В Омске открылась персональная выставка мастера по дереву Юрия КУДАШКИНА.
Одним из первых на него обратил внимание известный омский художник Ростислав ЧЕРЕПАНОВ, пригласив к участию в выставке. Было это в 2000 году. С тех пор Юрий КУДАШКИН периодически балует нас своими не всегда большими, но неизменно теплыми и душевными экспозициями. Очередная, с названием «Тополиная пластика», открылась в Доме художника в эту среду.
Юрий КУДАШКИН – профессиональный альпинист, а по образованию – горный инженер. В горах он нашел и свою любовь – жену Татьяну, и творческое призвание.
Юрий родился и вырос в Киргизии. Там, на самых подходах к горным вершинам, встречается удивительное растение – альпийский можжевельник, или арча. Борясь с ветрами, оно закручивается в причудливые формы. Удивительные фигуры просятся в руки, будят фантазию. Так, натаскав однажды этих «коряг» домой, Юрий начал вытачивать из них статуэтки, вазы, подсвечники, кашпо. Когда переехал в Омск, и арчу из Киргизии возить стало сложно, перешел на местный материал – тополь.
– Сначала я видел у Юры изделия из камня, потом изделия из арчи. Вот в арче мне было все понятно, там, в принципе, дерево диктует какую-то композицию, какое-то видение. Но когда Юра сказал, что тополь тоже может стать чем-то, я засомневался, – поделился на открытии выставки друг автора – доцент СибГУФК, коллега-альпинист Игорь ЗДАНОВИЧ. – А когда все-таки лет десять или чуть больше назад начались эти работы с тополем, я понял, что да – передо мной настоящий художник, который, по сути, из бревна, из того, что пилится и выбрасывается, может создавать удивительные вещи.
На самом деле и здесь КУДАШКИН идет за формой. Вот пузатенькие сосуды: крыночка «На сносях», кувшин «Материнство». Чаша «Двойное солнце» сделана им из тополиной развилки. В кувшине «Берег стрижей» подмечено сходство дырочек от сучков со стрижиными гнездами.
На остроумные названия Юрий тоже мастер, где-то они у него с философией, где-то – с юмором.
– Когда точишь целыми днями корягу, поневоле думаешь, на что она похожа, что из нее может выйти, – говорит он.
А выходит, например, кресло «Посидим – подумаем». Кувшин «Трудное детство». Уж больно дерево там искручено-перевито, сразу видно – непросто росло. Табуретка «Федя» вызывает неподдельный интерес. Табуретка как табуретка. Почему «Федя»?
– А потому что сделана была для Феди, друга моего, – улыбается КУДАШКИН. – Хотел ему в Бишкек на юбилей отвезти, но в рюкзак не поместилась.
То, что делает Юрий КУДАШКИН, часто называют корнепластикой, но по отношению к нему правильнее сказать: пластика природных форм. Поскольку в дело идет не только и не столько корень дерева, а любая часть ствола. «Тополиная пластика» – определяет это сам автор, дав такое лирическое название выставке.
– Оказалось, что у тополя тонкие кромки не ломаются и можно делать пластичные формы на весь объем ствола. А еще можно поставить обрубок тополя в коре на пару лет прямо на землю, и через два года в неглубокой зоне появляется контрастный черно-белый рисунок. В зависимости от расстояния до края обрубка меняется интенсивность этого рисунка. В каждом бревне, сучке – свое расположение колец, завитков, рисунков. Остается только выбрать и показать красоту эту в вазах, стульях, кувшинах, блюдах или даже просто в композиции, которую подсказало само дерево. Вот это и творю последние лет тридцать в свободное от работы и сна время. Желаю всем любить и быть любимыми. Без любви не сотворишь ничего хорошего.
На выставке «Тополиная пластика» представлено более 30 изделий. Она продлится до 20 октября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