С 1 января вступил в силу новый Водный кодекс РФ и другие законодательные акты. В частности, были расширены полномочия Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в области государственного контроля. Об этом корреспонденту «КВ» Алексею ПАНТЕЛЕЕВУ рассказал руководитель Росприроднадзора по Омской области Александр ЩЕРБАКОВ.
— Александр Филиппович, в чем суть произошедших изменений?
— В январе 2007 года введено в действие Положение об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов. На Росприроднадзор возлагаются очень серьезные обязанности — контроль практически за всеми федеральными водными объектами на территории Омской области. Федеральными будут считаться все значимые реки — Иртыш, Омь, Ишим и другие, протекающие по территории нескольких областей. Контроль за использованием мелких водоемов будет вести субъект Федерации. Лишь небольшие пруды и карьеры, расположенные в границах земельного участка, собственником которого является область, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, могут находиться в собственности перечисленных субъектов. И самое главное, что теперь Росприроднадзору переданы полномочия самостоятельно выходить с исками в суды, что раньше ставилось под сомнение.
Государственный земельный контроль также будет осуществляться в соответствии с новым положением. Эти обязанности разграничены между тремя органами: Роснедвижимость осуществляет контроль за оборотом земельных участков, Россельхознадзор — за сохранностью земли как сельскохозяйственного объекта, а Росприроднадзор — как природного объекта. В частности, мы будем следить за выполнением обязанностей по рекультивации земель при промышленном строительстве или возведении жилья.
Изменен и закон о государственной экологической экспертизе. С 1 января 2007 года экспертизу убрали по предпроектной документации. Теперь единую госэкспертизу, касающуюся строительства, будет проводить ГАСН. Но ряд направлений по проведению экологической экспертизы у нас все же остался.
— Каковы результаты работы за прошлый год?
— В 2006 году было проведено 536 проверок, из них только 200 — плановых. Мы выявили около 800 нарушений природоохранного законодательства. Выдано более полутысячи предписаний, и практически все нарушения устранены. К административной ответственности также привлечено более пятисот юридических и физических лиц. Общая сумма штрафов составила 3,5 млн рублей. В суды служба Росприроднадзора предъявила 39 исков о возмещении ущерба на общую сумму 20 млн 430 тысяч рублей. В том числе направлено претензионное письмо компании «Транссибнефть» о добровольной оплате 14 млн рублей. Эта претензия связана с произошедшим в прошлом году прорывом трубы магистрального нефтепровода. На 1 января текущего года было оплачено штрафов на сумму около 2,5 млн рублей.
Основные нарушения в прошлом году — это пользование недрами без лицензии либо с нарушением предусмотренных ею условий. Очень много жалоб поступило по незаконной добыче песка. Сегодня эти жалобы приходят по Николаевке и поселку Береговому. Мы направляли по ним материалы и в суд, и в прокуратуру. В частности, уже вынесено решение суда о прекращении деятельности одной из фирм — ООО «Карьер „Николаевский“, но владельцы быстро ее ликвидировали и организовали другую. А в результате внеплановой проверки фирмы „Сибстрой“ выявлены многочисленные нарушения природоохранного законодательства при проведении изыскательских работ.
Что касается лесного фонда, во время внеплановой проверки леспромхоза „Усть-Шишовский“ выявлен факт незаконной вырубки деревьев Знаменского сельского райлесхоза. Сумма ущерба составила 3 млн 584 тысячи рублей. По этому факту материалы рассмотрены в арбитражном суде и принято решение о взыскании.
— Около года назад зам руководителя Росприроднадзора РФ Олег МИТВОЛЬ заявил о сносе коттеджей в Красноярско-Чернолученской зоне отдыха. Имела ли эта история продолжение?
— Явные нарушения там незначительные, и их немного. Владельцев неузаконенных коттеджей мы просто заставили предоставить проекты и провести по ним экспертизы. Сейчас особых вопросов к ним нет. Таких серьезных нарушений, чтобы речь шла о сносе домов, у нас пока не было.
Недавно поступила интересная жалоба из коттеджного поселка на берегу Иртыша в районе санатория „Русь“. Когда-то эта земля отводилась для кооператива. Но потом хозяева не провели там дальнейших изыскательских работ, не сделали зонирование каждого участка. Все коммуникации и ливневую канализацию каждый делал для себя сам, дорога также выполнена не по проекту. А теперь на этих участках стали возникать оползни — земля дает подвижку. Появились трещины в кирпичных заборах, образуются ямы. Но пока их окончательные причины не установлены, по этому заявлению мы проводим проверку.
Кроме того, мы инициировали процесс о приостановке строительства жилого дома на территории агроуниверситета на особо охраняемой природной территории. Суд принял решение об остановке работ, и материалы сейчас находятся на исполнении у судебных приставов. Нами направлены в суд материалы и о сносе самовольного гаражного кооператива „Мотор-96“ на Старой Московке, к строительству которого незаконно привлекались солдаты.
Сейчас в арбитражном суде находятся материалы по Муромцевскому району о том, чтобы снести строения, которые понастроили на озере Линево и других наших туристических озерах. Несмотря на то, что водоохранная зона сегодня вместо прежних 500 метров от водоема установлена в 200 метров, там обнаружились явные нарушения — по берегам поставили бани, времянки для туристов. Однако чтобы что-то построить, сначала нужно взять в аренду землю на аукционе, заказать проект строительства, провести по нему экспертизу и получить положительное заключение. А так озера просто загаживаются, вся грязь сливается прямо в воду, которая с каждым годом становится все хуже и хуже. Ведь там нужно проводить и комплекс оздоровительных природных мероприятий. В 2007 году мы будем нарабатывать новую судебную практику в отношении граждан и организаций, нарушающих природоохранное законодательство.