Издательство АСТ; Редакция Елены Шубиной выпустило в свет книгу Абрама ТЕРЦА «Прогулки с Пушкиным» (М.; 2024 год; 282 стр.; тираж 3000 экз.).
Абрам Терц – литературный псевдоним Андрея Донатовича Синявского (1925–1997), филолога, научного сотрудника ИМЛИ в Москве и профессора Сорбонны в Париже. «Прогулки с Пушкиным» – самая известная, вызвавшая наибольшее количество споров книга Андрея Синявского, которую он написал во время заключения в Дубровлаге. В книгу также вошли эссе «Путешествие на Черную речку» и письмо-ответ А.И. Солженицыну «Чтение в сердцах», опубликованные в журнале «Синтаксис».
«При всей любви к Пушкину, граничащей с поклонением, нам как-то затруднительно выразить, в чем его гениальность и почему именно ему, Пушкину, принадлежит пальма первенства в русской литературе. Помимо величия, располагающего к почтительным титулам, за которыми его лицо расплывается в сплошное популярное пятно с бакенбардами,- трудность заключается в том, что весь он абсолютно доступен и непроницаем, загадочен в очевидной доступности истин, им провозглашенных, не содержащих, кажется, ничего такого особенного (жест неопределенности: «да так... так как-то все...»). Позволительно спросить, усомниться (и многие усомнились): да так ли уж велик ваш Пушкин, и чем, в самом деле, он знаменит за вычетом десятка-другого ловко скроенных пьес, про которые ничего не скажешь, кроме того, что они ловко сшиты? «...Больше ничего / Не выжмешь из рассказа моего», – резюмировал сам Пушкин это отсутствие в его сочинении чего-то большего, чем изящно и со вкусом рассказанный анекдот, способный нас позабавить. И, быть может, постичь Пушкина нам проще не с парадного входа, заставленного венками и бюстами с выражением неуступчивого благородства на челе, а с помощью анекдотических шаржей, возвращенных поэту улицей словно бы в ответ и в отместку на его громкую славу».
Так начинается книга и да, шуму было много в свое время. Как пояснял сам Андрей Синявский,«Прогулки с Пушкиным» – это лирическая проза писателя Абрама Терца, в которой я по-своему пытаюсь объясниться в любви к Пушкину и высказать благодарность его тени, спасавшей меня в лагере..»
По мнению же Александра Гениса, «чтобы оказаться на дружеской ноге с Пушкиным, Терц отложил в сторону традицию, не озаботился сносками, почти упразднил полемику, презрел терминологию и писал с лапидарной точностью и поэтической вольностью. При этом автор искусно и решительно исключил из текста «Я», но не интимный тон, с которым никто никогда еще не разговаривал с Пушкиным».
И в качестве бонуса: в оформлении книги использован рисунок Михаила Шемякина.