Музей как театр боевых действий.
Катарина ЛОПАТКИНА
Василий Пушкарев. Правильной дорогой в обход
М.: Издательство Музей современного искусства «Гараж», 2023 год. – 304 стр.
Тираж 2000 экз.
«И так я пережил на посту директора Русского музея эпоху Сталина, «великое десятилетие» Хрущева и «благоденствие» брежневского времени. Несмотря на различие этих исторических эпох, в них было и нечто общее. Существовала и исправно действовала триада правил: инициатива наказуема, за самостоятельность надо платить и, если идти правильной дорогой в обход, то можно кое-что сделать. То, что инициатива наказуема, я чувствовал ежедневно. Часто вызывали меня «на ковер» в Ленинградский горком и обком партии, в оба министерства культуры; до сих пор я имею выговоры от министерств культуры, но они не мешают мне жить. В свое время я привык к наказуемости инициативы, и у меня выработался условный рефлекс: стоило только услышать звонок от какого-либо вышестоящего начальства, я безошибочно догадывался, за что будет взбучка, какие брать «оправдательные» документы и какой тактики придерживаться. За самостоятельность я платил мизерностью своей зарплаты. Она всегда была у меня по крайней мере в два раза меньше, нежели у директора Третьяковской галереи. А вот насчет правильной дороги, уж извините, я всегда шел правильной дорогой, и никто меня не смог сбить с этого пути», – вспоминал в свое время герой этой книги, написанной искусствоведом Катариной ЛОПАТКИНОЙ. Василий ПУШКАРЕВ (1915 – 2002) был назначен на должность директора Государственного Русского музея в 1951 году, в конце сталинской эпохи, и снят с нее в 1977-м, уже в годы брежневского застоя. Мнения о директоре бытовали самые разные, но его профессиональное кредо было отлито в чеканном «собрать и безусловно сохранить». Сохранить, даже если сейчас нельзя экспонировать.