Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» на Втором ежегодном форуме национального бизнеса представила доклад «Экономическая модель суверенной демократии», где говорилось о модели открытой суверенной экономики и о проблемах, которые могут встретиться на пути ее построения. В свете задач, которые ставит перед собой российское бизнес-сообщество, о сегодняшнем состоянии омского бизнеса корреспондент «КВ» Ирина АЛЕКСАНДРОВА беседовала с председателем Омского отделения «Деловой России», генеральным директором компании «Паладис» Павлом БАТУРИНЫМ.
— Павел Валерьевич, почему, на ваш взгляд, сегодня, в частности в Омском регионе, не так много молодых людей стремятся основать собственное дело?
— Я думаю, что это прежде всего проблема ментальности — еще жив миф о том, что весь бизнес криминальный. Конечно, такой стереотип возник не на пустом месте. В 90-е годы бизнесом называли примитивную схему «купить подешевле, продать подороже, себе забрать разницу». К настоящему бизнесу такая форма получения прибыли не имеет никакого отношения. Прибавьте к этому общий фон, на котором молодые люди оценивают свои шансы организовать свое дело. Он слагается из информации об удушающих налогах, невозможности получить кредит бюрократических сложностях, связанных с получением немыслимого числа разрешений, лицензий, согласований. И что вы получаете на выходе? «Да ну его, буду простым наемным работником». Молодые люди не видят и не мыслят себя в треугольнике, вершины которого «власть», «крупный бизнес» и «общество». При этом власть с основными финансово-промышленными группами воспринимается обществом чуть ли не общим противником.
— Недаром, наверное, издательский дом «Коммерсантъ» назвал два из своих журналов «Коммерсантъ. Власть» и «Коммерсантъ. Деньги». Как вы считаете, а омские СМИ в достаточной мере уделяют внимание сегодняшнему состоянию бизнеса в нашем регионе? Вам как деловому человеку хватает той информации, которая в них представлена?
— Я читаю и «Коммерческие вести», и омскую страницу «Коммерсанта» (жаль, что ее больше не будет), и «Бизнес-курс», слушаю новости в машине. Меня в большей степени интересуют факты, а омские СМИ ориентированы больше на описание ожиданий рынка, чем на констатацию фактов его состояния и описание логики его развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Большинство омских СМИ не разделяет такие понятия, как бизнес-элита и политическая элита. За любыми шагами бизнеса журналисты, как правило, видят только политические амбиции, а за любыми политическими актами усматривают попытку перераспределения собственности. В таких однобоких интерпретациях реальных экономических и политических процессов нет стимулов ни к развитию собственного бизнеса (постоянно пугают, что его отберут), ни к участию в политических процессах (которые сводят только к контролю за бизнесом в то время как, на мой взгляд, политики должны не контролировать, а создавать условия для повышения благосостояния всех и каждого, в том числе и благосостояния организаторов малого и среднего бизнеса, и тех, кого предприниматели в него вовлекают).
— И вы считаете, что можно изменить отношение и к власти, и к бизнесу, и к восприятию обществом их взаимоотношений?
— Я абсолютно уверен, что можно. И более того, считаю, что эту задачу надо начать решать как можно скорее. Вот вы спрашиваете, почему молодые люди не хотят открывать свое дело. Просто не верят, что им дадут реализоваться. Может быть, на примерах своих знакомых видят, что начать свое дело можно, только имея внушительных размеров стартовый капитал, связи во властных структурах. Существует проблема регистрации предприятия, стояния в очередях, оформления множества бумаг и прочие трудности. И далеко не все начинающие бизнесмены знают о программах, которые разрабатываются на федеральном и региональном уровнях в поддержку малого и среднего предпринимательства. Очень редко можно встретить в СМИ информацию об этих программах. Например, уже достаточно продолжительное время работает федеральная программа по созданию «бизнес-инкубаторов», которой предусмотрена помощь на первоначальном этапе становления своего дела: льготы по налоговым отчислениям и арендной плате, предоставление рекламной площади и т.д. Есть и областная программа, по условиям которой вам помогут получить кредит, погасить процентную ставку, а также компенсируют затраты на представление продукции своей фирмы в других регионах, иными словами, компенсируют расходы на выставочную деятельность. Есть специальные инвестиционные проекты и у отдельных финансовых институтов. Например, у Внешторгбанка.
— Возможно, СМИ такая информация кажется скучной. К тому же у нас не принято хвалить успешных деловых людей. Хотя когда-то на телеканале НТВ в программе «Намедни» выходила рубрика «Ударники капиталистического труда»...
