Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Сергей КРУГЛОВ: Нужен ли Омску аэропорт Федоровка? (полная версия)

7 апреля 2024 10:00
83
22770

В качестве обоснования переноса омского аэропорта называют причины, которые много лет как уже не актуальны. 

Что у нас в Омске стабильно, так это строительство мегастроек, в частности "нового" аэропорта Омск-Федоровка. Это регулярно происходит на протяжении более четырех десятков лет. Только вроде маленько успокоились, так в очередной раз активно начали "завершать строительство нового аэропорта", который федералы бросили финансировать и строить в начале 90-х годов прошлого века.

Не те вопросы

Работа снова начала активно вестись, причем с широким привлечением населения и с новой изюминкой – выбор наиболее приемлемого варианта внешнего облика аэровокзала в строящемся уже более 40 лет аэропорту Федоровка. Но как и раньше, никто даже не задумывается провести комплексный анализ всего этого проекта с привлечением как специалистов, так и общественности с целью определения всех его основных параметров. Получения реальной цифры стоимости завершения строительства как его бюджетной части, так и того, что будет финансировать бизнес. Оценки конкурентоспособности будущего "нового" аэропорта в единой транспортной системе страны, наконец, сроков окупаемости этого очень дорогого предприятия стоимостью в десятки миллиардов рублей как для бюджета, так и для инвесторов.

Как изменится стоимость обслуживания для авиакомпаний, которые будут летать в Федоровку, и, как следствие – как изменится стоимость билетов для омичей и гостей нашего города. Как изменится в связи с этим география полетов и количество рейсов в Омск, доходность аэропорта и его отчисления в бюджеты всех уровней. И даже такая, казалось бы, мелочь, как будет формироваться коллектив нового предприятия с достаточно узкой авиационной специализацией. Ведь каждый день ездить на работу в Центральный, а то и вообще приходить на работу пешком, проживая в Авиагородке, получая зарплату 30-40 тысяч рублей, – это одно, а если добираться каждый день на работу за 40 километров на личном автомобиле, то дополнительные расходы работника только на бензин составят половину его месячной зарплаты. Если их компенсировать предприятием, потребуется порядка 250 миллионов рублей в год, если нет, то работать там просто будет некому. То есть комплексный анализ должен дать научную оценку экономической целесообразности этой стройки. А получив положительное заключение, можно и фасады обсуждать.

Направления анализа

Не хочется выступать в роли некой Кассандры, но давайте попробуем поразмышлять на тему Федоровки несколько шире, чем выбор его внешнего вида. Для этого давайте определим несколько направлений для анализа. Крупными мазками.

1. Является ли наличие аэропорта Омск Центральный на его нынешнем месте неприемлемым с точки зрения безопасности полетов, экологической безопасности или мешающим архитектурному развитию мегаполиса Омска. Это аномальное или обычное расположение аэропорта в большом городе. Существуют ли аналогичные примеры в России и за рубежом. Как положительные, так и отрицательные.

2. Кто является главными бенефициарами строительства нового аэропорта в Федоровке и как учесть их интересы, если аэропорт будет строиться на другой площадке или вообще останется на старом месте?

3. Как повлияет вынос аэропорта на его экономику и экономику региона в целом. Какие будут плюсы и минусы. Насколько целесообразно строить аэропорт именно в Федоровке, или, может быть, вынести его в другое место, или вообще не трогать, а оставить на старом месте.

4. Может ли Омск Центральный при своем нынешнем месторасположении быть способен развиваться или, как постоянно читаю в прессе, "его развитие невозможно из-за застройки его по периметру городом"?

Итак, начнем.

Это все неправда

Сторонники выноса аэропорта за город уповают на то, что полеты самолетов над городом не обеспечивают безопасность как пассажиров, так и жителей города, проживающих вдоль улицы 20 лет РККА и до набережной реки Иртыш. И выбросы от самолетов снижают экологию в городе до неприличного уровня, плюс огромный шум. Дескать, такого нет нигде, кроме Омска.

Смею вас уверить, это неправда. Полеты в Омске – один из наиболее благоприятных вариантов не только в России, но и в мире. Любителям не верить на слово рекомендую посмотреть видео захода на посадку, например, в Гонконге, где самолет просто облетает высотные здания при заходе на посадку и четвертый разворот для выхода на посадочную полосу делает на высоте всего 200 футов, это порядка 60 метров над землей, а у нас в Омске четвертый разворот самолеты выполняют на высоте 600 метров. Или посадки самолетов на аэродроме Принцессы Юлианы на Сен-Мартене. Там над курортным пляжем самолет реально пролетает на высоте 7-8 метров, у нас над центральным пляжем он пролетает на высоте 160-170 метров. Причем самолеты там намного крупнее тех, которые принимает омский аэропорт.

Да бог с ней, с заграницей. Берем Россию. При заходе на посадку в Омске самолет летит над городом, от ТЭЦ-5 до берега Иртыша, всего лишь 7 километров. На высоте от 600 до 160 метров (средняя высота 380 метров). Время полета при скорости 250 км/час составляет менее двух минут. А теперь возьмем нашего ближайшего соседа – Новосибирск. Там аэропорт Толмачево находится в 40 километрах от города, но при заходе на посадку (кто летал в Новосибирск, это легко подтвердит) самолет летит над Новосибирском от 7 до 11 минут на высоте круга, который у них 400 метров. То есть при наличии аэропорта в 40 километрах от города самолеты летают над городом практически на той же высоте, что и в Омске, только в пять-шесть раз продолжительнее. Да и количество самолетов там в шесть раз больше.

А теперь про экологию. Расход топлива у самолета при заходе на посадку в среднем составляет 1,5 тонны в час. За две минуты он сожжет 50 кг керосина. Количество рейсов в сутки в среднем у нас пусть 20. Итого за сутки вся авиация спалит 1 тонну керосина, причем не под носом у жителей, а на высоте, как мы уже говорили, 380 метров. Продукты горения, естественно, озона не добавляют.

