— Дмитрий Михайлович, как получилось, что педагогический университет опередил классический университет? Ведь там до сих пор нет философского факультета.
— Факультета там действительно нет, но специальность есть. В ОмГУ ее открылиспустя год, после открытия нашего факультета. Мы подавали документы одновременно, но нам удалось первыми добиться результата.
—
— А в других университетах по эту сторону Урала есть философские факультеты?
— Философский факультет есть в новосибирском университете. Правда, он специфический — там только магистратура. Еще, насколько я знаю, есть специальность в Томском университете. Но если брать педагогические вузы, то на такое «нахальство» отважились весьма немногие. Есть, например, философский факультет в педагогическом университете Санкт-Петербурга — в РГПУ.
— Что же подвигло вас на такое «нахальство»?
— Мы много лет работали, защищали кандидатские диссертации, затем стали защищать докторские, открыли аспирантуру. И как только появилась возможность, наш университет открыл сначала специальность «Учитель философии и истории» при историческом факультете. Правда, буквально через полгода эту специальность исключили из классификатора. И в 2000 году мы оказались в интересной ситуации — первый курс есть, а специальности фактически нет, второго курса тоже. Тогда мы сжали зубы и решили бороться за то, чтобы вузу разрешили открыть философскую специальность по стандарту классического университета. Сегодня наш первый набор философов учится уже на третьем курсе.
— Насколько вообще гуманитарные знания применимы — в рыночных условиях?
— Сегодня вообще проблематично применить свои знания. И неважно, технические они, гуманитарные или естественно-научные. Каждый год омские вузы выпускают тысячи инженеров. Где они будут работать? Мне кажется, что гуманитарные знания даже более универсальны и востребованы, если говорить о рыночной ситуации. У первого выпуска нашего философского факультета (пока еще «учителей»), который был в этом году, никаких проблем с трудоустройством не было.
— Это первый выпуск. А что будет дальше?
— Могу привести в пример нашу alma mater — философский факультет Уральского государственного университета. Он существует очень давно. И все его выпускники прекрасно устроились: работают сегодня в самых различных сферах — в экономике, в политике, бизнесе. Дошло до того, что выпускники УрГУ в последние годы активно вытесняют психологов из их рыночной ниши.
— Философы теснят психологов?!
— Дело в том, что философское образование дает очень серьезную базу. А ведь это не только набор гуманитарных знаний. Это еще привычка мыслить и прилагать более чем средние усилия для решения стоящих перед тобой задач. Просто есть специальности, которые становятся модными в тот или иной отрезок времени. Сегодня многие стремятся сделать из своих детей юристов или экономистов. Но кто ответит на вопрос: сколько юристов потребуется через десять лет? А жизнь длинная. Сужу по личному опыту: не всегда знаешь, куда она повернет. Так вот, философское образование — это то, с чем можно поворачиваться практически в любую сторону.
— Звучит заманчиво. Значит, интерес к философскому образованию в Омске есть?
— Интерес есть. Правда, есть и проблемы. Причем они одинаковы и в Омске, и в Екатеринбурге, и в Москве. По-настоящему интерес к философии проявляется, когда становишься старше. Понимание начинается, как правило, когда люди сталкиваются с философией уже в институте, когда получают ту или иную специальность.
— Можно второе образование получить...
— Можно. А еще можно окончить магистратуру по философии. Новосибирский университет пошел именно по этому пути и открыл магистратуру. В ближайшее время и мы собираемся открыть магистратуру на нашем факультете. И второе высшее образование мы тоже будем давать.
— Вы сами получили техническое образование, а стали в итоге доктором философских наук. Необычный жизненный зигзаг...
— Дело в том, что мой отец был первым заведующим кафедрой философии Омского педагогического института. Той самой, на которой я сейчас и работаю. Умер он довольно рано, когда я учился в 8 классе. Про философию от него я ничего не успел узнать. Правда, о существовании Гегеля я узнал все же раньше, чем о существовании Гоголя. А с транспортным институтом все получилось так. Он был ближе остальных вузов к моему дому, а на «мой» факультет был в то время самый большой конкурс. Да и все вокруг, как мне помнится, говорили, что нужно получить настоящую специальность. И на заводе, кстати сказать, мне нравилось работать. Никакими военными секретами я в то время не занимался, а участвовал в разработке электрической схемы бытового магнитофона. Но все же после трех лет работы на заводе я понял, что это не мое дело.
— Сложно сегодня заниматься наукой?
