С начала года российская железная дорога недополучила уже миллиард рублей. Сами железнодорожники объясняют этот факт сокращением объема перевозок крупнейшими российскими компаниями. О том, как складывается сегодня ситуация на омском рынке международных транспортных услуг, о своей компании и о себе рассказала корреспонденту «КВ» Николаю ГОРНОВУ директор ООО «Респект-Транс» Елена КОРОЛЕВА.
— Елена Артуровна, почему вы в начале 90-х ушли в бизнес?
— Идея появилась хорошая — инвестиции в сельское хозяйство. Когда с коллегой по управлению сельского хозяйства мы открывали свою фирму, то предполагали заниматься производством и переработкой картофеля. И фирму назвали «Проинвест» — производственные инвестиции. Поначалу все складывалось удачно. Мы провели переговоры с руководителями хозяйств, договорились о семенах, технике, подсчитали рентабельность и стали ждать весну. Но когда весна пришла и настала пора заключать договоры, реальность оказалось несколько сложней. Нам поставили такие условия, что мы остались бы всем должны в любом случае. На этом инвестиции в сельское хозяйство и закончились. Пришлось заняться оптовой торговлей.
— И поняли, что торговый бизнес не для вас?
— Да, торговля косметикой оказалась не для меня. Каким-то несерьезным мне это дело показалось. Да и железная дорога, честно говоря, манила. В то время активно организовывались различные структуры, которые занимались перевозкой грузов по железной дороге. Я и решила заняться экспедиторским бизнесом. Начинали мы, естественно, с небольших объемов, с проплаты транзитных территорий. Потом постепенно объемы стали наращивать. И сегодня работаем практически по всем международным направлениям. Особенно хорошие отношения у нас сложились на азиатском направлении — Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Монголия. Был даже момент, когда Союзвнештранс через нас отправлял грузы в Среднюю Азию.
— С Китаем работаете?
— Конечно. Правда, у этой страны своя специфика. Китайцы настаивают, чтобы тариф по железной дороге Китая оплачивался только на месте. Если груз, например, отправляют в Китай, то тариф оплачивает грузополучатель.
— А на каких еще направлениях сложно работать?
— Сложно на европейском направлении. А особенно сложно работать с Германией. Чтобы получить, например, тарифную ставку от немцев, нам приходится по нескольку недель ждать и еще каждый день напоминать о себе. Впрочем, немцы и сами не скрывают, что никогда и никуда не торопятся.
— Что сегодня экспортируют предприниматели из Омска?
— Много приходилось отправлять лес — в Китай, в Среднюю Азию. Сейчас хороший контракт у нас с компанией «Сибзавод-Агро». Мы отправляем сеялки, которые они производят. Часто отправляем пиво Омского филиала ОАО «САН Интербрю». Много работаем с компанией «Юсон-Сибирь», ОАО «НПП „Эталон“ и со многими другими.
— Конкуренция между экспедиторами жесткая?
— Омск вообще сложный город для транспортников. За то время, пока мы работаем, много экспедиторских компаний пришло на рынок, но и ушли тоже многие. Конкуренция, конечно, есть, но она тоже специфическая. Рынок довольно тесный, все экспедиторы друг друга хорошо знают. У нас, например, прекрасные отношения с очень многими омскими транспортными компаниями. Так что нельзя сказать, что мы ожесточенно боремся за место под солнцем. Я считаю, что все вместе мы помогаем омскому бизнесу перевозить грузы и, соответственно, развиваться.
— По минимальным ценам и с максимальной скоростью?
— Естественно. Я уверена, что все омские транспортники стараются сделать все возможное для омских грузополучателей и грузоотправителей. Иначе в нашем маленьком городе можно очень быстро потеряешь имидж. Можно заработать, условно говоря, 10 тысяч с одного клиента, но при этом он больше никогда к тебе не вернется. А можно наоборот — заработать тысячу, но приобрести еще одного постоянного клиента.
— Чем смогли заинтересовать клиентов на таком „обжитом“ маршруте, как Москва -Омск? Временем доставки или сервисом?
— Это направление мы стали развивать относительно недавно. А начали потому, что к нам однажды обратились наши клиенты с просьбой доставить им груз из Москвы. Тогда мы решили попробовать поработать и на этом направлении. Что касается времени доставки, то у каждого клиента свои ожидания. Нет какого-то универсального рецепта. Для одного важна скорость, а другой готов подождать несколько лишних дней, если доставка обойдется ему дешевле. Конечно, мы пришли на этот рынок поздно, когда свободных мест практически не осталось. И наши объемы нельзя сравнить с объемами, например, фирмы „Фарт“. С этой компанией трудно конкурировать на маршруте Москва-Омск. Да мы и не пытаемся, собственно. Работаем со своими постоянными клиентами. Тем не менее направление себя окупает. Скоро достроим на грузовом дворе станции Омск -Северный склад временного хранения. К лету запустим первую очередь. Есть планы сделать со временем и таможенный склад.
— А новое направление не собираетесь открывать?
— Собираемся, но я пока не хотела бы его озвучивать. Еще не завершилась стадия переговоров.
— Тоже транспортные услуги?
— Конечно. Сегодня нет смысла бросаться из стороны в сторону. Пришло время профессионалов. Слишком высоки риски, чтобы начинать бизнес, в котором ничего не понимаешь.