Но давайте посмотрим, какова доля авиации по сравнению хотя бы с автомобильным транспортом. Не будем брать промышленные предприятия, нефтехимию и другие прелести цивилизации. Машин в Омске, своих и транзитных, я думаю, не меньше 500 000. Грузовики, автобусы, легковые и пр. В сутки пусть они работают не более двух часов, расход на круг, пусть будет 20 литров в час. Итого автомобили в Омске сжигают 20 тысяч тонн бензина и солярки в сутки. Следовательно, доля авиации, в ухудшении качества воздуха в городе Омске, составляет 0,005%, а если брать все остальные загрязнители, то не более одной тысячной доли процента. Про шум я вообще не говорю. Уровень шума от тех же автомобилей превышает уровень шума самолетов, да так, что его просто невозможно замерить.

  Теперь о помехе со стороны аэропорта в части архитектурного развития городской инфраструктуры. Еще более двадцати лет назад я задавал вопрос как высоким руководителям региона и города, так и уважаемым архитекторам. Для чего вы в Генплане города планируете сети, дороги, развязки и жилые кварталы на месте существующего аэропорта, когда федеральное правительство – а омский аэропорт является аэропортом федерального значения – отказалось от его переноса как экономически не имеющего смысла.

Здесь хочу немного отвлечься и коснуться истории возникновения самой идеи выноса аэропорта за город в начале семидесятых годов прошлого столетия. Основные типы магистральных воздушных судов тогда были Ту-104 и Ил-18. Градиент набора которых, особенно в летнюю жару, был так же далек от параметров современных самолетов, как небо от земли. Самолеты, особенно Ту-104, при взлете в жару на город, чуть не задевали Дом со шпилем на Ленинградской площади, а шум и вибрации от них был такой, что вылетала оконная замазка в домах по маршруту взлета по улице Ленина и 8 Марта. А сегодня картина совсем другая. Изменилась техника, изменились условия эксплуатации, поменялись и планы Правительства РФ.

Так вот, возвращаясь к вопросу Генплана города, никто из опрашиваемых так и не мог объяснить, почему мы рисуем Генплан один, а строительство в городе ведем по факту совсем по-иному. Вот и появляются рядом с аэропортом недостроенные омские небоскребы, у застройщиков высотных зданий постоянно возникают проблемы с Управлением Росавиации в Новосибирске, дающим или нет разрешение на строительство. Причем дают они разрешение не в соответствии с Генпланом, а в соответствии с требованиями Воздушного кодекса по безопасности полетов.

Наиболее активные застройщики, купившие земельные участки на Левобережье под глиссадой заходящих на посадку самолетов, поверив заверению тогдашнего губернатора области, что с 2008 года самолеты уж точно будут летать из нового аэропорта, просто обанкротились. Какое уж тут может быть развитие? Да и с бизнесом так поступать, наверно, просто глупо. Он может поверить обещаниям один раз, но если обещания губернаторов регулярно даются и не исполняются, бизнес просто перестает верить в эти обещания, и если он крупный – просто уходит в другой регион. Ведь у нас аэропорт Федоровку, после прекращения этой стройки как бесперспективной, обещали достроить в 1996, 2001, 2004, 2008 годах и потом каждый раз с приходом нового губернатора – в 2012, 2017…

Вот и Виталия Павловича сия кара не минула, и уже в 2023 году эпопея Федоровки снова началась. Почему же ни у кого так и не получилось эту стройку завершить, несмотря на их заявления об имеющихся в наличии потенциальных инвесторов. Один из губернаторов даже заявлял, что инвесторов у него аж 11 штук. А все очень просто. Не было самого главного – детального анализа с ТЭО. Потенциальный инвестор не понимал, каково состояние этой 40-летней стройки, не имел анализа, как будет работать этот новый аэропорт в современных условиях, если его все же достроить, не имел полной экономики будущего аэропорта. А когда сам для себя все это считал, то тихо уходил из проекта.

Хоть чучелом, хоть тушкой

Основным бенефициаром ухода аэропорта в Федоровку, конечно же, является бизнес. Предприниматели, которые в силу тех или иных обстоятельств приобрели в собственность огромные земельные участки как вокруг аэропорта, так и внутри его территории с надеждой хорошо заработать, получили себе на десятки лет огромную обузу. Застраивать эти участки нельзя, продать – никто не купит, а налоги нужно платить. А это немалые деньги. Вот и остается им уповать на то, что придет новый руководитель региона, мы его, дескать, убедим, и аэропорт, хоть чучелом, хоть тушкой, вынесут за пределы города. И вот тогда наши давние затраты могут хорошо окупиться.

Я их хорошо понимаю, и с этой проблемой действительно нужно что то делать, но в этих вопросах я не специалист, и как их будет решать власть с бизнесом, им виднее. Кого еще можно отнести к сторонникам выноса аэропорта. Конечно, крупные строительные компании, конечно же, таксисты, наверное дорожники. Жителям города это будет очень плохой вариант. Добираться в аэропорт 15-20 минут или 1,5 часа и более – разница очень существенная. И всегда забавно читать, что омичам очень повезет, если они получат новый современный Международный аэропорт в Федоровке. Сразу понимаешь, что это писал или тот, кто очень слабо понимает, как это работает, или тот, кому аэропорт в городе очень мешает.

 Экономика

Экономика гражданской авиации – дама очень строгая и капризная. Самолеты авиакомпаний, хоть наших, хоть зарубежных, не летают туда, где красивее аэровокзал, а летают туда, где есть загрузка. А загрузка самолетов зависит от множества факторов, в том числе и от стоимости обслуживания воздушных судов в конкретном аэропорту. Ведь от этого напрямую будет зависеть и стоимость билетов для пассажиров. Не вдаваясь в тонкости анализа, просто приведу конкретные примеры как с нашими соседями, так и с зарубежными аэропортами.

Возьмем еще одного нашего соседа – аэропорт Кемерово. Летом 2021 года там сдали в эксплуатацию новый красивый аэровокзал. Не кривя душой, скажу – красивейший аэровокзал. Он как музей. Но очень дорогой. Руководитель Новапорта, собственника аэропорта, на открытии объявил его стоимость – 6 миллиардов рублей, это в ценах 2020 года. Не всего аэропорта, а только одного из его зданий. А теперь давайте посмотрим экономику аэропорта Кемерово. К чему привело строительство только одного аэровокзала. Не взлетно-посадочной полосы, не рулежных дорожек, перрона и мест стоянок воздушных судов, не множества других зданий аэропорта для размещения служб. Как поменялись его тарифы для авиакомпаний? Для сравнения дадим и тарифы Омского аэропорта.

