На этой выставке вполне можно приземлиться «где-нибудь в Париже, а там еще немного – и Прованс».
Лето – лучшее время для отдыха, а лучший отдых – это путешествие. В разгар сезона летних отпусков Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля пригласил зрителей на выставку «Ветер дальних странствий. Мир глазами русского путешественника XVIII–XXI веков», знакомящую с тем, как путешествовали наши соотечественники в разные эпохи.
Выставка включает нескольких тематических блоков. Первый раздел «Хроники Grand Tour» рассказывает о путешествиях как важной части образования. Эта традиция зародилась в Англии в XVII веке, затем ее переняли другие европейцы. Прежде чем испытать себя на поприще профессиональной деятельности, молодые аристократы отправлялись в Гранд Туры, во время которых посещали другие европейские страны, узнавали местные традициии, осматривали галереи и церкви, заводили знакомства в среде ученых мужей и влиятельных семей. Во время длительных выездов за границу нередко формировались коллекции произведений искусства. Русские аристократы часто ехали через Германию и Швейцарию в Париж и Лондон. Излюбленным местом визитов всегда оставалась Италия, а настоящим центром притяжения для путешественников в XVIII–XIX веках был Рим. Поэтому в разделе представлены гравюры из серии «Виды Рима» Джованни Баттисты ПИРАНЕЗИ, ведуты неизвестных венецианских художников XVIII века, произведения русских мастеров – «Остров Капри» Льва ЛАГОРИО, «Везувий» Гавриила КОНДРАТЕНКО, предметы античной археологии и многое другое.
Художественные произведения выставки в основном либо привезены из путешествий, либо написаны по их итогам. И здесь иногда смещены привычные акценты.
– Мы представляем сегодня портрет Александра Константиновича ГОРЧАКОВА кисти Николая Петровича БОГДАНОВА-БЕЛЬСКОГО, – рассказывает куратор выставки старший научный сотрудник музея, хранитель фонда западноевропейского искусства Елена РЕУТОВА. – Александр Константинович – внук знаменитого канцлера ГОРЧАКОВА, который обычно и является героем наших выставок. А сейчас – вот этот портрет. Он хорошо иллюстрирует раздел «В джунглях Африки», связанный с охотничьими экспедициями – сафари. Нельзя сказать, что у нас были сильно распространены подобные поездки, но находились свои любители. В их числе Александр Константинович. В своих заметках он описывает, как на корабле «Бургомистр» пересекал экватор и охотился в Африке. ГОРЧАКОВ делал это дважды, и после первой поездки заказал портрет, где был изображен в костюме колониального стиля.
Часть экспозиции «Русская Ривьера» освещает историю российских курортов, расположенных на берегу моря, которые всегда были излюбленным местом отдыха. Здесь можно увидеть живописные произведения Ивана АЙВАЗОВСКОГО, Арсения МЕЩЕРСКОГО, «киммерийские акварели» Максимилиана ВОЛОШИНА.
Кавказ на протяжении длительного времени также остается одним из излюбленных направлений для русского путешественника. Раздел «Вдохновленные Кавказом» знакомит зрителей с произведениями Петра ВЕРЕЩАГИНА, Ярослава КРЕСТОВСКОГО, Ильи ЗАНКОВСКОГО, Григория ЯРЦЕВА, очарованных природой этого горного края и обычаями населяющих его народов.
С обаянием Средней Азии для представителей творческих профессий связан раздел «По следам Великого шелкового пути», включающий живописные работы Виктора УФИМЦЕВА, Николая МАМОНТОВА, Валентина КУКУЙЦЕВА, декоративные композиции и керамику, которые дают почувствовать традиционный и неповторимый восточный колорит.
На выставке присутствует много предметов, связанных с путешествиями. Каждый из них по-своему интересен.
– У нас есть замечательный экспонат – каретные часы, – продолжает рассказ Елена РЕУТОВА. – Первые такие часы были изготовлены известным часовщиком Абрахамом-Луи БРЕГЕ по заказу Наполеона БОНАПАРТА. Император хотел иметь часы, которые он мог бы брать с собой в военные походы. Они должны были громко бить, выдерживать вибрацию и бездорожье и так далее. В дальнейшем у каретных часов было много дополнительных функций. Например, эти – с функцией будильника.
Еще один любопытный экспонат – карманный атлас, подготовленный в 1897 году австрийским профессором Лео ХИКМАНОМ. Сегодня любая информация находится у нас в гаджетах; раньше, чтобы путешествовать, человеку приходилось брать с собой большое количество книг и географических карт. ХИКМАН же поместил всё это: карты, информацию по каждому континенту с перечислением стран, столиц, денежных единиц – в книжечку чуть больше современного смартфона, что было в свое время новаторским шагом.
Нынешняя выставка тоже насыщена информацией. Но чтобы посетители полнее ощутили ветер дальних странствий, в зале и даже еще у входа в музей, расположены фотозоны: «Железная дорога», «Вокзал», «Кафе» (не иначе – парижское). Там можно не только сфотографироваться, но и подумать о том, куда же отправиться этим летом, а после ударить в рынду, предоставленную Омским речным училищем, ознаменовав тем самым начало путешествия.
Выставка будет работать до 16 октября.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