Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Александр КОРОТКОВ, бывший вице-губернатор Омской области: "За 20 лет ничего более эффективного, чем омская равнодневка, не предложили"

14 ноября 2005 13:29
0
4429

Ежегодно из Омска в Москву и другие регионы уезжают омские топ-менеджеры, причем далеко не худшие. Так, в РАО «ЕЭС России» сформировалась мощная «омская фракция». Только в текущем году наш город покинули бывший генеральный директор Омскгоргаза Анатолий БУШУЕВ, заместитель гендиректора Омского моторКБ Владимир УСТЮГОВ, бывший глава Кировского округа Александр БЕРЕЖНОЙ и опытный арбитражный управляющий Александр СЕЛИВЕРСТОВ. Причем родной город управленцы зачастую оставляют не по причине карьерного роста, а просто потому, что здесь не могут найти применение своим способностям. На днях Омск покидает Александр КОРОТКОВ, известный еще и тем, что сумел восстановиться на должность вице-губернатора через суд. Понятно, что после соответствующей команды почти все двери в Омске и Омской области оказались для него закрыты и устроиться на постоянную работу он здесь так и не смог. Корреспондент «КВ» Андрей КОЛОМИЕЦ перед отъездом встретился с Александром Петровичем и побеседовал с ним о его омской страничке жизни.

— Где же вы теперь будете применять свои способности?

— Мне поступило несколько заманчивых предложений из Москвы. Серьезные структуры интересовались моими проблемами, когда вникли, сказали: такие люди нам нужны. Готовлюсь к отъезду в Москву, на месте определюсь, какое из предложений принять. Большего сказать пока не могу, но обязательно сообщу, когда все окончательно успокоится.

— Что из вашей вице-губернаторской деятельности наиболее памятно?

— До сих пор вспоминаю, когда отвечал за социальные вопросы, отрабатывал систему расчетов по детским пособиям. Денег на эти цели в бюджете не было, вот и приходилось договариваться с руководителями предприятий, чтобы они в счет налогов выделяли свои товары, а потом мы их меняли на сельхозпродукцию, например, в Казахстане и отоваривали людей продуктами питания. Понятно, что ходовой товар никто не хотел давать, но мы пристраивали даже железобетонные изделия, которые в Омске тогда никому были не нужны, мотокультиваторы «Крот» и многое другое.

А зачеты по налогам тогда утверждала Чрезвычайная комиссия (ЧК), которую возглавлял Андрей ГОЛУШКО. Так вот я столкнулся с тем, что зачеты по моим предприятиям не проводились, хотя я поручился перед директорами. Когда попытался их пробить, меня обвинили в том, что из-за моих зачетов областной бюджет недополучает живые деньги. Пришлось мне с цифрами в руках идти к губернатору и доказывать, что зачеты по детским пособиям составляют всего 0,7% от общего объема зачетов. А основная зачетная масса приходилась на Сибнефть, Омсквинпром, «Ошу» и прочие совсем не бедные предприятия.

Губернатор в срочном порядке своим постановлением ввел меня в состав ЧК, чтобы я мог контролировать проведение зачетов. Однако меня на заседания комиссии не приглашали, а зачеты между тем продолжались в массовом порядке. Тогда я направил всем членам ЧК, а среди них были областной прокурор Сергей КАЗАКОВ и начальник областного УВД Виктор КАМЕРЦЕЛЬ, уведомления о том, что решения ЧК, принятые без моего участия, не могут считаться действительными без моей, равно как и любого другого члена комиссии, подписи. Этим вызвал огромное неудовольствие со стороны первых вице-губернаторов Валентина ТРЕТЬЯКОВА и Андрея ГОЛУШКО, но зато зачеты по детским пособиям удалось провести. А вскоре после этого ЧК была ликвидирована.

— Ходили слухи, что вас «съел» именно Валентин ТРЕТЬЯКОВ?

— Не только он очернял меня перед губернатором, многие постарались скомпрометировать КОРОТКОВА. Когда в 1989 году Леонида ПОЛЕЖАЕВА избрали председателем облисполкома, он предлагал мне стать его первым заместителем, а я порекомендовал ему взять Валентина ТРЕТЬЯКОВА, с которым был хорошо знаком по Октябрьскому райкому, для налаживания контактов с руководителями омских предприятий. Тогда Леонид Константинович моим советом воспользовался.