В условиях рыночной экономики самый характерный и простой принцип – за все нужно платить. Захотели красивый аэровокзал, готовы отдать за него 6 миллиардов рублей – пожалуйста. Но теперь эти деньги нужно отработать. Аэропорт вынужден повысить тарифы, иначе инвестор этих денег никогда не получит назад. Но высокие цены на наземное обслуживание приводят к повышению цен на билеты, повышение цен на билеты снижает спрос со стороны пассажиров, снижение спроса уменьшает количество рейсов. В результате имеем самый, может быть, красивый, новый, современный аэровокзал, но рейсов стало меньше, а билеты на них стали дороже. Круг замкнулся.

 Возьмем итоги прошлого 2023 года по пассажиропотоку у нас в Западной Сибири. Пассажиропоток маленького аэропорта Горно-Алтайск – 430 тыс. пасс. – почти догнал пассажиропоток солидного аэропорта Кемерово – 461 тыс. пасс.

А ведь еще недавно в 2018 году Кемерово имел поток 495 тыс. пасс. а маленький Горно-Алтайск всего 61 тысячу. Разница была в 8 раз, а сейчас количество пассажиров практически одинаковое. В том же прошлом 2023 году прирост пассажиропотока в аэропортах Западной Сибири был везде положительным, кроме Кемерово. Горно-Алтайск вырос на 31,8%, а Кемерово упало на 7,1%.

 А как у них за границей? Да все так же. Возьмем самую продвинутую в части подвижности населения воздушным транспортом страну – США. На пике развития авиаперевозок они возили самолетами почти миллиард пассажиров в год. Сейчас меньше. У них в столице Вашингтоне два аэропорта. Национальный аэропорт, расположенный прямо в центре города, и аэропорт Даллеса в 40 километрах от города. Причем Национальный аэропорт расположен не так, как в Омске, с края города, а именно в его центре. Город там вокруг аэропорта везде, со всех четырех сторон. Более того, одна его взлетная полоса упирается в Белый дом, где обитает их президент, другая – в Пентагон, здание Министерства обороны. И этот факт не мешает аэропорту, а наоборот, является его конкурентным преимуществом. Пассажир прилетел, вышел из самолета и через 10-15 минут он дома. И именно поэтому этот аэропорт с пассажиропотоком 26,5 миллиона пассажиров в год имеет звание "Лучшего коммерческого аэропорта страны". А аэропорт Даллеса нет. Нет у него такой прибыли, так как эксплуатационные расходы там значительно выше да и пассажиропоток меньше.

Так и Омск Центральный имеет громадное преимущество перед своими соседями за счет низких эксплуатационных расходов и большого удобства для горожан.

Просто не нужно тормозить

Развиваться аэропорту в его нынешнем расположении, конечно же, есть куда. Полосу нужно удлинять, места хватает, грузовой склад переносить на территорию аэропорта давно пора, привокзальную площадь со стороны перрона реконструировать для компактной постановки воздушных судов для увеличения производительности труда и, опять-таки, снижения эксплуатационных расходов. Все эти проблемы руководство аэропорта и так знает. Его просто не нужно тормозить несбыточными планами, а дать спокойно работать. А что касается пассажиропотока, то здесь он еще очень мал.

Иногда читаешь омскую прессу и просто удивляешься нашим журналистам, ну нельзя же так не знать свою историю. Пишут, что в прошлом году установлен новый рекорд по пассажирам – более 1,6 миллиона пассажиров обслужили в Омском аэропорту. Хотя рекорд по пассажиропотоку был у нас в 1991 году и составлял тогда более 3,5 миллиона пассажиров в год. Кроме этого, мы в нулевые провели реконструкцию терминала, увеличив его площадь в два раза. Так что пассажиропоток можно увеличивать годами, тем более темпы его роста здесь 5-6%, это ни о чем.

Конечно, строительство в Центральном второй ИВПП, наверное, просто не нужно, а привести существующие производственные помещения в порядок, чтобы довести пассажиропоток хотя бы до уровня 30-летней давности абсолютно реально и нужно как с экономической точки зрения, так и с социальной. А вот лет через 25-30, если такая необходимость вдруг появится, спроектировать и построить еще один аэропорт, но не в Федоровке, там просто реальное болото, которое только осушать нужно годами и миллиардными вложениями, а за поселком Иртышским, например, восточнее километров десять. Заранее зарезервировать земли, не допуская их скупки, чтобы не возникали аналогичные проблемы, и будет в Омске два прекрасных аэропорта, каждый со своими функциями.

И пусть они конкурируют между собой на благо наших пассажиров, но лучший коммерческий из них, конечно же, будет Центральный. Если область решила все же его продать, можно и продать, только за очень дорого. А это возможно только при его продаже без никому не нужного довеска в виде убитой Федоровки. Конкуренция тогда среди покупателей будет просто огромная, и регион существенно пополнит свой бюджет. Но если он останется в собственности региона, то это вообще будет прекрасно. Слишком хорошее не продают. На что уж прожженные в коммерческом плане американцы, свой Национальный аэропорт в центре Вашингтона так и не продают в частные руки. Может, и нам не стоит.

Сергей КРУГЛОВ, с 1989 года – командир Омского объединенного авиаотряда, с 1994 по 2009 год – гендиректор ОАО «Омский аэропорт», с 2016 по 2024 год – гендиректор ОАО "Аэропорт Горно-Алтайск"

Ранее материал был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 27 марта 2024 года.

