Издательство «КоЛибри; Азбука-Аттикус» выпустило в переводе на русский язык книгу Эммы СМИТ «Записки библиофила: Почему книги имеют власть над нами» (М.; 2023 год; 272 стр.).
Название на языке оригинала: «Portable Magic. Our long love affair with books». Профессор Оксфорда, специалист по Шекспиру Эмма СМИТ рассказывает об истории книг, делая акцент не на привычном нам образе «архивов мудрости и знаний», а на материальных формах, в которых представали книги, и на том, насколько разным целям им порой приходилось служить. «Любая книга сулит читателю трансформацию. Ожидание перемен входит в незримый договор между книгами и их читателями», – утверждает Эмма СМИТ.
В одной из глав под названием «Титаник» и книжный трафик» идет речь о молодом человеке. Звали его Гарри Элкинс Уайденер. Уайденер родился в 1885 году в одной из лучших семей Филадельфии. Состоятельная мать ни в чем ему не отказывала. К двадцати четырем годам он уже был обладателем солидного книжного собрания более чем из полутора тысяч томов. В 1909 году, подавая прошение о вступлении в нью-йоркский клуб богатых книголюбов Grolier, он с указал, что собирает «в основном интересные мне самому книги», особенно авторов и иллюстраторов XIX века.
«Собирательство книг было одним из статусных занятий состоятельных американцев времен «позолоченного века», когда и для Джона Пирпонта Моргана, и для Генри Эдвардса Хантингтона, и для Генри Клея Фоулджера их библиотеки служили скорее «прачечными» для отмывания огромных доходов от корпоративных финансов, железных дорог и нефти. Социолог Рассел Белк определяет коллекционирование как «активное, избирательное, увлеченное приобретение и обладание вещами, выведенными из обычного для них употребления»: книга, находящаяся в собрании, предназначена для показа, а не для чтения. В основе собирательства, замечает Белк, лежит стяжательство и обладание, но эти импульсы, бывает, маскируются высокой эстетической или культурной ценностью его объектов. Это, пожалуй, знакомо и нам: человек, покупающий книг больше, чем в состоянии прочитать, в анатомии консьюмеризма занимает совсем не такое место, как неистовый приобретатель дизайнерских сумок, крутых машин или, на худой конец, фирменных кроссовок» (пер. Татьяны Камышниковой).
Возвращаясь из Европы, Уайденер отправил многочисленные книжные приобретения другим транспортом, взял с собой недавно купленные «Опыты» Фрэнсиса Бэкона издания 1598 года и вместе с семьей взошел на борт «Титаника». Мать и ее служанка были спасены. Двадцатисемилетний Уайденер и его отец погибли.