Пейзажи родного Прииртышья и удивительные животные африканской саваны ждут зрителей на выставке «Из джунглей на опушку».
Выставка Музея имени М.А. Врубеля посвящена творчеству талантливых омских мастеров, художников-самоучек – Дмитрия Дмитриевича ГЕРЦЕНА (1920–1994) и Николая Ивановича ХОЛОДОВА (1936 г.р.). В экспозиции свыше 50 деревянных скульптур и около 10 живописных произведений. Она построена по принципу сказочной игры-путешествия. Войдя в зал, зрители вначале попадают в «Дом», затем перемещаются в «Дремучий лес» и, наконец, оказываются в «Дальних странах».
«Декорации» – из гофрокартона: деревья, цветы, двухэтажные домики несколько дней вырезали почти все сотрудники музея. Картон специально оставили неокрашенным – так он становится похожим на пряничное тесто, что усиливает ощущение сказки.
В витринах-избушках, среди пейзажных мотивов живут деревянные звери и птицы: петухи и куры, коровы и козы, собаки и лошади, олени и совы, львы и тигры, слоны и зебры, леопарды, обезьяны, жирафы и даже кенгуру. Фигурки выполнены художником Дмитрием ГЕРЦЕНОМ. Они из тополя, осины, и расписаны масляными красками.
Автор живописных пейзажей – Николай ХОЛОДОВ. Очень тонкие по настроению и звучанию, они рассказывают об утреннем тумане и пении ночной птицы, июльской грозе и светлой березовой роще.
– Творчество этих двух художников – яркий пример наивного искусства, – говорит куратор выставки заведующая отделом просвещения и музейной педагогики Ольга ГАЙДУК. – Это искусство близко детскому творчеству и детскому мироощущению в целом. Оно чистое, искреннее и очень внимательное к деталям. Потому что взрослый человек в своем ритме порой не замечает, какие красивые снежинки, какие яркие звезды. А вот как раз эти два мастера сохранили чистый, искренне заинтересованный взгляд на мир. И через их произведения мы эту основу мира тоже очень хорошо чувствуем.
Дмитрий ГЕРЦЕН родился в немецком поселке Саратов Славгородского района Алтайского края. Человек непростой судьбы, в военные и послевоенные годы он освоил множество специальностей: бурильщика, слесаря по ремонту тракторов, кузнеца, монтажника, преподавателя немецкого языка и труда в средней школе. При этом он всегда тяготел к изобразительному искусству и одно время зарабатывал тем, что писал маслом на клеенке копии известных картин. Деревянной скульптурой занялся, уже будучи пожилым человеком.
Животные и птицы не отличаются у ГЕРЦЕНА реалистичностью: художник произвольно менял их пропорции, упрощая и стилизуя, отчего деревянные фигурки приобретали черты архаичности, первоформы и былинности. Он не работал с натурой, а делал изображения по картинкам и фотографиям. Так, фигуру леопарда с детенышем ГЕРЦЕН выполнил по фото в журнале «Огонек» 1984 года.
Единственным исключением стал его собственный кот Жмурка, послуживший моделью для нескольких скульптур. Одна из них – кот Музеус – сегодня символ омского Центра «Эрмитаж-Сибирь».
Николай Иванович ХОЛОДОВ начал рисовать еще в юности, когда служил на флоте, а после окончания службы уже безоговорочно посвятил себя творчеству. Хотя профессионального образования так и не получил, и это было принципиальное решение. В своих произведениях художник из Черлака обращается к мотивам родной природы. Он удивительным образом умеет передать разные ее состояния, пользуясь, в общем-то, простейшими средствами. Художник абсолютно пренебрегает перспективой, но, например, так пишет свет, что он становится ирреальным, мистическим. Мимолетное превращается в значимое.
Яркую, сказочную, теплую выставку в музее адресуют и детям, и взрослым. Она будет работать до сентября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