Фото из архива Сергея КРУГЛОВА.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Евгений Викторович 1 июня 2024 в 06:23:
Да. Странная тема об этом «омском аэропорт»!.. И странно, или? — закономерно, как всё эти «губернаторы, меры, и т.п чиновники» ведутся на эту тему. И реально продвигают. Зачем? И кому это выгодно? 2 основных вопроса. Вытягивая которые, начинаешь понимать мотивы жизни этих... Спс. Евгений Викторович.
Frost 23 апреля 2024 в 13:10:
РусланНе понравились примеры аэропортов в черте города от Круглова? Не беда, я вам накидаю примеров побольше — Фульсбюттель (Гамбург), Дюссельдорф, О`Хара и Мидуэй (Чикаго), Дон Муанг в Бангкоке, Шарлотт и Сан-Хосе (США), Дубай
Аргон 22 апреля 2024 в 22:34:
Боже как долго строиться аэропорт без просчета экономики.. кто же выбрасывает миллионы народных денег впустую.как пример аэ тРадужный в ХМАО построили полосу а аэропорт не работает. и никто не понес наказание.. Хи это что это как???
Александр 22 апреля 2024 в 16:28:
Всё правильно сказал
Сергей Круглов 18 апреля 2024 в 08:28:
Татьяна, вы не переживайте, и ностальгия по прошлому здесь не причём. А вот что касается запрета полётов в Дюссельдорфе в ночное время, то это практика практически во всех аэропортах Европы. Например Франфуркт обслуживает до 70 млн. пассажиров в год, а ночью тоже не работает. И к этому нужно стремиться и в Омске. Только зачем для этого тратить десятки миллиардов денег и выносить его черт знает куда. Или вам очень хочется, чтобы стоимость билетов на самолёт была как можно выше? Не могу вас понять.
Таня 17 апреля 2024 в 03:03:
Автор собрал негативные примеры и ими аргументирует. Какой кошмар. Хоть бы статистику привел, как и где строятся современные аэропорты в мире. Во всём мире если есть такая возможность аэропорты выносят на расстояние от города. А если нет возможности то вводят всевозможные ограничения. Аэропорт немецкого Дюссельдорфа в пример, где полёты в вечернее/ночное время запрещены. Такое впечатление, что автор ностальгирует по прошлому и не хочет ничего менять. Очень печально, что столько омичей так же думают. Искренне жаль мой родной город.
kosoi627@yandex.ru 15 апреля 2024 в 02:40:
И ещё вопрос.Зачем,при реконструкции аэропорта сделали новые стоянки ВС НЕ РЯДОМ С ТЕРМИНАЛОМ,а в 300 метрах от него?Но ведь могли сделать и телетрапы и т.д.? Кто это проектировал и почему так? Денег вбухали не мало,а как ездили на холодных автобусах,так и продолжаем,как стояли пассажиры у трапа под дождём так и стоят.
kosoi627@yandex.ru 15 апреля 2024 в 02:31:
Сергей Федорович, всё правильно вы говорите, только скажите пожалуйста,зачем,мы,работники аэропорта,при вашем руководстве отдавали часть зар.платы на строительство Федоровки?
гость 14 апреля 2024 в 13:54:
всё так, сергей фёдорович, всё так
Илья 10 апреля 2024 в 14:12:
А мне нравится, что у меня на районе есть аэропорт
Олег Лизгунов 10 апреля 2024 в 04:03:
Киви. Извинения принимаются.
Алексей 9 апреля 2024 в 21:53:
Наш вариант Северный аэропорт развивать нужно
киви 9 апреля 2024 в 20:02:
Да, извините, Вексельберг конечно. Подозревать С. Круглова в неграмотности, передергивании и ангажированности неуместно, он на аэропортах собаку съел. Да, какая-то обида осталась, но не за себя, а за дело и Омск.
Шурик 9 апреля 2024 в 16:05:
По поводу недавнего шоу с выбором картинок — это же просто старинный Омский обычай... Раз в год каждый губернатор обещает достроить Федоровку, раз в несколько лет (аккурат к переизбранию) «находит» инвесторов...
Олег Лизгунов 9 апреля 2024 в 11:45:
Киви. Ещё раз. КТО проголосовал? Далее. Бендер вещал про Нью-Москву. И Старые Васюки. Откройте книгу и прочитайте. И наконец. Так Ротенберг или Вексельберг? Которые в накладе не останутся? Или оба-два?
киви 9 апреля 2024 в 10:20:
О.Л. Лизгунов (если без отчества никак не можете). Достаточно того, что проголосовали за шикарный, но дорогой и неисполнимый проект, об этом достаточно писали другие СМИ. Это Нью-Васюки, разница в том. что О. Бендер вещал бесплатно (с голоду), а за эскизы плочено. Суть не в этом. А в том, о чем пишет С. Круглов — в экономической непродуманности. Ротенберг же в накладе не останется. А мы останемся в очередной раз. Не надо быть таким пожившим и умным, как Вы, чтобы это сообразить.
Олег Лизгунов 9 апреля 2024 в 05:31:
Киви. Ну я все-же не О. А Олег. И даже Леонидович. Вы бы тоже назвались. Пусть не публично. Впрочем это конечно Ваше личное дело. Насчет — кто за что голосует. Вы смотрели результаты этого т.н. «голосования»? Если смотрели — подскажите пожалуйста — где их посмотреть. Что за «народ» голосовал? За ЧТО голосовал? СКОЛЬКО этого «народа» проголосовало? Ну...«сколько вешать в граммах...» — помните эту неплохую рекламу 90-х?
12345 8 апреля 2024 в 22:04:
Круглов пишет с хорошей аргументированной позицией. А вот оппонентов читать смешно: они язвят, хамят, но аргументированно ответить не могут.
Елена 8 апреля 2024 в 21:47:
Слава богу хоть кто то здраво мыслит!
см 8 апреля 2024 в 19:20:
Дядя в статье лоббирует интересы Кольцово и Толмачево. Или это скажите другое. Если мы в ближайшее время не сформируем в Омске доступную, привлекательную для бизнеса и населения транспортную инфраструктуру, то в перспективе грузопоток и пассажиропоток «Омск Центрального» перейдет туда. В планах РЖД ВСМ Екб-Омск- Нсб. Всего 2-3 часа и вы в аэропорту. Омск будет исключен из развития единой транспортной системы РФ. Останемся региональным перевозчиком. Если нашему Губернатору удастся построит новый аэропорт современного международного класса, то Омск получит стратегическое транспортное преимущество развития. А дядя оперирует оперативными цифрами и задачами.
