Более 10 ключевых поставщиков инструмента ушли с рынка. Это более 90% инструментальных поставщиков.
В мае региональное отделение Общероссийского общественного движения «Народный Фронт «За Россию» в Омской области провело первое заседание круглого стола тематической площадки Национального проекта «Наука и университеты».
«Приоритет 2030»
В центре обсуждения оказался потенциал университетов в эпоху глобальных трансформаций.
Модератор площадки проректор по информационному обеспечению ОмГТУ Ольга КУЗНЕЦОВА (на фото) начала мероприятие с озвучивания его целей: «В современных условиях университеты должны выступать объединяющей, моделирующей средой для различных групп общества, поэтому в качестве целей нашего первого заседания мы определили выявление потенциальной возможности университетов в решении проблем развития экономики региона, в том числе импортозамещения».
В работе круглого стола приняли участие депутаты Законодательного собрания Омской области, представители министерств, вузов, промышленных предприятий. Мероприятие продолжалось 2 часа 45 минут.
Первые три доклада звучали от сотрудников Омского государственного технического университета. Проректор по научной и инновационной деятельности Василий ФЕФЕЛОВ рассказал, что программа «Приоритет 2030» поддерживается Нацпроектами «Наука и университеты», «Образование» и «Цифровая экономика».
— При подаче заявки мы акцентировали внимание на прорывные направления, где наш университет может быть полезен на национальном и даже глобальном уровне, – отметил Василий ФЕФЕЛОВ. – Глобальный вызов у нас, конечно, космос и все, что с ним связано. Это не просто космическая экология и создание новой техники, новой технологии по уводу крупногабаритного космического мусора и уменьшению районов его захоронения, но и технологическое обеспечение серийного запуска ракет-носителей «Ангара» в Омске.
Также он рассказал о других составляющих программы «Приоритет 2030», в частности, об управлении миграционными процессами:
— Это отбор талантов из азиатского потока и расширение его не только на Центрально-Азиатский регион, но и на восточную и южную Азию. Миссия и стратегическая цель – это развитие университета как полноценного участника стратегии развития региона.
Ключевыми проектами ФЕФЕЛОВ назвал космическую экологию, сверхширокополосную СВЧ-электронику, развитие креативных индустрий и создание из университета притягательного пространства для талантов.
— Все это является вершинами айсбергов, а основа – трансформация самого университета. Это изменение образовательного, научного процесса, работы с молодежью, работы по распределению ремонта, закупки оборудования, введение новых видов деятельности, таких как целевая аспирантура по нашим проектам, а также открытие постдокторантуры, когда мы из других регионов приглашаем людей для решения наших проектов, – отметил Василий ФЕФЕЛОВ.
Постфевральские изменения
Он обратил внимание собравшихся на то, что задачи, которые прописывались в программе в прошлом году, сейчас изменились:
— Глобальные проблемы уходят на второй план, и сейчас быстрые победы, которых от нас ждут наши индустриальные партнеры, – это, как минимум, неостановка производства, задачи импортозамещения, выстраивание новых технологических цепочек, поиск выпавших звеньев, возможно, создание новых производств, в том числе, с привлечением возможностей университетов.
Завкафедрой «Технология машиностроения» ОмГТУ Роман АРТЮХ тоже обратил внимание на смену приоритетов, но сначала привел некоторые цифры:
— На сегодняшний день у нас есть опытные производства. В ОмГТУ насчитывается более 17 ресурсных центров. Объемы хоздоговорных работ за 2021 год – более 146 млн. рублей. Мы готовы для предприятий проводить повышение квалификации, предприятия готовы на стажировки для наших преподавателей. Они запланированы уже на 2023-2024 годы. 49 программ дополнительного профессионального образования для сотрудников предприятий. Более 348 студентов на сегодняшний день являются целевиками наших предприятий.
Роман АРТЮХ перечислил проблемы, которые сегодня возникают у партнеров вуза:
— Более 10 ключевых поставщиков инструмента ушли с рынка. Это более 90% инструментальных поставщиков. Есть риск остановки производства или сокращения. Также появился запрет на использование иностранного ПО. Омск является поставщиком продукции не только для нашего региона, но и для всей страны. Поэтому у корпорации «ОДК-Сатурн» – ОМКБ, которая изготавливает малогабаритные газотурбинные двигатели, проблемы, которые я озвучил, могут привести к сокращению объемов производства. Омское моторостроительное объединение им. Баранова производит двигатели для авиапромышленности. По нашим данным, запас инструмента у него может закончится к концу 2022 года, что также повлияет на полное прекращение производства. «Полет» – производство Ангары: есть проблемы, над которыми мы сейчас работаем. Если их не решить, произойдет увеличение сроков изготовления, себестоимости и, соответственно, прекращение поставок. На сегодняшний день уже отработаны некоторые предложения по этому вопросу.
