Издательство Государственной Третьяковской галереи выпустило в свет альбом «Генрих Семирадский» (М., 2022 год; 360 стр.; тир. не ук.).
Издание подготовлено к выставке «Генрих Семирадский. По примеру богов». Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902) — центральная фигура искусства позднего академизма, автор сложных многофигурных холстов, которые неизменно привлекали внимание знатоков и широкой публики. Важную часть его творческого наследия составляют монументальные композиции, в том числе для храма Христа Спасителя и Российского Исторического музея. В альбоме представлены живописные и графические работы Семирадского, а также богатый иллюстративный материал из российских и зарубежных музейных и частных собраний. Издание включает статьи ведущих отечественных специалистов о творчестве Семирадского, в том числе об уникальном опыте его сотрудничества с итальянским фотографом Микеле Мангом, о технологических исследованиях произведений мастера, о рефлексии наследия Семирадского и художников его круга в современном искусстве, а также летопись жизни художника, дополненную недавно открывшимися сведениями. Впервые на русском языке публикуются письма Семирадского родным из собрания Папского института церковных исследований в Риме.
Редактор/составитель альбома – Татьяна Карпова. Она же и куратор выставки. Странным образом, о творчестве Семирадского говорят не часто. Он был Мастером, однако, потерялся среди современников.
«Семирадский был миролюбивым и талантливым, – рассказывает куратор выставки Татьяна Карпова. – Он получил такое образование и вышел из такой культурной среды, что русские художники, за редким исключением, конкурировать с ним не могли. Столь сильный соперник поразил и публику, и профессионалов. И когда он стал привозить из Италии свои картины, это вызвало шквал критики, чему Семирадский очень удивился» (РИА НОВОСТИ).
Его называли «чертополохом, от которого нужно избавиться», а его творчество – «пыльной рутиной». Поляк, он со временем покинул страну, но и за рубежом его не приняли. «Выбрав путь наднационального художника, который черпает вдохновение из всей европейской цивилизации, Семирадский лишился поддержки, как в России, так и в Польше», – поясняет куратор. Социально ориентированные передвижники бились с консерваторами из Академии художеств, а под каток попал Семирадский. «Была и определенная зависть некоторых художников, – добавляет Татьяна Карпова. — Они настраивали против Семирадского Павла Третьякова, это была борьба за мецената, за деньги». Это аргумент.