В Омском государственном историко-краеведческом музее открылась выставка «Костюм старообрядцев: из сборов А.Е. Новоселова».
Историко-краеведческий музей показывает омичам одну из жемчужин своего собрания – коллекцию старообрядческого костюма. Коллекция русского костюма старообрядцев-«поляков» была собрана Александром Ефремовичем НОВОСЕЛОВЫМ – известным в Сибири этнографом, писателем, политическим деятелем. В 1912–1914 годы по заданию Западносибирского отдела Императорского Русского географического общества ученый побывал в деревнях русских старообрядцев Змеиногорского уезда Томской губернии и на Алтае. Благодаря изоляции, удаленности и труднодоступности поселений эта группа русского населения сохраняла в своей культуре архаичные и самобытные традиции вплоть до начала XX века.
Однако для полной ясности погрузимся вглубь истории России. В 1650-х годах начался раскол в Русской православной церкви в Москве. Он связан с реформами патриарха Никона, которые внесли изменения в богослужебные книги и некоторые обряды. Реформы Никона проходили непосредственно при поддержке царя Алексея Михайловича (отца Петра I). В 1653 году патриарх Никон разослал по московским церквям «Память» о замене части земных поклонов на поясные, о накладывании троеперстного (три пальца держать вместе) крестного знамения во время моления вместо двуперстного. Так началась церковная реформа. Крестные ходы Никон распорядился проводить «против солнца», а не «по солнцу», как было, возгласы «аллилуйя» во время богослужения произносить не дважды, а трижды. Начались правки священных книг. Часть верующих отказалась выполнять реформы Никона. Противников реформ стали официально называть старообрядцами. Церковь объявила их еретиками. В свою очередь старообрядцы дали реформатору прозвище «Никон-антихрист». Против старообрядцев начались гонения, которые продолжались не одно столетие. В 1667 году московский собор одобрил реформы Никона, а всех, не принявших их, предал анафеме как еретиков. Так, при царствовании Софьи (старшая сестра Петра I) к староверцам были применены пытки на допросах, их заживо сжигали на кострах. В период правления Петра I старообрядцы платили двойной налог.
Однако старообрядцы оказались верны своей вере. Гонения и репрессии укрепили их дух. Общее несчастье, вызванное опалой со стороны церкви и властей, способствовало их объединению, круговой поруке и коллективному выживанию. Старообрядцы стали уходить целыми деревнями в глухие районы страны: в Сибирь, на Алтай, на север. Часть эмигрировала в Польшу. На чужбине они также не приняли ни католическую веру, ни польскую культуру. Продолжали вести замкнутый образ жизни. В результате изоляции у них осталась русская культура в первоначальном виде. Но вот парадокс. Во времена правления Екатерины II (в конце XVIII века) в Европе произошли политические события, которые затронули русских старообрядцев. Польша была поделена между Россией, Австрией и Германией и практически перестала существовать. К своему несчастью, старообрядцы оказались в той части Польши, которая отошла к России. Таким образом, они опять оказались в России. Старообрядцы покинули Польшу, вернулись на свою историческую родину и вновь подверглись гонениям. Они стали искать глухие места. Так старообрядцы оказались на Алтае.
Так как староверы пришли из Польши, их стали называть поляками или староверами-поляками. На новом месте они также продолжали вести своеобразный образ жизни. Например, браки проходили только внутри общины. За тем, чтобы не было смешения кровей, строго следили старшие. Они знали родословные, как говорится, до девятого колена. В результате минимального общения с миром у этой группы по-прежнему сохранялась традиционная самобытная русская культура, как в обычаях, так и в одежде. Одним из первых исследователей, обративших внимание на культуру старообрядцев-поляков, проживавших на Алтае, стал Александр Ефремович НОВОСЕЛОВ.
Оксана ДЕРБУШ, ведущий научный сотрудник отдела хранения и изучения музейных фондов, рассказала о коллекции старообрядцев-поляков:
«Основу женского костюма староверов-поляков составляет сарафанный комплекс, принесенный из европейской части России, где он сложился в XVI–XVII веках. Рубаха украшалась вышивкой по рукавам и оплечью. Ее характерная черта – мелкие складки по вороту и широкие рукава. Сарафаны делились косыми клиньями и округлыми. Первые отличались более архаичным и сложным кроем, при ношении на спине находились все складки сарафана, заднее полотнище удлинялось к центру и при ходьбе плавно покачивалось. В молельный дом женщины ходили только в сарафанах с косыми клиньями – из темных или красных цветов. Украшались сарафаны вышивкой и нашивками из кумача, щелка, лент, тесьмы, кружев, которые были расположены на груди, спине и по подолу».
Далее Оксана ДЕРБУШ продолжила:
«Прическа и головные уборы были знаками, показывающими семейное положение. Косы девушки выпускались из-под платка и украшались лентами, подвесками из бус, бисера и цветных нитей. Замужние женщины полностью скрывали свои волосы под головными уборами. Молодые женщины могли украшать головные уборы цветами, а на шею надевали ожерелья из бус и бисера. Обязательными элементами мужского и женского костюма были пояса. Они чаще всего изготовлялись из цветной шерсти. Цвета одежды отличались яркостью и насыщенностью красок. Праздничная и повседневная одежда шилась из разных сортов ткани. Изготовленные в домашних условиях полотна в основном предназначались для постоянной носки. Праздничные наряды как у мужчин, так и у женщин шились из сатина, шелка, бархата, кашемира, украшали галунами. Нарядные сарафаны передавались по наследству – от матери к дочери, от бабушки к внучке. Верхняя одежда, в том числе для холодного времени, шилась из домотканой шерсти и меха. Она покрывалась бархатом».