Самое ужасное было, когда областная прокуратура сфабриковала против меня уголовное дело по обвинению в хищении средств московского банка. Две недели я просидел в СИЗО, в камере у меня было почетное место на шконке у окна. Мой адвокат АЛЕКСЕЙЦЕВ отказался защищать меня, потому что ему сказал ТРЕТЬЯКОВ, что все предрешено и мне сидеть полтора года. В областной суд меня привезли в наручниках, и в них же я сидел в клетке во время судебного заседания. Но суд полностью оправдал меня, потому что никакой вины за мной не было, и меня освободили прямо в зале суда.

— После ухода из власти вы участвовали в нескольких выборных кампаниях, успеха не добились, зато попали в скандальную ситуацию. Еще куда-нибудь собираетесь баллотироваться?

— На выборах в Марий Эл, где меня никто толком не помнит, я набрал по Йошкар-Оле около 30%, по всей республике — 17%. А в Омской области, где меня многие знают лично, всего 2%, потому что меня зарегистрировал Центризбирком только за 5 дней до выборов. Если бы моя выборная кампания на омских губернаторских выборах была полноценной, то я мог набрать те же проценты, что и в Марий Эл. Но в этом случае губернатор не получил бы 54% голосов и потребовался бы второй тур. Облизбирком незаконно отказался меня регистрировать и до сих пор, кстати, так и не вернул залог в 750 тысяч рублей, которые мне одолжили друзья и на которые он не имеет никакого права.

Что касается скандала, о котором писали «КВ», то его раздула йошкар-олинская газета, опубликовавшая грязный пасквиль на меня. Я пришел в редакцию выяснить, есть ли у журналистов хоть какие-то документы, подтверждающие изложенное в статье, а там была какая-то вечеринка. В общем, разговора не получилось, в редакцию вызвали милицию, которая вежливо попросила их не безобразничать. Я не скандалил, но сделал для себя вывод, что с продажной прессой нужно разбираться только в суде. Пока ни в каких выборах участвовать не планирую, а дальше — посмотрим.

— Недавно вы выпустили книгу «Равнодневка», в которой приводятся примеры использования этого метода на омских предприятиях, судя по всему, хотите снова его внедрять?

— Я горд тем, что у меня именно на омской земле родилась такая фундаментальная идея, в правительственных документах она значилась как «омская равнодневка». Смысл равнодневки в том, что количество рабочих дней равно дням отдыха, и это система, которая работает за счет перераспределения рабочего времени. Я понял, что это закон развития общества, но поначалу это нужно было увидеть. При введении равнодневки, с одной стороны, оборудование не простаивает в выходные дни, а с другой — у работников появляется много свободного времени, в результате резко повышается отдача социальной сферы: отдыха, сервиса, торговли, медицины.

Кстати, в советские годы меня обвиняли в том, что увеличение количества свободного времени приведет к беспробудному пьянству среди населения. Видимо, настало время, когда равнодневку снова нужно внедрять. За 20 лет ничего нового и более эффективного никто не предложил и не опроверг ее эффективность. Внедрение равнодневки не требует ни копейки вложений — только управленческие решения. А в результате все получают то, что им нужно: собственник — увеличение прибыли, работники — повышение зарплаты и дополнительное свободное время.

— А какие результаты дало внедрение равнодневки в свое время, как и где она внедрялась?

— Весной 1990 года было принято решение облисполкома о внедрении равнодневки в Омске, после этого многие вопросы стали решаться намного быстрее. Для внедрения равнодневки был создан временный творческий коллектив, в который кроме меня вошли Вячеслав МАЛЫХИН, Александр НОВИКОВ, Евгений ВДОВИН, Аркадий ТАРЕЛКИН. Нам активно помогали Александр САРАЕВ и Владимир БОГДАНОВ, впоследствии почти все эти люди стали вице-губернаторами.

Первым из омских предприятий равнодневку внедрила фабрика «Сибирячка», где делали елочные игрушки. Директором там был Аркадий ТАРЕЛКИН. На фабрике работали в основном женщины-стеклодувы, но вопросы, куда девать детей, как справляться с домашним хозяйством, быстро решились сами собой, все перестроились без всяких проблем.

Горячо поддержал идею равнодневки директор завода им. Козицкого Эдуард НАЗАРОВ, но не сразу. Поначалу он принял ее в штыки, но мы подготовили предварительный экономический анализ, в каких заводских подразделениях следует внедрять новый метод в первую очередь, и прогноз, что из этого получится. После того как равнодневку ввели в нескольких цехах и получили потрясающие результаты — наш прогноз оправдался на 90%, НАЗАРОВ извинился за недоверие и решил расширить эксперимент на весь завод, кроме литейки, где вредное производство.