Сеня 8 апреля 2024 в 19:00:
Очень правильно! Городу нужно Меро, как воздух. Никакой выгоды и удобства перенос аэропорта Омичам не принесёт,что и показывает анализ фактов изложенных в статье. А средства используют по «назначению»
Наталья 8 апреля 2024 в 18:35:
Я думаю нам не нужен аэропорт в федоровке.
киви 8 апреля 2024 в 18:29:
О. Лизгунов. А вы не согласны, что народ, не думая, голосует за то, что им предложат, было бы красиво? А потом изумляется: мы голосовали не за это! Не за развалины! Так вот, последнее голосование за варианты Федоровки — помощь коту... в наведении красоты. Не более.
Руслан 8 апреля 2024 в 18:27:
Если мы берем тезис о том что там будет некому работать из-за его удаленности, то мы всегда можем посмотреть на пример других аэропортов (да и других предприятий), расположенных за городом. Тут банально — штат можно вывозить из города своими силами, закупив некоторое количество автобусов, которые будут довозить от города и обратно работников разных смен. Такой подход практикуется и в нашем городе разными предприятиями, например Нефтезаводом если я не ошибаюсь. Про попытку отбить цены — соглашусь скорее всего услуги вырастут. Но с другой стороны возможность нового транзита для пассажирской и транспортной авиации и увеличенный пассажиропоток вполне могут нивелировать это, но будем посмотреть как говорится. Обновлять центральный аэропорт по цене скорее всего выйдет не дешевле, а может и дороже, а минусов у этого еще больше чем было перечислено в статье. Так что на мой, еще раз, непрофессиональный взгляд, новый аэропорт будет для города благом.
Руслан 8 апреля 2024 в 18:27:
Не могу сказать что я профи в данном деле, но мне кажется что данные аргументы немного не целесообразны. Если генплан был утвержден то не просто так, не из-за того, что самолеты раньше летали низко, а потому что Омск-Центральный — это довольно большое пространство, которое можно занять чем то более полезным. Как минимум это автодорожные развязки, как и предполагалось, чтобы избавить город от пробок, жилые застройки, ввод которых на таком большом пространстве могут помочь с решением жилищного вопроса и как минимум сдержать рост цен. Как указал Автор да, есть примеры когда аэропорты остаются в центре города. Но если брать данные примеры то они очень слабы. Гонконг имеет такой аэропорт не потому что им так нравится или так удобно, история банальна — там мало места, это хоть и достаточно крупный (относительно), но все таки густо забитый полуостров, переносить там местный аэропорт некуда. Что же до аэродрома Принцессы Юлианы на Сен-Мартене то тут вообще говорить не приходится — маленький остров в Карибском архипелаге с населением в 37 тыс. человек едва ли имеет шанс куда то передвинуть свою воздушную гавань. При этом данный аэропорт давно находится в десятке самых опасных, сравнивать с ним как минимум некорректно. Если же мы берем такие примеры как Лондон, Стамбул и другие крупные города, то там основные (самые загруженные) аэропорты стараются вывести с территории города. Нахождение аэропорта в городе всегда потенциальная опасность, при этом ограничивающая город в росте.
Михаил 8 апреля 2024 в 17:15:
Разгромил в пух и прах «вечную»идею с Фёдоровкой, позволившей столько добротных коттеджей возвести за счёт средств, выделяемых на очередной заход по «завершению» долгостроя!
Даромысл 8 апреля 2024 в 16:32:
Очень надеюсь, что помощники губернатора распечатают эти комментарии и положат ему на стол. Может, обратит внимание? Самое время, пока «весёлые картинки» не переросли в рабочий проект. Проходили...
вася 8 апреля 2024 в 15:13:
я читал что меняется характер оплаты такси- теперь оплата и за время и за расстояние будет. отсюда вопрос. накой мне нужна федоровка, если до неё добраться будет стоить столько же сколько долететь до масквы. аффтары федоровки не хуже о.бендера расписывают преимущества этих 'нью васюков" как то серомно умалчивая что дело нев расположении и размерах аэропорта, а в экономической привлекательности региона.
Максим 8 апреля 2024 в 14:53:
Один стоит полупустой с ценами 15-20к в сезон в одну сторону. В целом очередной попил, щас годик побухтят и опять все колом встанет, потерпите.
Сергей Круглов 8 апреля 2024 в 14:50:
Омич правильные цифры приводит, а вот проанализировать их не может. А всё очень просто. Чем больше самолётов и пассажиров в аэропорту, тем дешевле обслуживание и как следствие дешевле билеты. В Федоровке обслуживание будет дороже, примеры уже приводил, а это приведёт не к росту рейсов, а к их уменьшению. И ещё большему росту тарифов. Почему в ЕКБ и НСБ больше рейсов? Тут ещё проще. Есть норматив определения количества потенциальных пассажиров проживающих в радиусе 500 километров от аэропорта. Так вот в ЕКБ это 12,5 млн. человек, в НСБ — 10,5 млн, а в Омске — 1.9 млн. В пять — семь раз меньше, и пассажиропоток здесь во столько же раз меньше. А в Федоровке объективно будет в 10 раз меньше. Так зачем тратить десятки миллиардов, чтобы получить то, что никому не нужно. Более того для региона просто вредно. Как для жителей, так и для экономики области.
Омич 8 апреля 2024 в 14:00:
Оно конечно всё складно описал, особенно пример с цифрами, однако же, я сейчас нахожусь в Екатеринбурге, буду встречать дочь с зятем, которая прилетает в аэропорт Кольцово, не поленился же с Омска на машине 12 часов. К чему такие жертвы, а потому что дешевле, летать через Куб. И товарищ мой 21 числа летит во Владивосток, почему то с Новосибирска, аэропорт Толмачево. И в 2021 году мы в своем с женой летали с Новосибирска в Симферополь авиакомпанией S7, за 4200 рублей, туда и обратно. Как так получается что более современные аэропорты, по факту дешевле для перелета, чем наш Омский?
