в отношении Гнела САРОЯНА, дяди директора ООО «Дорожная строительная компания» Севака САРОЯНА, и их предполагаемой подельницы Инны КУПЛЕНИК, соучредителя и директора ООО «Дорремстрой», находящегося в стадии ликвидации. Гнел САРОЯН и КУПЛЕНИК обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных ст. 174. 1 ч. 4 п.б (отмывание денежных средств в особо крупном размере) и ст. 159 ч.4 УК РФ (мошенничество, то есть хищение чужого имущества, совершенное организованной группой, либо в особо крупном размере).
Ранее «Коммерческие вести» писали о том, что для ликвидации последствий произошедшего в 2015 году паводка на территории Знаменского района был объявлен ряд аукционов на ремонт дорог. В 2016 году в одном из них победило госпредприятие «Дорожное ремонтно-строительное управление № 5», получив заказ на полное восстановление грунтовых дорог за 50 млн. рублей. По версии следствия, Севак САРОЯН, его дядя Гнел САРОЯН и знакомая семьи юрист Инна КУПЛЕНИК разработали план хищения бюджетных средств. Севак САРОЯН, как руководитель ДСК, заключил с ДРСУ № 5 договор субподряда на сумму 43 млн. рублей. Однако, как утверждают в прокуратуре Омской области, работы фигуранты выполнять не планировали. Гнел САРОЯН должен был обеспечить присутствие на объектах специальной техники, чтобы она создавала видимость ремонтного процесса, а КУПЛЕНИК — оформлять поддельную бухгалтерскую и исполнительную документацию с завышенными объемами работ.
В начале 2018 года по материалам УФСБ по Омской области было возбуждено уголовное дело в отношении САРОЯНОВ и КУПЛЕНИК. Севак САРОЯН свою вину полностью признал, заключил с прокуратурой досудебное соглашение о сотрудничестве. Его дело было рассмотрено в особом порядке. Вот что он рассказывал в суде:
— С руководителями ДРСУ-5 нас познакомил Норик МАНУКЯН (глава строительной компании «Гарант»), он же выполнял все работы, контролировал и технику, и поставку материалов, и выполняемые объемы. Была выполнена только часть работ по отсыпке грунтов. Не хватило времени: аукционы состоялись в сентябре, в ноябре уже начались заморозки. Весной должны были доделать, но не доделали. Мне было об этом известно. Документацию должны были подготовить работники ДРСУ-5, но у них не было возможности, и по факту все акты подготовила КУПЛЕНИК. Изначально объемы работ в сметах были завышены. Денежные средства, которые были похищены, мы обналичили через две организации и разделили. (Имеются в виду ООО «Мастерок» и ООО «Эдель»).
В конце января этого года Севаку САРОЯНУ назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы в колонии общего режима с выплатой штрафа 800 тысяч рублей. Примечательно, что Севак САРОЯН уже приговаривался судом к двум годам колонии по статье «Хищение чужого имущества в крупном размере» – опять же, за махинации при строительстве дорог. Еще один представитель этой семьи – Норик САРОЯН, брат Гнела САРОЯНА, отбыл наказание за дачу взятки заместителю министра строительства региона Михаилу ТЮФЯГИНУ за помощь в получении госконтракта на строительство дороги Петровка-Калиновка в Омском районе. Он уже вышел из колонии по УДО.
Но вернемся к свежей дорожной истории. Помимо сознавшегося во всем Севака САРОЯНА, ранее, в декабре 2018 года, осудили Дмитрия БЕНЗИКА, и. о. главного инженера ДРСУ № 5, принимавшего «работу» субподрядчиков САРОЯНОВ. Чиновнику вменили халатность (ч. 1.1 ст. 293 УК РФ). БЕНЗИК написал явку с повинной – его уголовное дело также было рассмотрено в особом судебном порядке. Ему назначено наказание в виде штрафа 400 тысяч рублей и лишения права в течение двух лет занимать должности в органах местного самоуправления, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.
31 января 2020 года состоялось первое судебное заседание по делу официально не трудоустроенного Гнела САРОЯНА, отца четверых детей, и Инны КУПЛЕНИК, юриста ООО «ПСК «Синергия», уроженки Казахстана. Перво-наперво САРОЯН запросил услуги переводчика с армянского, и это вызвало подозрения у судьи Кирилла ЛЕПЕХИНА – в областном суде, в котором подсудимый обжаловал меру пресечения (ранее он находился в СИЗО), он ими не пользовался.
– Какое у вас гражданство?
– Российское.
– Сколько уже проживаете в России?
– 34 года.
– Как владеете русским языком?
– Средне.
– Почему? Вы учились в русскоязычной школе?
– Нет. Нам иногда преподавали русский, но я окончил только восемь классов.
– Как же так, вы живете 34 года здесь, у вас есть российский паспорт. Если бы вам что-то было непонятно, вы бы здесь не проживали!
Переводчица – армянка с филологическим образованием – стала что-то шептать САРОЯНУ, но судья велел это прекратить: «Он владеет русским языком в совершенстве». Подсудимый возразил: «Я могу не понять некоторые формулировки в обвинении». «У вас для этого есть защитник, – кивнул ЛЕПЕХИН в сторону адвоката Сергея ФАДИНА. – К тому же обвинительное заключение вы получали». Однако судья все-таки смягчился и удовлетворил ходатайство о назначении переводчика.
Помощник прокурора САО Юлия ШТРИБЛЕВСКАЯ зачитала обвинительное заключение. Любопытно, что далеко не все участники произошедшего привлекли внимание органов. В частности, уже упомянутого Норика МАНУКЯНА, согласно версии следствия, САРОЯНЫ в известность насчет своих планов увести в фирмы-прокладки бюджетные средства не поставили. Напротив, они воспользовались авторитетом известного строителя, много работавшего по контрактам на севере Омской области: МАНУКЯН помог своим собратьям по диаспоре убедить директора ГП «ДРСУ-5» Леонида ЕРШОВА, что контракт субподрядчиком будет выполнен в положенные сроки. Итак, утверждается, что подсудимые путем обмана похитили принадлежащие казенному учреждению Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области» (проходит потерпевшим по делу, заявило в рамках этого уголовного дела гражданский иск на возмещение ущерба) бюджетные денежные средства в общей сумме 40,5 млн. рублей, перечисленные за якобы выполненные ремонтные работы. С целью легализации похищенные денежных средств были выведены на расчетные счета транзитных фирм.
ЛЕПЕХИН уточнил отношение подсудимых к обвинению. Никто из них вину не признал в полном объеме. САРОЯН пояснил, что не имел преступных намерений, поставил, как с ним и договаривались, на объекты строительную технику и, даже не успев получить за это деньги, уехал обратно в Армению. Версию произошедшего Севака САРОЯНА он не подтвердил, согласившись на очных ставках с позицией МАНУКЯНА и УДОДОВА (субподрядчика ДСК). Ни с кем, с его слов, он ни в ДРСУ, ни в УДХ никогда не пересекался. Инна КУПЛЕНИК сообщила, что готовила документацию по просьбе Севака САРОЯНА, ни с кем другим не контактировала, никаких денежных средств не получала и не подозревала о том, что планируется преступление.
Рассмотрение дела продолжится изучением материалов дела и допросом свидетелей.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 февраля 2020 года.