В коллекции есть также одежда для детей и мужчин:
«Детская одежда не отличалась по крою от взрослых. До определенного возраста дети независимости от пола носили удлиненные рубашки. Часто детские вещи перешивались из уже поношенной одежды взрослых. Одежды староверов-поляков были более богаты и разнообразны, чем у православного русского населения, проживающего на Алтае. Основа мужского костюма – рубаха и штаны. Рубашка шилась из домотканого полотна или ситца. Традиционно рубахи орнаментовались вышивками – по подолу, по рукавам, по вороту и слева на груди. Штаны старинного русского покроя изготовлялись из сукна. Костюм дополнялся помимо пояса, обязательным головным убором».
На выставке представлены фотографии, сделанные Александром Ефремовичем НОВОСЕЛОВЫМ в 1912 году во время поездок по Алтаю. По ним также можно определить покрой, фасон одежды старообрядцев-поляков.
На снимках изображены: группа мужчин и женщин в верхней одежде, группа молодежи в рабочей одежде, подростки, семейная пара в праздничной одежде. Кстати, фотографии, сделанные НОВОСЕЛОВЫМ, по качеству не уступают современным снимкам.
На выставке представлено около сорока предметов. Впервые за последние годы омичи могут познакомиться наиболее полно с уникальной коллекцией.
От автора. Устроители выставки подготовили прекрасную выставку костюмов старообрядцев-поляков на основании исследований сибирского ученого Александра Ефремовича НОВОСЕЛОВА. На выставке в биографии НОВОСЕЛОВА указаны только периоды, которые относятся к его научной и исследовательской деятельности. Во время написания данного материала мне пришлось о НОВОСЕЛОВЕ почитать дополнительно. Заинтересовало два обстоятельства. Первое: он прожил всего 33 года. Второе: год смерти – 1918 год. Это был год смутного времени в Омске. Власть менялась несколько раз – от царской власти к советской, правление Директории и ее свержение, захват власти адмиралом КОЛЧАКОМ. Фамилия «НОВОСЕЛОВ» упоминается в омских исторических документах 1918 года. Также в документах указывается, что НОВОСЕЛОВ не принял в 1917 году Советскую власть.
Справка
Александр Ефремович НОВОСЕЛОВ родился в поселке Железинском Павлодарского уезда Семипалатинской области в семье казачьего офицера. Окончил пансион казачьего войска, после чего, как способный ученик, был отправлен в Омский кадетский корпус, где обучался в 1896–1901 годах. Однако, не доучившись, ушел из 7-го класса. Почти два года после этого он жил в родном поселке, много читал, увлекся философией.
После сдачи экзаменов на звание учителя НОВОСЕЛОВ стал работать учителем в Омском пансионате казачьего войска до 1917 года.
В Омске НОВОСЕЛОВ сформировался и как писатель, и как ученый-этнограф. Он часто путешествовал по Алтаю. Стал действительным членом Западносибирского отдела Русского географического общества. Собирал этнографический материал, записывал русский фольклор. Провел исследования старообрядцев-поляков, проживавших на Алтае.
Известны написанные им рассказы: «Катька», «Легкая жизнь», «На пасеке», «Дурман», «Экзамен», «Подсидел», «Смерть Атбая», «Прекрасная Гуяльдзира», «Сто рублей», «Илья Кузьмичев», «У архиерея» и другие. Есть все основания полагать, что количество публикаций было гораздо большим. Творчество писателя изучено слабо. Талант писателя заметил Максим ГОРЬКИЙ и опубликовал ряд его произведений в своем журнале «Летопись».
Писатель был полон творческих планов и замыслов, но в стране грянула революция, и он увлекся политической деятельностью. В июне 1917 года НОВОСЕЛОВ вступил в партию эсеров, в декабре того же года стал министром Сибирской областной думы и членом Коалиционного комитета Войсковой управы. В 1917–1918 годах был комиссаром Временного правительства по Акмолинской области и Степному краю. К концу 1917 года являлся председателем Омской организации партии социал-революционеров, председателем Омского коалиционного комитета и членом центрального Сибирского организационного комитета.
Его политическая деятельность стала для него несчастьем. В ночь на 21 сентября 1918 года писатель был арестован по распоряжению начальника Омского гарнизона Вячеслава ВОЛКОВА, предотвращавшего эсеровский переворот. Дело об аресте НОВОСЕЛОВА было направлено прокурору Омской судебной палаты.
23 сентября 1918 года Александр НОВОСЕЛОВ был убит без суда и следствия в Загородной роще офицерами СЕМЕНЧЕНКО и МЕФОДИЕВЫМ. Против убийц было возбуждено уголовное дело, но СЕМЕНЧЕНКО и МЕФОДИЕВ скрылись.
Александр Ефремович НОВОСЕЛОВ при большом стечении народа был похоронен в Омске на Казачьем кладбище.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