В Главном управлении лесного хозяйства рассказали жителям Красноярки, кто отвечает за содержание деревьев, растущих в селе и на кладбище, а кто – за содержание лесных деревьев.
В редакцию «Коммерческих вестей» обратились жители села Красноярка, обеспокоенные судьбой берёз в окрестностях. Листву деревьев, растущих в лесу вокруг села, на улицах и на местном кладбище, съедают гусеницы шелкопряда. Для борьбы с гусеницами положено обрабатывать зелень защитными препаратами, но этого сделано не было.
Сельчане хотят обратиться к органам власти, чтобы попросить провести обработку или выяснить, какие меры приняты для её обеспечения. Но проблема в том, что поражённые берёзы растут в разных местах, и красноярцы не знают, кто за содержание каких деревьев несёт ответственность.
Мы переадресовали вопрос красноярцев Главному управлению лесного хозяйства Омской области – ведомству, которое организует защиту лесов от вредителей. В управлении ответили, что, действительно, за содержание деревьев отвечают разные органы власти. О деревьях на улицах села и на кладбище должны заботиться органы местного самоуправления – администрация Красноярского сельского поселения. А вот лес находится в ведении ГУЛХ:
– За обработку лесов на территории лесного фонда Омской области отвечает Главное управление лесного хозяйства. В этом году обработка проводится на территории 9 районов, где зафиксирована наибольшая численность вредителя: Большереченского, Калачинского, Горьковского, Омского, Кормиловского, Саргатского, Азовского, Черлакского, Оконешниковского. Используется биологический препарат «Дефилигнум, СК» (титр не менее 1010 КОЕ/мл). Он повреждает пищеварительную систему гусениц непарного шелкопряда, не оказывая влияния на флору и фауну леса, в том числе на медоносных пчёл. Основное действующее вещество в препарате – почвенная бактерия Bacillus thuringiensis. Обработка ведётся в наиболее востребованных участках 1-й категории приоритетности: вблизи населённых пунктов, в рекреационных зонах, в лесах вдоль автомобильных дорог, то есть на потенциальных путях возможной миграции шелкопряда.
Обработка лесов в Омском районе уже запланирована и станет проводиться в ближайшее время:
– Обработка лесов на территории Омского района проводится на этой неделе на площади 2124 га. Всего в Омской области от непарного шелкопряда в этом году будет обработано 15 тысяч га леса.
При этом ГУЛХ подчёркивает, что все деревья опрыскать препаратом не получится – из-за санитарных требований. СанПиН 2.1.3684-21 запрещает лесоводам обрабатывать леса в радиусе 300 метров от населённых пунктов и водоёмов. Но оставшиеся без обработки деревья не погибнут:
– В первую очередь, вредитель опасен для лиственных лесов. В нашей области эти леса представлены берёзой и осиной. И берёза, и осина к насекомым-фитофагам весенне-летней группы, к которым относится непарный шелкопряд, устойчивы. Это значит, что деревья от воздействия вредителя не погибнут, несмотря на то, что непарный шелкопряд способен их оставить голыми уже к концу июня. В июле, когда гусеница уже перестает питаться, деревья вновь успевают покрыться молодой листвой. То, что объедание листвы в здоровых насаждениях не приводит к их усыханию и дальнейшей гибели, подтверждают многолетние (проводимые с 1950-х годов) наблюдения. За весь этот период случаев массовой гибели насаждений от воздействия шелкопряда не отмечалось.
© Фотографии предоставлены жителями Красноярки