Когда в Омск со всей страны стали приезжать, чтобы познакомиться с равнодневкой, руководители и главные специалисты заводов, мы водили их на завод им. Казицкого как на базовое предприятие, чтобы продемонстрировать результаты нового метода. В очень сложных условиях внедрялась равнодневка на ПО «Большевичка», где работали одни женщины и не было собственных детсадов и другой социальной инфраструктуры. Но директор «Большевички» Сергей МАТЕВОСЯН загорелся этой идеей и помог преодолеть все трудности внедрения.

Мы не шли на предприятие с лозунгами «Давай, давай!», а изучали его экономическое и финансовое состояние, делали расчеты и прогнозы, что оно будет иметь от внедрения равнодневки, какие варианты лучше применять. На «Большевичке» я лично выступал, убеждал людей на собраниях и в индивидуальном порядке. В результате успешно внедрили и получили потрясающий эффект. На «Большевичку» приезжал член-корреспондент АН СССР Константин ВАЛЬТУХ из Института экономики СО РАН. Поначалу отнесся к равнодневке с большим недоверием, но после встреч с начальниками цехов и пожилыми швеями стал ее горячим сторонником.

На этих встречах для меня стало неожиданностью, что ни один человек не сказал, что равнодневка — это плохо. На «Большевичке» было проведено комплексное медицинское исследование, в ходе которого выяснилось, что благодаря равнодневке уровень заболеваемости среди женщин и их детей снизился на 10 — 20%. Когда равнодневку внедрили на ТЭЦ-5, туда приехала бригада с медицинским оборудованием из Киевского института гигиены и профзаболеваний. Специалисты проверяли энергетиков по всем показателям, выявили улучшения здоровья и рекомендовали продолжить этот эксперимент.

Отдельные производства перешли на равнодневку на заводе им. Октябрьской революции, а ПРП Омскэнерго — целиком. На радиозаводе им. Попова, где директором был Болеслав БУКОВСКИЙ, начали с цеха, где были станки с числовым программным управлением, с ходу получили результат — был отмечен заметный рост производительности труда. В те годы по всей стране развернулась борьба за повышения коэффициента сменности, в среднем по стране он был равен 1,41. В подразделениях радиозавода коэффициент сменности был 1,65, а после введения равнодневки на всем заводе повысился до 2 без каких-либо вторых смен.

На ПО «Электроточприбор» энтузиастом равнодневки был начальник цеха Борис АФОНИН. После того как в его цехе повысились производительность труда и коэффициент сменности, он стал пропагандировать новый метод и внедрил равнодневку на всем предприятии.На ПО «Полет» равнодневку применил директор производства стиральных машин Константин КОЗИН. Там были получены просто бешеные результаты.

Равнодневка также была внедрена в ряде цехов объединения им. Баранова, агрегатного завода и завода подъемных машин. Мебельная фабрика № 2 перешла на новый метод целиком и добилась высоких показателей. А вот в родном мне ОМКБ внедрить ее так и не получилось, хотя замдиректора Владимир УСТЮГОВ несколько раз пытался. У руководителей при равнодневке отпадала забота о доставке второй смены и вечернем питании, нигде не потребовались какие-то инвестиции, чтобы получить ощутимый результат. Наш творческий коллектив авансов не брал, поначалу вообще бесплатно внедряли, а потом стали заключать договоры, согласно которым получили 10% от экономии фонда оплаты труда. При переходе на равнодневку производительность труда возросла на 15%. Как минимум. Мы получали от предприятий огромные по тем временам деньги, что подтверждало эффективностьнашего метода.

— Кроме Омска удалось где-то внедрить равнодневку?

— Я лично побывал в десятках городов, выступал на заводах. Помню, в Челябинске на крупном ДСК, где на формовочном производстве работали женщины, поменял акцент на то, что работники будут целых три дня отдыхать и всего лишь три — работать, а потом снова три дня отдыхать. Это подействовало — там быстро перешли на равнодневку. Успешно внедрялся новый метод по России, в Казахстане, Таджикистане, особенно на предприятиях, где работали в две смены.

В марте 1992 года в Омске прошла межгосударственная научно-практическая конференция по равнодневке, на которую приехали представители Украины, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и других ставших суверенными государств. На конференции пришли к выводу, что равнодневку должна внедрять социально замкнутая единица — город целиком, тогда эффект будет усиливаться. Но после развала страны начался резкий спад производства и стало не до равнодневки.