— Наукой всегда было сложно заниматься. В особенности, если она не приносила государству атомной бомбы. Сегодня есть, конечно, трудности в получении денег на научную деятельность. Приходится прилагать серьезные усилия. Причем формально распределение бюджетных средств должно производиться на конкурсной основе, но зачастую приходится сталкиваться с ситуациями, когда неприкрыто лоббируются чьи-то интересы. Вот в этих вопросах Москва всегда опережает провинцию.
— И что в итоге?
— В итоге большая часть денег остается в Москве. Из оставшейся меньшей части большая уходит, как правило, в Санкт-Петербург. А маленький кусочек распределяется на всю оставшуюся Россию. С другой стороны, в прежние времена на научные исследования в таком вузе, как наш, деньги вообще не выделялись. А сегодня можно хоть что-то получить.
— Значит, научная жизнь продолжается?
— Конечно. Сегодня на нашей кафедре работают пять докторов философских наук, которые защищали диссертации и в Москве, Екатеринбурге, Томске, и уже здесь — в Омске. У нас есть уже своя докторантура, давно работает диссертационный совет на соискание ученых степеней кандидата и доктора философских наук. Защиты проходят по двум специальностям — по онтологии и по философии культуры. И не только омичи защищаются в нашем докторском совете. География быстро расширяется — едут в Омск из Екатеринбурга, Кургана, из других городов. Сегодня, например, все расписано до марта 2005 года — по две-три защиты в месяц.
— Не секрет, что научная деятельность большого дохода не приносит...
— Я искренне считаю, что, если хочет человек заработать много денег, ему нужно заниматься деньгами, то есть бизнесом. А если хочешь заниматься наукой, что ж — за удовольствие приходится платить. Моральное удовлетворение от научной деятельности получаешь — это да. Лично мне занятие философией помогает справляться еще и с теми сложностями, которые возникают порой в административной работе. На философском фоне они как-то мельчают.
— Вы руководите наукой?
— Конечно, нет. Руководить наукой в вузе невозможно по определению. Я ведь не могу профессионально разбираться ни в полугруппах, которыми занимаются алгебраисты, ни в жгутиконосцах, которыми занимаются биологи. Но для науки нужно и можно создавать условия. Этим я, собственно, и занимаюсь.
— У вас никогда не возникает ощущения, что занятие философией накладывает определенные обязательства? Философия — это ведь Кант, Гегель...
— Ну, понятно, что не каждый философ — Кант. Но и не все художники — Леонардо да Винчи. Я, например, никогда не считал, что философы обязательно самые умные. Конечно, если заниматься философией совсем уж с деревянной серьезностью, можно довести себя до параноидального состояния, а то и вообразить себя миротворцем. Но от нежелательных крайностей спасает чувство юмора.
— А помимо философии у вас есть еще любимое занятие?
— Люблю, естественно, читать. До недавнего времени моим главным хобби было передвижение по реке. Я лодочник с двадцатипятилетним стажем. Рыбачить очень люблю. Но сейчас этим хобби очень тяжело стало заниматься. Лодочные стоянки в Омске в ужасном состоянии, и воровать стали все подряд. Сегодня сто килограммов алюминия (самая легкая лодка) долго не пролежат, как ни охраняй. Люблю свободное время в саду проводить. С удовольствием строил дом — рубленый. Теперь на очереди пристройка к нему. Приятно, когда что-то делаешь своими руками. И приятно, когда при этом что-то еще получается.
Биография
Дмитрий ФЕДЯЕВ
Дмитрий Михайлович родился 25 февраля 1953 года в городе Ульяновске. Вскоре переехал с родителями в Омск. Учился в средней школе № 85, потом в средней школе № 19. В 1970 году поступил в Омский институт инженеров транспорта (ОмИИТ) — на факультет автоматики и телемеханики.
В 1975 году, получив диплом инженера-электрика по специальности «Автоматика и телемеханика», некоторое время отработал по распределению на заводе им. К.Маркса. Был призван в армию. Отслужил год. После увольнения в запас в 1976 году вернулся в Омск и больше трех лет работал на заводе им. К. Маркса инженером-конструктором. В 1980 году устроился на работу в Омский педагогический институт (ОмГПИ) ассистентом кафедры философии.
С 1983-го по 1985 год учился в аспирантуре Уральского государственного университета (УрГУ). В 1985 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Целеполагание в техническом познании». После защиты диссертации вернулся в Омск и продолжил работу на кафедре философии ОмГПИ. В начале 1994 года защитил в УрГУ докторскую диссертацию по теме «Техническое мироотношение».
С 1996 года и до настоящего времени — проректор по научной работе ОмГПУ.
Женат. Жена преподает математику в гимназии № 19. Дочь Наталья — кандидат филологических наук, работает в ОмГПУ.