— Отчего, по-вашему, зависит успех в экспедиторском бизнесе?
— Однозначно сказать сложно, поскольку факторов очень много. Но я считаю, что главный все же — человеческий фактор. Очень важны доверительные и честные отношения, как с клиентами, так и с партнерами.
— Последнее время на Западно-Сибирской железной дороге стали сокращаться объемы перевозок. Ваша компания это почувствовала?
— Эту тенденцию почувствовали все транспортники. Часть компаний сократила свои отгрузки, а некоторые перешли на доставку автотранспортом. Железная дорога повышает свои тарифы довольно регулярно. И тарифы на автоперевозки стали теперь вполне конкурентными. Часть клиентов мы потеряли из-за того, что они не хотят иметь дел с Омской таможней. Многие теперь предпочитают производить таможенную очистку грузов на Южно-Уральской железной дороге — в пути следования. Почему-то на Урале для этого есть технические средства, а у нашей таможни — нет. Нам же приходится ставить вагоны на таможенный склад РОСТЭК-Омск, где они, бывает, простаивают по нескольку дней. Во-первых, это потери времени. А во-вторых, за каждый день использования подъездных путей нужно платить. И потери от простоев довольно большие. Бывало, наши клиенты теряли по 20-25 тысяч на каждом вагоне. И это только из-за того, что процесс таможенной очистки грузов в Омске технологически не выстроен. В итоге клиенты уходят, и на этом теряют все. В том числе и Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги.
— Говорят, если женщина занимается бизнесом, то семья ее не видит...
— Лично у меня таких проблем нет. С самого начала как я стала заниматься бизнесом сын Максим был рядом. Сейчас он — коммерческий директор нашей фирмы. Муж тоже рядом. Он занимается строительством. Офис для нашей фирмы мой муж построил. А сейчас он строит склад.
— Вы не считаете, что в омском бизнесе мало женщин, добившихся успеха?
— Мне кажется, что в Омске достаточно много женщин, которые достигли успехов в бизнесе. Много женщин у нас в таких традиционно женских областях, как бухгалтерия, аудит, медицина, косметология, торговля, общественное питание. А недавно на презентации Омской области в Берлине я познакомилась с директором Омскбланкиздата Аллой ЗУЕВОЙ и директором ООО „Полет новых технологий“ Татьяной ДОРОФЕЕВОЙ, которая вообще занимается не слишком характерным для женщин делом. Обе вполне успешные женщины.
— Ваш отец был первым директором „Омского бекона“ и многие его помнят до сих пор. Вам это помогало?
— Знаете, я особо не афишировала, кто мой отец. Только с недавних пор я стала говорить открыто. Прошло уже 20 лет со смерти отца, и теперь никто не сможет сказать, что я пользовалась его авторитетом.
— Вы по этой причине ушли с „Омского бекона“ и стали работать на железной дороге?
— В общем-то, да. Я уехала из Лузина потому, что мне всего хотелось добиться самой. Тем не менее отец всегда был для меня непререкаемым авторитетом. И сейчас остается.
— На „Омском беконе“, насколько я знаю, вашего отца помнят до сих пор...
— Когда нас со старшим братом Алексеем пригласили на празднование тридцатилетнего юбилея „Омского бекона“, на меня произвело большое впечатление, что работники предприятия отца не забыли. Но и он для людей сделал очень многое. Он ведь всегда считал, что человек должен быть на первом месте, а все остальное — вторично. Много он сделал и для Лузина. Спортивный комплекс, который был построен в те годы, на самом деле строился по документам как пожарное депо. Иначе его просто не разрешили бы построить. Как это — спорткомплекс в селе. Такого просто быть не могло. А взять медицину. Ведь в лузинский физиокабинет даже грязи специальные привозили, чтобы лечить людей. Отец был очень неординарным человеком — на редкость умным, обаятельным, веселым, но при этом очень строгим и требовательным. Ко мне он тоже был требовательным. Если я, например, сказала, что приду в пять часов, то не могла прийти на пять минут раньше или опоздать. Я должна была прийти ровно в пять — минута в минуту. Воспитание мое было в общем строгим. Но это мне помогло и в дальнейшей жизни, и в бизнесе.
Биография
Елена Артуровна родилась 11 августа 1954 года в городе Кулябе Таджикской ССР, где ее родители работали по распределению после вуза. Через год родители переехали в село Лузино Омской области, где она и окончила среднюю школу. В 1971 году поступила на электротехнический факультет в Омский институт инженеров транспорта (ОмИИТ). Получив специальность инженера-электрика, некоторое время отработала на станции Подкаменная в Иркутской области, а потом вернулась домой — в Лузино. До рождения сына работала в конструкторском бюро „Омского бекона“.
С 1979-го по 1988 год работала инженером в пассажирском отделе Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Затем перешла в областное управление сельского хозяйства, где до 1992 года работала ведущим специалистом по подъездным путям. В 1992 году вместе с коллегой учредила свое первое предприятие — ТОО „Проинвест“, которое занималось торгово-закупочной деятельностью. В 1995 году зарегистрировала и возглавила экспедиторскую фирму — ТОО „Радар“. Через несколько лет эта фирма трансформировалась в ООО „Респект“, а затем в ООО „Респект-Транс“.
Замужем. Сыну Максиму 29 лет, работает коммерческим директором ООО „Респект-Транс“. Есть внук.