Новый спектакль театра можно смотреть только в камерной обстановке.
На минувшей неделе Омский академический театр драмы показал премьеру спектакля «Дракон» по пьесе Евгения ШВАРЦА в постановке московского режиссера Марата ГАЦАЛОВА. Популярная некогда пьеса, блистательный текст которой разошелся на цитаты (особенно после фильма Марка ЗАХАРОВА), в последнее время стала реже появляться на театральных подмостках. Но, как показал нынешний опыт, она не утратила своей актуальности и современного звучания.
В некоем городке уже 400 лет живет дракон. Он съедает тонны овощей и тысячи домашних животных, каждый год забирает к себе в пещеру одну девушку, где она умирает от омерзения, зато защищает город от других, может быть, более страшных агрессоров. Ведь «лучший способ избавиться от дракона – иметь собственного». Жители уже так привыкли к своему Дра-Дра, который иногда играет в демократию и заходит к любому из них «без чинов», то есть в человеческом обличии, что искренне не хотят, чтобы их спасали. Однако появляется благородный рыцарь Ланцелот и рушит привычные устои добровольных рабов.
Пьеса была написана Евгением ШВАРЦЕМ в разгар Великой Отечественной войны, в эвакуационном Душанбе. Бдительная цензура быстро запретила ее, смекнув, что, несмотря на немецкие имена героев, здесь аллюзии не на фашистскую Германию, и Дракон – не Гитлер. Фашизм – явление экстремальное. А «Дракон» – пьеса о повседневном, если хотите – «домашнем» зле. Социальная драма и даже притча, поданная под соусом сказки, где есть говорящий кот, ковер-самолет и шапка-невидимка, воспринимается как история о притеснении и оболванивании народа своими правителями. Годы идут – мало что изменяется.
Дракон, каким играет его Владислав ПУЗЫРНИКОВ, узнаваем, очень узнаваем. Он и скупую слезу пустить может, дескать, расчувствовался, и речи говорит, из которых ясно, что он тут не повелитель, или, упаси бог, диктатор, а для всех отец родной. И хоть знает, что все у него схвачено, поскольку души людские мастерски им покалечены, а такие всегда послушны, чего-то стал в последнее время побаиваться. Вот и указ о том, что условия поединка выбирает вызвавший его на бой, что сам же подписал, будучи «сентиментальным мальчишкой», нарушить готов. Убийц к Ланцелоту подсылает, тазиком, «исполняющим обязанности шлема», и бумажной справкой вместо копья героя снабжать заставляет. Утешается, что отработает на нем новую военную стратегию. Но драться все-таки придется, а вот победить – уже нет.
Режиссер Марат ГАЦАЛОВ предлагает совершенно необычное постановочное решение. Спектакль играется перед сценой, в проходах первых рядов. Актеры находятся в этом пространстве, словно шахтеры в забое. Освещения практически нет, темноту разбавляет лишь свет налобных фонариков. Он искажает лица, делая их похожими на странные маски. Темнота и уродство – модель жизни, в которой живут люди, подвергшиеся вивисекции души. Наверное, поэтому и юная Эльза, дочь архивариуса Шарлеманя, очередная жертва Дракона – здесь маленькая старушка, грустный клоун (роль исполняет Валерия ПРОКОП). А ее бывший жених, теперь личный секретарь Дракона Генрих (Александр ГОНЧАРУК), поощренный должностью за «моральный ущерб», похож на разбойника в своей красной рубахе. Видимо, ему в качестве привилегии еще и дозволено одеваться по-цыгански, несмотря на то, что цыгане – «враги государственности». Мир вывернут наизнанку, перевернут с ног на голову.
Спектакль выглядит камерным и очень интимным. Ты вдруг оказываешься допущенным в этот узкий круг, объективно узкий, потому что трудно представить, что что-то можно разглядеть уже с середины зала и тем более из лож. Наверное, театру стоило бы сделать спектакль ограниченным по количеству зрителей, как это случилось само собой на его сдаче. Там же, по форс-мажорным обстоятельствам, роль ребенка, который прямодушно задает неудобные вопросы («От кого дракон удирает по всему небу?» – «Он не удирает, он маневрирует». – «А почему он поджал хвост?» – «Хвост поджат по заранее обдуманному плану»), вместо семилетней девочки исполнила помощник режиссера Нина АВРАМЕНКО. И это настолько органично вписалось в структуру спектакля, в его условности и перевертыши, что подобную неожиданную находку тоже хотелось бы закрепить.
Как всегда, ярок, даже, пожалуй, чрезвычайно, Валерий АЛЕКСЕЕВ в роли Бургомистра, а впоследствии – президента вольного города. Ужимок-примочек хватит на десяток персонажей. Дурковавшему всю жизнь чинуше повезло: власть сама свалилась в руки, подарив возможность изобразить победителя дракона, пока народ еще не опомнился. И стал он практически тем же драконом, только больше манипулирующим словом «демократия». Не зря предупреждает восточная мудрость: убивший дракона сам становится драконом. А на самозванцев это распространяется еще в большей степени, поскольку цели у них не праведные.
Что можно сказать о Ланцелоте Олега ТЕПЛОУХОВА? Он слишком однообразен, в герое не происходит каких-то градаций. Роль существует практически на уровне читки. Вообще в спектакле выигрывает массовка. Наверное, потому что он о них – людях, которые переживают очередные метаморфозы власти, становятся пассивными носителями ее идей или бунтарями-одиночками, молчаливыми мучениками или тихими предателями. Чтобы избавиться от дракона, надо убить его в себе, вымести все следы. Именно для этого поведет людей к свету – из темного зала на наконец-то высветившуюся сцену – Ланцелот. Только ведь века уйдут на ювелирную работу – вычистить от драконьих экскрементов человеческое сознание. И не родится ли за это время новый дракон? Грустно, но мы часто становимся теми, с кем боролись. Очень как-то все это заразно.
Фото © Омский академический театр драмы