Даромысл 8 апреля 2024 в 12:57:
От слёз благодарности за проделанное, три носовых платка намокли при чтении статьи. Много признателен пилоту))
Корги 8 апреля 2024 в 12:47:
Артём с какого перепугу в Гонконге не работает аэропорт?
гость 8 апреля 2024 в 12:23:
Грамотно. честно со всеми примерами.Губернатору нужно прислушаться а не рубить баллов.
Олег Лизгунов 8 апреля 2024 в 11:30:
Киви. Ну Вы то. Круглов не бедный (ну не в том смысле, в котором Вы сказали). Да. И он ВСЕРЬЕЗ думает (и делает!!!) про то самое. Десятки лет. И результативно. В отличие от нас с Вами, диванных экспертов. И прошу без обид. Вы иногда (часто...не всегда конечно) писали дельные мысли. А вот это написали...ну хотя бы — " А наш народ проголосует за что угодно красивенькое,"...ну ну. Киви. ЭТО ВЫ написали? Ну или какой-то типа «подопытный омич»
киви 8 апреля 2024 в 11:18:
Бедный Круглов! Он всерьез думает, что пишет не для глухих и слепых людей во власти. Федоровка — не вопрос экономики или архитектуры. Это способ эффективной распилки и пиара. А наш народ проголосует за что угодно красивенькое, хоть за проект переноса столицы в Омск и новый кремль.
Валентина 8 апреля 2024 в 11:11:
Прекрасная статья. Грамотная. Настоящий специалист написал.
Артём 8 апреля 2024 в 10:33:
Грамотный обзор? Люди вы чего? Человек пишет про аэропорт Гонконга который уже лет 20 не работает. Говорит про аэропорт Кемерово, но не указывает на то что с 23 года там как раз идёт реконструкция ВПП и не каждый тип ВС может выполнить там посадку из-за укороченной ВПП. Этот человек сторонник регресса нашей авиации, мол пусть все будет так как есть сейчас, а это неправильный подход.
Ольга 8 апреля 2024 в 09:54:
Вот это, я понимаю, грамотный обзор!!! Огромное вам спасибо за такую раскладку. Грамотно и без лишней воды
Игорь В 8 апреля 2024 в 09:46:
Вот кого надо слушать, а «бизнес» он только о своём кошельке думает за гос деньги. Побольше бы таких Круговых, и чтоб Губернатор прислушивался к умным мыслям.
Нина 8 апреля 2024 в 09:44:
Наконец то я прочитала грамотную статью про наш аэропорт.Все четко, все по делу.Живу рядом с аэропортом уже более тридцати лет,помню,как летали раньше самолёты, один за одним, вчера провожала родственницу в Москву,в 8 утра, аэропорт пустой,три-четыре рейса за час-полтора,людей не более сотни...Меня прекрасно устраивает нынешний Центральный,и от грохота моторов уши не закладывает,от машин по улице Конева шума гораздо больше,да и добираться действительно 20 минут.Губернатору Хоценко надо не картинки выставлять на голосование,а привести город в порядок,снова с таянием снега уплыли дороги!Город тонет в грязи!Кто сюда будет летать?Все,кто разочаровался в проживании в когда то городе-саде,уже покинули Омск, перспективы здесь нет никакой.Автору статьи Сергею Крылову респект!Не тратьте деньги впустую,верните городу Омску его былую красоту и привлекательность.
Ирина 8 апреля 2024 в 09:29:
Хоценко бы угробленные дороги( которые в принципе не дороги, а направления) привел в порядок, озеленением г нефтяников озаботился, где стоят гнилушки времен 50х годов прошлого века, как на ул. Энтузиастов. А тут все очередной раз про отмыв денег. А все потому, что губернатор опять из приезжих, и истинные проблемы ему ге ведомы!
Наталия 8 апреля 2024 в 09:27:
Спасибо огромное за статью! Всё очень доходчиво и правильно описано. Очень надеюсь что власти города вас услышат, и не будут в очередной раз тратить наши деньги в пустую!!!
Игорь 8 апреля 2024 в 09:16:
Живу в 12 микрорайоне и нет никаких проблем ни с экологией(в 90-х керосином пахло) ни с шумом, до аэропорта ехать 10 минут. Одни плюсы. Фёдоров ка это очередное закапывание денег в песок, как метро и плотина т. д. Уважаемый господин губернатор стройте лучше дороги, развязки, желательно многоуровненные, например как в Тюмени. И ещё, зачем нам жильё на месте старого аэропорта, если и сейчас половина построенного стоит не распродона.
Николай 8 апреля 2024 в 07:46:
Птичья гавань, забыли кукурузу, менеджеры.
Пред 8 апреля 2024 в 07:30:
В своё время отцы Тобольска воспротивились от ЖД и со временем некогда первый город Сибири стал тем чем стал. Городу миллоннику кровь из носа нужен современный, международный аэропорт.
Лаванда 8 апреля 2024 в 05:26:
Браво!!! Аэ-ропорт... сразу мотивчик напрашивается. А что, автор статьи единственный здравомыслящий человек?
Валерий 8 апреля 2024 в 01:51:
Отличный анализ, поддерживаю.
Красавчик 8 апреля 2024 в 00:44:
Знаю лично Федоровича! Очень трезвый ум у него. У нас входной двери в доме нет, а нам говорят, что мы сейчас наклеим обои в погребе под гаражом соседа! Идиотизм полнейший с этим новым аэропортом!!! Понятно, что когда нет денег, нет развития у области, а появляется новый пришлый Губер, то у него задача сделать любой проект, который можно показать Москве. И пофиг, что он утопичен! Ведь через 5 лет, этот Губер будет уже в другом регионе и разруливать нужно будет не ему. Городу и области нужна стратегия развития! Полноценная! На 10-20 лет вперёд. А мы какие то проекты лепим, лишь бы губер очки заработал перед АП.
Андрей Геннадьевич 8 апреля 2024 в 00:36:
Почему в Омске всё как в песок? Набережная, метро, Фёдоровка, дороги, гидроузел...Не для людей.
Андрей Геннадьевич 8 апреля 2024 в 00:26:
Согласен с Кругловым. Оч.умное и толковое объяснение для деллитантов. Например в Таллинне аэропорт тоже в центре города. И к нему городской трамвай ходит. Его не глупые финны строили для людей в 80 году. Смотрится оч.стильно и современно даже спустя столько лет. Нужно улучшать то что есть, а не тупо тратить народные деньги.
