Странствия японского эго.
Осаму ДАДЗАЙ
Исповедь «неполноценного» человека
Пер. с яп.
СПб.: Издательство Гиперион, 2019 год. – 160 стр.
Тираж 1000 экз.
«Я родился в деревне на северо-востоке страны. Поезд увидел впервые уже взрослым. Железнодорожные эстакады казались мне аттракционами, по замысловатой прихоти выстроенными на заграничный манер; и хотя я не раз ими пользовался, никак не мог свыкнуться с мыслью, что они нужны для безопасного перехода через пути. Не единожды поднимаясь на эстакаду, или спускаясь с нее, я воспринимал это как изысканное развлечение, мне казалось, что они составляют одну из самых приятных услуг, оказываемых железной дорогой; и когда позднее я открыл для себя, что эстакада – не более чем мост над путями, то есть строение исключительно утилитарного назначения, – интерес к ним совершенно пропал. И еще помню, что как-то в детстве я увидел в одной книжке метро, и тоже долго считал его не транспортом, созданным из практической необходимости, а увлекательным развлечением: разве не шик – кататься на поезде под землей?» (пер. Владимира Скальника). Как отмечают издатели, этот роман, написанный в 1948 году, пожалуй, самое знаменитое произведение Осаму Дадзая, одного из сильнейших японских писателей нового времени, написанное в жанре «ватакуси-сесэцу» («роман о себе»). Считается, что этот текст – своеобразная автобиография писателя, в которой он повествует не о перипетиях своего жизненного пути, а о мучительных странствиях своего эго. Эпитет «неполноценный» не зря взят в кавычки. Духовный анализ, которому подвергает себя главный герой повести, высвечивает и лживость окружающего социума, и непостижимую для неполноценного человека способность «полноценных» людей лгать, не боясь последствий. Простодушная уверенность героя в своей ущербности по мере прочтения становится для читателя все менее и менее убедительной.