Санкт-Петербургское издательство Константина Тублина выпустило книгу Артемия АГРАФЕНИНА «Легенды «Ленфильма»: заметки о старейшей российской киностудии» (2022 год; 336 стр.; тираж 800 экз.).
Артемий АГРАФЕНИН десять лет работает пресс-секретарем киностудии. Все это время он изучал архивы студии и семейные архивы кинематографистов, штудировал стенограммы худсоветов, листал многотиражку «Кадр», встречался с ветеранами «Ленфильма». В издании собраны истории создания почти сорока лент золотой коллекции от «Чапаева» и «Петра Первого» до «Собачьего сердца» и «Особенностей национальной охоты». Перед читателем предстает жизнь кинематографического Ленинграда-Петербурга за 90 лет. Книга снабжена редкими фотографиями, сделанными на съемках фильмов, а также уникальными иллюстрациями из фондов киностудии и личных архивов.
Одна из глав посвящена тому, как Алексей Герман снимал фильм «Мой друг Иван Лапшин». Легендарная картина вышла на экраны летом 1984 года.
«Режиссер снял картину по повести своего отца, писателя и драматурга Юрия Германа. В основу сюжета легла история начальника уголовного розыска города Унчанска Ивана Лапшина, короткий кусочек его жизни».
Иван Лапшин был списан писателем Юрием Германом, отцом режиссера, с реального человека – сотрудника уголовного розыска Ивана Бодунова. Зная историю этого сыщика, режиссер принципиально искал малоизвестного актера с трагической печатью на лице. По мнению Германа, Болтнев как раз из тех, кто не пережил бы тридцатые. Он был прекрасен и профессионален в своей профессии и абсолютно бесхитростен и даже беспомощен в обычной жизни. На роль журналиста Ханина режиссер, наоборот, искал известного актера. У Ханина был прообраз – друг Юрия Германа, писатель и переводчик Валентин Стенич. Журналиста сыграл Андрей Миронов.
«Во время приемки фильма в отделе культуры ЦК КПСС картина вызвала шок. 1930-е годы – время романтики и всеобщего подъема: коллективизация, великие стройки, миллионы людей созидали свой город-сад, страну-сад... А у Германа картина получалась совсем иная. Это осложнило путь фильма к зрителю. Несколько лет фильм не допускали к прокату. А когда картина вышла на экраны, сразу была признана шедевром. В 1986 году фильм получил призы на фестивалях в Локарно и Роттердаме, а затем Госпремию РСФСР».