В рамках передовой инженерной школы в вузе хотят создать семь лабораторий: инструментального производства, аддитивных технологий, реверс-инжиниринга, стратегических материалов, адаптивных сварочных технологий, аналитического обеспечения, цифрового проектирования сложных технических систем и инженерии поверхностей.
— На сегодняшний день для нас наиболее важным является объем финансирования, привлеченного на исследования и разработки в интересах бизнеса. В этом году от индустриальных партнеров планируется привлечь 54 млн. рублей. И дальше по нарастающей. К 2030 году эта сумма должна быть не менее 2 млрд. рублей, – отметил Роман АРТЮХ.
Базовые кафедры ОмГТУ стали Центрами компетенций
Между выступлениями звучали вопросы. Активно их задавала Наталья ТРЕТЬЯКОВА, заведующая отделом ФНПЦ «Прогресс». В частности, она поинтересовалась, есть ли сегодня у студентов возможности бывать на производстве. Василий ФЕФЕЛОВ пояснил, что законодательство для создания базовых кафедр ужесточилось, тем не менее совместные площадки для образовательной деятельности на ряде предприятий у вуза есть:
— Если в советское время было госзадание и ресурсы распределялись, сейчас они выделяются только на конкурсной основе и только при условии, что предприятие заинтересовано в кадрах, в разработках. И заинтересованность со стороны предприятия, как правило, показывается софинансированием. Если его нет, значит, предприятие не заинтересовано. Но надо понимать: если мы берем деньги от предприятия, то не для того, чтобы получить средства еще и от государства, а под результат, который объективно столько и стоит.
Ольга КУЗНЕЦОВА пояснила, почему базовых кафедр в ОмГТУ не стало:
— Мы привыкли к базовым кафедрам. Теперь они будут называться Центры компетенций. Их действия остаются теми же. Главное, что это дело живет и процветает. Занятия проходят на предприятиях индустриальных партнеров, не говоря уже, что у экономического блока – в администрации города Омска.
Целевые места сократились в 15 раз
В ходе круглого стола обсудили проблему целевого обучения и его нужность в современных условиях. Представитель министерства образования пояснила, что законодательство изменилось и сегодня если выпускник вуза не пришел на предприятие, которое давало целевое направление, он несет ответственность – должен будет вернуть затраты, которые понес работодатель.
Это подтвердил и заместитель генерального директора по науке АО ОНИИП Сергей КРИВАЛЬЦЕВИЧ:
— Четвертый год действует постановление Правительства РФ, что от 10 до 100% (в зависимости от специальности) выделяются целевые места. И в старом постановлении речь шла о том, что предприятие платит стипендию, но в новом есть обязательства финансирования обучения. За них одинаково отвечает работодатель и тот, кто учится. Если говорить по-простому: человека не взяли на работу – предприятие должно выплатить государству около 600 тыс. рублей и еще около 100 тысяч – человеку. Если человек не пришел на работу, он государству тоже 600 тыс. рублей возвращает. Никто при этом не несет затрат. Можно на стипендию не заморачиваться. К сожалению, это постановление привело к тому, что уровень целевых мест в регионе упал примерно в 15 раз. Надо призывать преподавателей вузов над этим работать. Потому что вузы сейчас все в проектах, а в образовании их нет, хотя первая строчка в уставе любого вуза – это подготовка кадров. И в среднесрочной перспективе мы получим очень большую проблему. Мы же как предприятие вынуждены открывать уже на четвертом году аспирантуру, потому что с вузами договориться не можем. Начинаем готовить кадры на своей площадке. На самом деле, думаю, это неправильно. Вуз должен готовить кадры, а предприятие – зарабатывать деньги. А делать из вузов инжиниринговые центры – это потерять кадровую составляющую. Мы ее уже сильно уронили.
Ольга КУЗНЕЦОВА не согласилась с такой оценкой: «Создание наших инжиниринговых центров как раз способствует дополнительному получению профессиональных компетенций. Другое дело, давайте будем усиленно с вами взаимодействовать, услышать хотелось бы от вас и других наших индустриальных партнеров – какие ставите приоритетные компетенции для будущего выпускника».
Также на круглом столе выступили заместитель министра промышленности, связи, цифрового и научно-технического развития Омской области Игорь ЛУКЬЯНОВ, проректор по научной работе ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Павел ПРУДНИКОВ. Начальник сектора межотраслевой координации научно-технической деятельности регионального минпрома Ольга КОСАЧ рассказала, что высокотехнологичные и наукоемкие отрасли экономики формируют пятую часть валового регионального продукта:
— Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП у нас составляет 20,7%. Это достаточно высокий показатель. По России мы занимаем 38 место, а по Сибирскому ФО – пятое. По последним данным, в регионе работает 41 научная организация, где трудятся 4217 человек, в том числе около 2 тысяч – это исследователи.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 25 мая 2022 года.