В Омском государственном историко-краеведческом музее работает выставка «Эхо шаманского бубна».
Культура и национальные обычаи северных народов Сибири во все времена вызывали определенный интерес в обществе. Посвященная им выставка «Эхо шаманского бубна» – это совместный выставочный проект Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьева-Амурского и Омского государственного историко-краеведческого музея.
На выставке экспонируются уникальные артефакты из собрания Иркутского областного краеведческого музея. Это подлинные атрибуты шаманского культа народов Сибири: онгоны, бубны, трости, колотушки, ритуальные стрелы, корона шамана и многое другое. Во вторую часть экспозиции вошли предметы шаманского культа из коллекции Омского государственного историко-краеведческого музея: идолы, подвески, амулеты, культовые изображения духов.
Специально для газеты «Коммерческие вести» куратор выставки Сергей Игоревич ЕГОРОВ провёл экскурсию по экспозиции:
«Большая часть экспонатов – из коллекции Иркутского областного историко-краеведческого музея. На выставке представлено 63 предмета. Жемчужинами выставки являются семь шаманских костюмов коренных народов Сибири (эвенков, тофов, сойотов, бурят). Они по праву составляют «золотой фонд» Иркутского краеведческого музея, формировавшийся на протяжении 150 лет. Костюм – это знак отличия шамана. Его изготавливали из шкур священных животных и птиц и дополняли различными подвесками. Все это имело символический смысл, подтверждало могущество шамана и его духов, говорило об его родословной и олицетворяло образ шаманской вселенной. Вес одеяния шамана мог превышать 30 килограммов».
Шаманизм – это древняя практика, основанная на взаимодействии с миром духов и природой. Центральная фигура шаманизма – шаман. Он выступают в роли посредника между людьми и духовным миром, используя ритуалы, медитацию для исцеления и предсказания будущего.
На снимке главный шаман острова Ольхон. Фото сделано в начале XX века.
Малочисленный народ тофы проживает на юго-западе Иркутской области. Сегодня численность их насчитывается около семисот человек. Костюм тофского шамана изготовлен на рубеже XIX–XX веков.
Плащ шамана «мандяк». Кожа, ткань, металл, мех (ручная работа). Рядом с плащом – бубен шамана «тактаяк». Алтайский край, конец XIX – начало XX века.
Шаманские бубны «тактаяк» и «тюнгюр». Кузнецкий уезд, Томская губерния, XIX век.
Колотушка к бубну. Село Ныда Тобольская губерния, Ямало-Ненецкий округ, начало XX века.
Амулет к костюму шамана. Кузнецкий уезд, Томская губерния, XIX век.
Шапка шамана, изготовленная из кожи, раковин, ткани и пера. Тункинский район, Бурят-Монгольская АССР.
На костюме нашиты ленточки, которые обозначают дорогу шаману, как связь с другими мирами. Тункинский район, Бурят-Монгольская АССР.
Сапоги шамана. Рисунки на них напоминают глаза. Очевидно, для большего внушения людям, что через них шаман видит иной мир.
Костюм шамана. Село Ербогачён Киреевского района, Нижняя Тунгуска.
В костюмах шамана отражен окружающий мир. Это звери, птицы, рыбы, силы природы. Например, на рукавах нашиты ленточки. При взмахах рук они символизируют крылья птиц.
Корона шамана изготовлена из металла. На верху короны небольшого размера рога оленя.
В мировоззрении шаманизма присутствуют три мира. Это средний, в котором живут люди, верхний, где живут добрые духи, и нижний, где находятся злые духи.
У шаманов большой набор оберегов, которые охраняют от злых духов, в том числе и маска.
На костюмах шаманов нашит бисер. Он находится как на передней, так и на задней стороне костюма. Например, на выставке представлен пояс к костюму шамана с нашитым на него бисером.
Выставка «Эхо шаманского бубна» является результатом реализации Межрегионального инновационного проекта «Музей и краеведение», инициированного директором Омского государственного историко-краеведческого музея Петром Петровичем ВИБЕ.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