Владимир 8 апреля 2024 в 00:06:
Я проработал с СЕРГЕЕМ ФЁДОРОВИЧЕМ 20 лет. И в тяжёлые двухтысячные этот ЧЕЛОВЕК за уши вытянул аэропорт из такой дыры,из которой многие так и невылезли. Зарплата в 2008 была 20т.р.А полежаев с берманами всё похерели. Так вот говорить, что этот ЧЕЛОВЕК с другого города, как минимум не прилично. Он очень болеет за родной Омский аэропорт. Хоть и по воле судьбы руководит другим. СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ, никогда не забуду ваши слова. В Омске будет новый аэропорт. Но это будет не Федоровка. Вы правы на 100%.
Омич 7 апреля 2024 в 23:59:
И какую он чушь несёт про посёлок иртышский. А не че что там земли министерства обороны рядом. Кто там разрешит строить аэропорт, рядом с полигоном. Да и у полежаева рядом дача.
Омич 7 апреля 2024 в 23:55:
Чтож этот круглов не говорит. Зачем новый аэропорт горно-алтайску. А его строят. Потому что это развитие турпотока Алтая. Так какого этот гражданин лезет в омск. Пусть руководит своим аэропортом.
Омич 7 апреля 2024 в 23:49:
Вам в уши [****], а вы и рады. Заладили Волгоградская, Волгоградская одна дорога. Да в этом году уже начнут строить северный объезд Омска. И будет выходить рядом с федоровкой. Соответственно центр, нефтяники уже не поедут через левый берег. А аэропорт это новые преимущества для Омска. Грузовые перевозки, инфраструктура. Так же будет базироваться какая нибудь авиакомпания, Соответственно билеты станут дешевле.
Ну 7 апреля 2024 в 23:21:
Согласен с Кокориным, аэропорт Северный лучшее развитие Омска. И полоса длинная и глиссада за городом.
Гость 7 апреля 2024 в 22:46:
Я не всё прочитал, но могу сказать одноПервее взлетнопосад
Крючков Н.И. 7 апреля 2024 в 22:17:
Послушать Круглова, так аэропорт в центре города счастье: 1. Глиссада снижения над городом, крушение, народу погибнет очень много, но это счастье 2. Запрет на строительство высотных домов это счастье для нашей деревеньки? 3. Экология от пролета низколетящих самолетов аховая, но это счастье Бред в абсалюте. Во всем мире аэропорты выносят за пределы городов и только один умник из Омска считает хорошим когда наоборот Местечко боится потерять товарищ при выносе аэропорта за город!!!
Маргарита 7 апреля 2024 в 22:16:
Прекрасная статья!Хотелось бы,чтобы наш очередной гкбернатор внимательно ее прочитал и подумал,прежде чем устраивать голосование как должен выглядеть аэровокзал.Глупее ничего не придумаешь.
afilin55@rambler.ru 7 апреля 2024 в 22:11:
Интересно,а столь полную и аргументированную информация доводили до руководства области и членов «зкспертного сообщества»? Очевидно,что «эксперты » сами должны были увидеть выше перечисленные «ЗА»и «ПРОТИВ».Опыт у С.Г.Круглова,его компетентность должны быть использованы с пользой для г.Омска.
Марина 7 апреля 2024 в 21:52:
Сергей Круглов очень доступно объясняет почему Фёдоровка- денежная яма без будущего!Инициаторам строительства стоит обратить внимание на слова грамотного человека, который знает о чем говорит!
113 7 апреля 2024 в 21:37:
Хотите аэропорт в Федоровке? Окей,может его и построят. Но ведь сами будете ныть,что билеты дорогие. Это произошло не только в Кемерово,как говорит Круглов,но и в Ростове и Саратове. Да и добираться до него придется часа 1,5 по пробкам да зимой при плохой погоде. Сегодня за такси пришлось бы отдать не меньше тысячи. Так что Круглов все правильно расписал. А то приходит новый губернатор и начинает заводить шарманку про Федоровку. Ну посмотри ты на предшественника.
Владимир 7 апреля 2024 в 21:22:
Согласен с автором по всем пунктам. Профессионально, аргументировано. Живу в Омске на ул. 20 лет РККА как раз под глиссадой. Никаких неудобств. Авиатехника стала другой более совершенной и по шумности и по выбросам. Авто под окном гадят и шумят несоизмеримо больше.В городе убиты 80% всех дорог, благоустройство улиц и дворов просто отсутствует, но аэропорт за миллиарды рублей это, конечно, самое важное.)И прав автор, не дай бог, вложат деньги, поднатужатся, построят эту Фёдоровку, но... на этом всё и закончится. Откуда возьмутся пассажиропотоки? Чтобы развивать географию авиасообщений внутри страны вполне достаточно и аэропорта Центральный. И на этом можно серьёзно поднять и пассажиропоток и соответственно экономические показатели аэропорта. А вот если говорить о рейсах за границу, то стоит напомнить на каком месте Омск по уровню оплаты труда)). К тому же рядом Тюмень (Рощино) и Новосибирск (Толмачёво) с уже сложившимися за последние годы весьма развитыми международными авиасообщениями. Неужели кто-то реально считает, что новый Омск-Фёдоровка составит им конкуренцию и авиакомпании встанут в очередь разрывать отношения с соседними городами, только чтобы изменить свои маршруты на Фёдоровку?А ведь пока её будут строить и Рощино и Толмачёво тоже будут развиваться и по географии полётов и по новым перевозчикам.Господа бенефициары (то биш строители) Вам в Омске больше заняться нечем? Заработать хочется?А как же ответственность за будущее? Или, как там говорится: бизнес, ничего личного....
См 7 апреля 2024 в 21:15:
Дядя не учитывает перспективы включения и развития мульт модальности перевозок грузов и пассажиров через Омск.
Александр 7 апреля 2024 в 21:11:
Да, соглашусь. Жаль в статье забыли про буеву ё.
Маша Печкина 7 апреля 2024 в 20:56:
Как же хорошо и правильно написано! Дай то Бог,что так и будет дальше всё,как и есть сейчас
Гость 7 апреля 2024 в 20:21:
Хорошо все расписал.Обслуживание самолетов дешевое.Почему же билеты дорогие.Дешевле уехать в Тюмень на поезде и улететь в Москву.Какую то свою выгоду имеет Круглов
