Все рубрики
В Омске вторник, 5 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 97,5499    € 106,1426

Ирина СЕРГЕЕВА: "Когда омские строители говорят, что не могут сдать двадцать тысяч квадратов в год, — это смешно"

25 июля 2005 13:52
0
1824

На прошлой неделе в Омск приезжала генеральный директор ЗАО «Стройинвестрегион» Ирина СЕРГЕЕВА. Она побывала на своих объектах строительства и приняла участие в различных официальных мероприятиях. Несмотря на плотный график визита, Ирина СЕРГЕЕВА согласилась рассказать корреспонденту «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ о проблемах и задачах, которые компания сегодня решает в Омске.

— Сейчас много говорится о том, что работа на объектах «Стройинвестрегиона» замедлилась — подрядчики перестали получать авансы и не справляются.

— Строителям авансы мы не переставали давать ни на одну минуту. Хотя я вообще полагаю, что это неправильно. В Москве в строительстве на авансах никто не работает, там такой практики в принципе не существует.

Омским строителям авансы мы всегда давали, потому что считали — им надо помогать в развитии собственной базы. Мы бы хотели, чтобы стройка шла более высокими темпами. Чем быстрее построишь, тем быстрее заселишь людей, получишь деньги и так далее. Поэтому наша задача — не замедлять стройку ни в коем случае. Однако этому мешает системная проблема, существующая не только в Омске, но и в целом в стране — не хватает строительных кадров. По нашим оценкам, для того чтобы строить в нужном темпе, сегодня на наших омских стройках недостает порядка двух тысяч человек.

Другая системная проблема — в Омской области нет производства собственных стройматериалов. Многие виды сырья привозные и, к большому сожалению, не всегда нужного качества. Других проблем я на сегодняшний день не вижу. Хотелось бы, чтобы омские строители побыстрее разворачивались. Но все эти вопросы скорее не к нам, а к омскому стройкомплексу.

— Югославский подрядчик «Кристи Инжиниринг» сбавил обороты еще весной. Почему?

— На стройке всегда случается, что кто-то отстает, а кто-то уходит вперед. «Полет и К» идет даже с опережением сроков, указанных в договорах. У «Кристи» были проблемы с поставками арматуры, они не могли установить бетонный узел. Но проблемы эти чисто технические, мне хорошо знакомые, ведь я сама когда-то работала на подрядах. И поэтому трагедии здесь я не вижу. Кстати, в качестве подрядчика я сдавала миллион двести квадратных метров в год, поэтому когда ваши строители говорят, что не могут сдать десять или двадцать тысяч, это просто смешно.

— Правда ли, что некоторые подрядчики все же планируют уйти со стройки?

— Честно говоря, о том, что кто-то из подрядчиков хочет уходить, я не знаю. Нам они об этом не сообщают. Думаю, что это, как всегда, «разговоры с базара» — кто-то кому-то чего-то сказал. Может быть, это все потому, что у нас есть претензии по срокам практически к каждому подрядчику, за исключением, пожалуй, компании «Полет и К», которая строит быстрее всех. Не срывает сроки, пожалуй, еще ООО «ДСК». Все остальные сроки не выдерживают. Другого вопроса в разговорах с подрядчиками у нас нет.

— Тогда возможно ли привлечение других компаний?

— Да, на следующие объекты, наверное, мы будем искать в том числе и новых подрядчиков, чтобы укладываться в запланированные сроки ввода домов. Мы не можем подвести ни губернатора, ни своих покупателей. Для нас это принципиальный вопрос.

— Какова смета вашего строительства в Омске, сколько на сегодня освоено средств?

— Стоимость по объектам в строительстве — около 1,5 млрд рублей. Освоено уже свыше пятисот миллионов. Это выполненные работы. Но у подрядчиков осталось еще около 180 миллионов рублей. Так что им еще работать и работать — деньги есть. Мы — инвесторы, по идее, наше дело заплатить и — прошу выполнять. Но так как мы все же не сторонние наблюдатели, то стараемся помогать своим партнерам. Новый директор «Стройинвестомска» Эльбрус КАЛЛАГАТЫ, занимается, в частности, и тем, что ищет дополнительную рабочую силу в помощь омским строителям в других регионах.

— В каких?

— Как мне известно, он приглашал строителей из Тюмени.

— Насколько рентабельна работа в регионах, получает ли инвестор прибыль на начальном этапе?