— Телеканалы борются за рейтинг — более «смотрибельны» те программы, где между бизнесменами происходят какие-то разборки. Так в сознании людей утверждается представление о бизнесе как о массе проблем. Мы почему-то стыдимся рассказывать об успехах других, мы будем лучше смотреть на негативное и обсуждать проблемное, чем радоваться достижениям своих коллег. А гордиться есть чем. Я могу привести в пример Виктора ШКУРЕНКО — руководителя ООО «Торговый дом „Шкуренко“. Сегодня он занимает одно из ведущих мест в городе в сфере торгово-закупочной деятельности, услуг, логистики и т.д. А начинал он свое дело с нуля.Мне рассказывали, что для омских СМИ есть ряд фамилий, занесенных в списки „не разрешенных“ для цитирования и пропаганды их опыта. Хорошо, про них нельзя, но ведь можно про их единомышленников. Любой бизнес делают лидер и его команда. Боятся журналисты писать про лидеров — пусть пишут про членов их команды. Взять, к примеру, радиозавод имени А.С.Попова. Незапрещенное имя — Владимир ШНАЙДЕР. Вместе с командой единомышленников этим талантливым управленцем успешно реализована программа возрождения производства. Всеми этими людьми надо гордиться. О них надо писать. Успех других — это лучший стимул вовлекать новых молодых и предприимчивых в процесс организации новых рабочих мест, новых производств, а значит, новых налогов, высоких зарплат, нового, более высокого качества жизни для большинства.
— А вы сами таким примером можете служить?
— Это не мне решать и оценивать. Могу сказать, что по большому счету у меня была только одна проблема — стартовый капитал. На тот момент — начало 2000-х годов — я уже четко представлял, чем хочу заниматься, изучал рынок полиграфических услуг, чтобы занять свободную нишу. Поначалу фирма была небольшой, находилась в одной комнате — один стол, один компьютер, маленький штат — директор, бухгалтер и работник. Многим приходилось заниматься самому.
Теперь, когда штат набран, сталкиваешься с другой проблемой — сложно найти грамотного управленца, который бы смог заменить меня на производстве, которому я мог бы поручить ведение всех дел. В этом мне видится недостаток системы высшего образования — мало вузов в стране готовят грамотных специалистов в этой области. „Деловая Россия“ подготовила программу обучения, основанную на пожеланиях бизнесменов, которые видят кадровую проблему изнутри и предлагают пути ее решения. Сегодня молодежь выбирает работу в крупных компаниях, предпочитает делать карьеру на базе большого предприятия, а не создавать свое дело. Хотя достаточно помочь инициативному молодому человеку на первоначальном этапе: от получения стартового капитала до составления пакета документов. А дальше пойдет естественный процесс — в бизнесе выживает сильнейший.
— Вы можете сравнить ведение бизнеса в Омском регионе с соседними областями?
— Проблема Омского региона в том, что у нас движение денег замкнуто, бизнес ориентирован только на распределение бюджетных средств. И в этом случае мы можем найти много примеров удачливых бизнесменов, которые успешно пользуются бюджетными деньгами. Бизнес по-омски, ориентированный на потребительское отношение к региональному бюджету, ограничен в перспективах своего развития. Нам нужны сегодня предприниматели с другой ориентацией, которые будут приносить в региональную казну новые деньги, может быть, даже иного порядка, чем сегодня. А вот чем может помочь сегодня малому и среднему предпринимательству региональная власть — это лоббировать его интересы на межрегиональном уровне, способствовать выходу продукции омских производителей на новые рынки. У нас крайне мало примеров предприятий, которые работают не только для омичей, но и успешно реализуют программы экономической экспансии своих продуктов, товаров и услуг в других областях. Чем больше омского вне Омска, тем выше инвестиционная составляющая Омской области, тем больше желания открывать и развивать свой бизнес именно в нашем городе и области.
— Сейчас много говорится о том, как сделать наш регион привлекательным для инвестиций...
— Да, но при этом почему-то присутствует страх перед „москвичами, которые придут и все скупят“. Инвестиции — это дополнительный и естественный ресурс развития производства. Например, наш Калачинский район — в нем увидели высокий производственный потенциал. Сегодня ряд его промышленных предприятий — это привлекательнейшие инвестиционные проекты. И убедить в этом потенциальных инвесторов смог глава района Петр ЧЕРЕПОВ. И чьи инвестиции будут работать на благо жителей Калачинского района, не имеет большого значения — кирпичный завод или новая система тепло- и водоснабжения долгие годы будут служить именно калачинцам. И это главное. В этом социальная миссия бизнеса — работать на всеобщее благо.
Павел Валерьевич родился 16 ноября 1972 года в селе Голованевск Кировоградской области. Закончил Сибирскую автодорожную академию. Отслужив в армии, Павел Валерьевич поступил на службу в УВД Омской области, в одной из структур которого с 1993 года по 1998 год работал оперуполномоченным. Занимал должность генерального директора ЗАО «Паладис». Председатель Омского филиала Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор ЗАО «Паладис».
Женат, двое детей.
Ирина АЛЕКСАНДРОВА