Коллекция кольчуг в фондах ОГИК музея является самым значимым собранием доспехов за Уралом.
В Омском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка под названием «Крепкая кольчуга». Посетители смогут увидеть на пяти витринах различные виды кольчатых доспехов, предметы защитного и наступательного вооружения русских первопроходцев, служилых людей, а также коренных народов Сибири и Средней Азии. Особое место в экспозиции отведено предметам археологических раскопок, найденным археологами во время экспедиций на территории города Тара. Даже выставлены игрушечные сабли, луки и стрелы. Они лишний раз подтверждают, что на тарской земле дети воспитывались с малых лет как будущие воины.
На первой витрине выставлены монгольский шлем «Кулах-худ», щит, предметы конской упряжи: седло, стремя, удила, а также лук, стрелы, наконечники стрел.
На второй витрине – образцы восточного древкового и клинкового оружия, ударно-раздробляющего действия, и среди них – кистень «Бога». Здесь же боевые топоры «Айбалта», которыми были вооружены воины Средней Азии. Сабля «Дао» с ножнами воина Китая. Сабля «Шамшир» с ножнами воина Средней Азии.
На третьей витрине – кольчатые доспехи разнообразных форм и размеров. Они отличаются друг от друга некоторыми деталями изготовления. Есть кольчуга приталенная (изготовлена индивидуально), с кожаными ремешками и воротником. Такой вид с высокой долей вероятности может свидетельствовать, что кольчуга была изготовлена в Средней Азии.
На этом же стенде выставлены двузубец и трезубец «Мезрак» из Средней Азии. Они напоминают вилы. Эти два виды оружия имеют персидское происхождение. По всей вероятности, они в XVII–XVIII веках имели скорее сакрально-церемониальные функции, чем боевые. Демонстрируется боевой топор стражника из Средней Азии. Рядом с оружием Средней Азии находится рогатина русского воина XVII века. Рогатины могли использоваться для рукопашного боя или для охоты на крупного зверя. Они имели тяжелый вес, чем увеличивали пробивные способности.
На четвертой витрине представленные предметы, которые характеризуют быт служилых людей и холодное оружие на территории Тарского острога XVII века. Все эти предметы найдены на территории воеводской усадьбы Тарской крепости.
На пятой витрине выставлено огнестрельное оружие. Это кремневые гладкоствольные ружья, пистолет кремневый гладкоствольный, пули и пороховница. Против огнестрельного оружия кольчуги стали малоэффективны. Однако с появлением огнестрельного оружия холодное оружие продолжало применяться в бою. Кольчатые доспехи по-прежнему защищали воинов от ударов сабель, стрел, копий. На стенде можно увидеть распашную кольчугу со сплошным разрезом застежками на груди. Она отдаленно напоминает куртку.
Сабли – разных размеров. Они подбирались в зависимости от роста их обладателей.
Палаш – это тяжелое оружие, как правило он использовался воином обладающий физической силой. Удар палаша могла выдержать кольчуга, но не спасала от увечий воина.
Выставку дополняет картина «Сибирские татары» омского художника Георгия Петровича КИЧИГИНА.
Куратор выставки – заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом Сергей Игоревич ЕГОРОВ – рассказал:
«На выставке «Крепкая кольчуга» мы постарались показать, как были защищены кольчугами воины во время освоения Сибири, а также кольчуги воинов Средней Азии. Кольчуга – общее название особого вида доспеха, сплетенного из железных колец и предназначенного для защиты от холодного оружия. Точно не установлено, кто и когда придумал кольчугу. Историки считают ее родиной Древний Иран. Оттуда эта броня пришла в Европу, затем в Византию. Можно предположить, кольчуги попали на Русь примерно в X веке. Кольчуги активно использовалась для защиты дружинников. Русские воины по достоинству оценили их прочность и гибкость».
В группу кольчатых доспехов входят непосредственно кольчуги, панцири и байданы, различаемые по форме и размеру колец, а также длине самой кольчатой рубахи:
«Уникальность и неповторимость кольчатых доспехов кроется в нескольких аспектах. Во-первых, процесс производства кольчуг был весьма трудоемким, требовавшим терпения при однообразной работе мастера. Над изготовлением кольчуги мастер трудился несколько месяцев. Объем работы зависел от количества рядов сплетенных колец, а также от количества колец. Если на одну кольчугу мастер ставил 15 тысяч колец, то на другую мог поставить 30 тысяч колец. Отсюда и прямая зависимость затраченного времени на изготовление кольчуги. На изготовление одной кольчуги уходило 500–600 метров проволоки. Кольца между собой кузнецы соединяли по-разному, клепали или сваривали. Наибольшая прочность достигалась меньшими диаметрами колец. Тем больше колец, тем была прочнее кольчуга. Она также имела еще одно преимущество – могла служить воинам многих поколений. С точки зрения воина – обладателя кольчуги, она была не только гибкой, но также имела небольшой вес – около десяти килограмм. Кольчугу можно было заказать по фигуре и росту. Кольчуга стоила дорого, а добытая в бою считалась ценным трофеем. На выставке можно увидеть, что некоторые кольчуги были в свое время в ремонте. Это заметно по разным формам колец, а точнее по заплатам».
Сергей ЕГОРОВ рассказал:
«Если до XIII века кольчуги были наиболее популярными доспехами в Европе, в Азии и на Руси, то с XIV века в Западной Европе пошли по пути утяжеления защитного вооружения. Например, воины надевали на себя в цельнометаллические латные доспехи и кирасы. В России пошли путем усовершенствования кольчужной брони, добавляя к ней металлические пластины (бахтерец, юшман). Известно, что русскими, служилыми людьми в Сибири, кольчатые доспехи использовались до конца XVII века. А вот коренные сибирские народы и кочевники использовали их вплоть до XIX века».
В Омском историко-краеведческом музее уникальная коллекция кольчатых доспехов насчитывает почти два десятка единиц. Ни один музей Сибири не имеет такой уникальной коллекции кольчуг.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