— Не получает. Но различные объекты друг от друга всегда отличаются и по качеству, и по скорости выполнения, и по марже. У нас есть и минусовые, и плюсовые объекты. Но при этом есть еще накладные расходы, поэтому нужно смотреть на чистую прибыль. В среднем рентабельность наших вложений по городу Омску — 10-12%, что с моей точки зрения, чрезвычайно низко, учитывая все капитальные затраты.

— Сегодня многих волнует вопрос внешнего вида строящихся микрорайонов. Не кажется ли вам, что стены сплошь из красного кирпича выглядят довольно мрачно?

— Я бы сказала, что это дело вкуса. На самом деле никто не говорит, что красный кирпич — это плохо. В свое время в Москве, когда я еще работала в 1-м Домостроительном комбинате, мы строили новую серию — 17-этажные дома, облицованные красным кирпичом. Главный архитектор Москвы говорил, что такая кирпичная махина — это будет мрачно, темно. Как и в Омске, мы пытались искать варианты облицовочного кирпича — желтого, зеленого, любого другого цвета. Но пока не существует такой технологии, чтобы получить кирпич в одной партии с одинаковым оттенком. Архитекторы Москвы в итоге пошли по пути видовых разрывов в оформлении стен. А мое личное мнение, что красный кирпич нисколько не портит фасады, если их правильно обыграть.

— А у нас все-таки решено оставить всю «красоту» на домах?

— Кто платит, тот заказывает музыку. Леонид ПОЛЕЖАЕВ сказал, что будет принимать такие решения за счет собственных средств. И в этом случае, если нужно заплатить за дополнительную красоту фасадов и крыши, мы ее в цену квартир включать не будем. Могут быть разные фасадные решения, которые украшают дома, но они дают серьезное удорожание, к чему рынок сегодня еще не готов. За эти удорожания готов доплачивать сам губернатор, что я только приветствую. Потому что понимаю его задачи — с одной стороны, строить большие объемы и давать людям доступное жилье, с другой — сделать красивый микрорайон. Однако эти желания изначально не совпадают по целям.

— Когда будут строиться объекты инфраструктуры и социально-бытового обслуживания, например, в том же «Прибрежном»?

— Практически в каждом доме запроектировано огромное количество нежилых помещений различного назначения. В этом случае строить их отдельно совершенно не нужно. И уже от потребностей микрорайона будет зависеть, что там будет открыто — фитнес-клубы, магазины и все прочее, что необходимо для того, чтобы не выезжать в другой микрорайон.

— Сейчас здесь одна из самых больших проблем — отсутствие детских садов.

— К сожалению, нашей проблемой они никогда не являлись. Мы рассматриваем возможности размещения частных детских садов. Но сады муниципальные — это все-таки вопрос города и правительства области, который уже будет решаться в этом году. В новых микрорайонах Левобережья проектируются два детских сада, две школы и две поликлиники.

— Что входит в план работы в Омском регионе, разработанный до 2010 года?

— Мы ставим своей задачей достаточным образом развить Левый берег. Это было бы неправильно — столько времени капитализировать район, а потом из него уходить. Кроме того, ведем переговоры с правительством, чтобы выбрать аналогичный район и на правом берегу и также начать строить новый микрорайон.

По нашим оценкам, емкость омского рынка составляет примерно 450 — 500 тысяч квадратных метров жилья в год. Сегодня мы строим порядка 250 тысяч. Поэтому та ниша, которую мы занимаем, в какой-то степени закрывает потребности омичей в доступном жилье. Когда мы пришли в Омск, никто не занимался ни строительством микрорайонов, ни возведением дешевого жилья. Омские строители только возводили ряд элитных домов. Эту нишу мы и не трогаем, хотя она более доходна.

— Вы оценили емкость омского рынка, а как же задача региональных властей ввести в этом году 750 тысяч квадратных метров нового жилья?

— Во-первых, 750 тыс. — этот объем ввода по всей области. Во-вторых, в любом случае каждый маркетинговый отчет — это всего лишь прогноз. Но мы считаем, что рынок не проглотит такой объем. Может произойти обратная реакция — затоваривание как следствие недостроя. Я докладывала об этом Леониду ПОЛЕЖАЕВУ и Виктору ШРЕЙДЕРУ. Считаю, что любое увлечение объемами все-таки должно идти от маркетинга. Стройка — очень инертный процесс, построить-то можно, а дальше что делать?

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.