Мазута Шилен 7 апреля 2024 в 20:05:
Нам обязательно нужен международный аэропорт в условиях международной изоляции.
Евгений Игоревич 7 апреля 2024 в 20:04:
Предлагаю перенести столицу в Омске. Тогда сразу всё построят.
Эдуард 7 апреля 2024 в 20:00:
И опять начинается одна и та же песня зачем Омску аэропорт, и это пишет человек с абсолютно другого города. Да для того, чтобы можно было летать по многим направлениям. Существующий аэропорт не спрсобен принять много рейсов так как не может справиться с большим пасажиропотоком. То что этот человек по видимому абсолютно не разбирается в ценообразовании это факт, мы чтобы дешевле вылететь за границу летим через Москву, а там не деревянные строения или тот же Новосибирск. Точно так же писали при полежаеве, чтобы не потерять пасажиров и грузовые перевозки, благодоря которым улучшится инфроструктура, а именно дороги которых в Омске так не хватает. А тема как дрбираться др нового аэропорта пусть спросит у работников нашего сарайного типа аэропорта, они готовы пешком ходить лишь бы работать в нормальных условиях
Роман Нетроценко 7 апреля 2024 в 19:49:
Че ты там лажу гонишь про обследование 2001г. Обследование было в 2017 году питерским Ленаэропроектом и все плоскостные сооружения там в полном порядке! Спросите у экс-губернатора В.И.Назарова и его министров!
Ольга 7 апреля 2024 в 19:47:
Необходимо учесть, что улица Волгоградская — основная, чтобы добраться до Федоровки уже очень перегружена ( постоянные пробки) в основном грузовым транспортом. А сейчас, вдоль этой улицы строится огромный жилой микрорайон, а расширение улицы не планируется. Кто-то подумал, какой будет трафик, как «пробиваться» к аэропорту!?
Илья 7 апреля 2024 в 19:15:
Фёдоровка это дойная корова для Полежаева и же ему подобным. Столько Рулил и нет места для Встречи с Кем бы... Дорулился. Ещё обещал — Парк. Гидроузел. Мусорозжигающий завод. Варяги всё одинаковые!?!?!?
Пешеход 7 апреля 2024 в 19:06:
По меньшей мере странно было выставлять на голосование несколько вариантов эскизов фасадов нового аэровокзала. Народонаселение проголосовало за «весёлые картинки» и выбрало самый неудачный, с точки зрения затрат на возведение и дальнейшее обслуживание, вариант с тремя высокими арками. Кто-нибудь из рисователей картинок просчитывал конструкцию кровли и вес снеговых мешков между арками? В период таяния снега вода найдёт где порвать покрытие кровли и просочиться вовнутрь. И это только то, что лежит на виду, на первый взгляд. Популизм чистой воды. Как будто за расположение скамеек в районном общественном пространстве проголосовали.
Ольга 7 апреля 2024 в 18:49:
Ещё нужно вспомнить, что численность населения ежегодно уменьшается. Уверена, что новый аэропорт не увеличит пассажиропоток, потому что цены на билеты вырастут да плюс к этому стоимость такси.
Сергей Круглов 7 апреля 2024 в 18:30:
Для ЫЫ. В советские времена не только взлетку построили, но и рулёжные дорожки, перрон. Построили ещё в 80-е годы. И тогда там конечно болота не было. Но вот сбросной коллектор в Иртыш не построили. И вся вода с этих огромных забетонированных площадей за эти 40 лет и образовала не только болото, но и целые озера на территории Федоровки. В 2001 году по заказу Омской области проектный институт проводил обследование технического состояния стройки. Так там чёрным по белому было написано: все здания, кроме котельной снести. Несущая способность полосы осталась только 41%. Даже Ту-154 садить на неё было нельзя. С его то шестью колесами на каждой стойке шасси. Про Боинги вообще тихо молчали. У них удельная нагрузка на полосу намного выше. Там сильное обводнение грунтов прямо под полосой. Можно представить, какие изменения прошли после этой работы института за эти 23 года.
Вадим 7 апреля 2024 в 17:44:
Аргументы серьëзные.
Саша КБ 7 апреля 2024 в 17:30:
Мила, метро никак не спасет Омск от пробок. Оно только одну пробку уберет, на метромосту. Все остальные даже вырастут.
Мила 7 апреля 2024 в 16:50:
Лучше бы над метро подумали,весь город в пробках,не возможно уехать ни на работу,ни на учебу,а летом еще и дачники добавятся
Олег Лизгунов 7 апреля 2024 в 15:39:
Сергей Федорович. Как всегда — БРАВО! Может быть г-н Хоценко и его окружение, отвечающее и за инвестиции (ну там Шпиленко например) и за его пиар (пресс-секретари...зарембы...старовойтовы...и пр.) хоть чуть-чуть включат мозги. И совесть. Если таковая у них осталась.
Гость 7 апреля 2024 в 15:37:
Прекрасно помню 90-е годы, когда только в Москву летало 10-13 рейсов каждый день. Загруженных полностью! И сегодня 4-5 рейсов ранним утром. Далее работа аэропорта прекращается. И ради этого городить новый аэропорт?
ЫЫ 7 апреля 2024 в 13:39:
Хорошая статья, дискуссия по вопросу, безусловно, нужна. Но много манипуляций. И Сен-Мартен с его одним из самых опасных аэропортов приплел, наврав еще и про «6-7 метров» — везде пишут что 10-20. И про Нск — специально посмотрел на flight radar — самолеты по самому краю города пролетают, не над городом.Ну и похвалить свой аэропорт Горно-Алтайска — тоже не смог удержаться. Хотя Алтай — курорт + дотируемые рейсы — это все же не тоже самое, что летать в Омск или Кемерово.Про болото в Федоровке — очень странно читать. Как же там взлетку в советские времена построили?...Статью плюсую, еще раз повторю, полемика тут нужна. Но статья — с душком, чувствуется обида.
Ильич 7 апреля 2024 в 11:54:
Умный дядька!Так отстроил предприятие, что даже берманы не смогли развалить.
Показать все комментарии (83)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.