Но на многих предприятиях равнодневка не только сохранилась до сих пор, но и продолжается ее дальнейшее распространение. В Москве в строительстве и там, где тяжелый труд, повсеместно применяется равнодневка. Видимо, сейчас настало время, когда ее снова нужно внедрять повсеместно, и я собираюсь этим заняться.

— Наверное, в свое время не только обстоятельства изменились, но и вы сами охладели к равнодневке?

— Равнодневка не была моим единственным детищем, у меня было много идей. К тому же она постепенно стала более приземленным направлением, которое позволяло зарабатывать деньги, поэтому стала носить прикладной характер, и я перестал уделять ей должное внимание. Еще в 1980 году вышла моя статья «Производство и энергия», в которой я определил, как считать экономику через энергорубль. Спустя шесть лет в «Правде» вышла подобная статья под другими подписями. Я направил главному редактору обе статьи. Тогда редактором отдела экономики «Правды» был Егор ГАЙДАР, говорят, ему сильно досталось за этот плагиат. Сейчас мои расчеты применяют для определения объема теневой экономики на всем пространстве России.

В этот же период меня заинтересовал вопрос, как конвертировать рубль. Я написал исследование, но победителем конкурса Фонда Ферса не стал, потому что у меня не было вывода, что для конвертируемости рубля нужно менять общественный строй. Когда пошел развал промышленности, не то что равнодневка, ничего стало не нужно.

В какой-то момент я загорелся идеей создания самолета Ан-3. Нашел схему, как изготовить один самолет, организовал финансирование через Авиабанк. Омскавиа передала «Полету» для переделки Ан-2, получился отличный самолет, который потом угробили на Южном полюсе. В творческом коллективе по равнодневке у меня была кличка «генератор», и это, видимо, не случайно — постоянно думаю над тем, как что-то улучшить, даже в домашних делах.

— А чем занимаете свое свободное время?

— Много читаю научной литературы, отслеживаю конструкторские и производственные идеи, интересно, как и кто добился успеха в области экономики. Продолжаю работать над теорией кратности фонда времени, частным случаем которой является равнодневка. В юности играл в футбол в юношеском составе йошкар-олинского «Спартака», потом — за институтскую команду. Занимался карате, правда, в основном для себя. Сейчас много хожу пешком.

Любимое занятие — думать, пишу неплохие, по словам моих друзей, стихи, выпустил книжку своих произведений. У меня садовый участок на берегу озерца, иногда ловлю рыбу. А на участке не слишком люблю работать, в основном помогаю жене копать грядки. Когда становится грустно, беру гитару или сажусь за пианино. Музыка успокаивает и заряжает, как равнодневка.

Александр КОРОТКОВ

Александр Петрович родился 10 июня 1951 года в Йошкар-Оле. После окончания школы поступил в Московский авиационный институт на факультет «Двигатели летательных аппаратов». В 1975-м по распределению попал в Омское моторостроительное КБ, сначала работал в должности мастера, потом — старшим инженером-технологом. Через три года был призван в ряды Советской Армии, службу проходил в Забайкалье в строительных войсках заместителем командира роты по политической части, последние полгода -заместителем командира танкового ремонтно-восстановительного батальона в Омске в поселке Светлом.

После демобилизации был приглашен в Октябрьский райком КПСС, работал инструктором орготдела. В 1982-м переведен в горком КПСС инструктором промышленно-транспортного отдела, в 1983-м был избран заместителем секретаря парткома объединения им. Баранова. В 1987 году был переведен в обком КПСС инструктором отдела оборонной промышленности, через год устроился в облплан (впоследствии экономический комитет) экономистом, потом занимал должность старшего экономиста, начальника подотдела, начальника отдела развития и размещения производительных сил и совершенствования производственных отношений, начальника объединенного отдела. В начале 1993-го перешел в Союзпрофбанк начальником кредитного отдела, в декабре того же года создал Омский филиал Авиабанка и стал его управляющим.

В феврале 1997 года был назначен заместителем губернатора по финансам,начальником областного финансового управления, в апреле 1998-го — заместителем губернатора по социальным вопросам. В мае 2000-го был уволен по сокращению штатов, спустя два месяца восстановился в должности по решению суда. 9 февраля 2001 года был вновьуволен, с тех пор работал советником и консультантом ряда коммерческих фирм, баллотировался в депутаты Госдумы, на посты губернатора Омской области и президента Республики Марий Эл.

Автор пяти запатентованных изобретений и двух книг. Лауреат Международного конкурса по конвертируемости рубля, проведенного Фондом Ферса. В 2000 году окончил с отличием Академию государственной службы при Президенте РФ.

Женат, имеет дочь, сына, внука и двух внучек.

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.