Все рубрики
В Омске суббота, 23 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,5761    € 107,4252

Омские чиновники считают себя экспертами общественного мнения

3 октября 2007 15:57
0
1717

27 сентября в загородном комплексе «Серебряный Бор» прошла встреча участников ассоциации с омскими журналистами.

Метод оценки губернаторов предложили социологи

Первым делом журналисты поинтересовались, поступают ли независимым социологам заказы на проведение опросов, выявляющих степень доверия населения к власти. Известно, что президент Владимир ПУТИН определил в качестве основного критерия оценки деятельности губернаторов и мэров субъективное представление жителей об уровне жизни в регионе. Оказалось, что практика таких опросов существует во всех городах России за исключением Омска. В Москве, например, несколько исследовательских центров, которые проводят в регионах опросы, касающиеся оценки деятельности местных властей. Их результаты поступают непосредственно в Аппарат президента. Аналогичные исследования проводятся в Татарстане по заказу президента республики.

— Нам заказывают опросы по доверию населения к различным уровням власти, — рассказал представитель Центра аналитических исследований и разработок в Казани Алексей КОННОВ. — Оценивается в том числе имидж отдельных персон и в целом правительства и его ведомств.

Уфимскому центру изучения общественного мнения «Симакс» местная власть ежегодно заказывает по 12 полноценных исследований по различным темам: ЖХК, транспорт, образование.

— Нам таких заказов от власти не поступало, — признался директор ГЭПИЦентра-II Вадим ДРЯГИН. — Насколько я знаю, подобные исследовательские программы ведутся омскими вузами. Власть не стремится нам эти опросы заказывать. Мы не подделываем цифры, а они не всегда устраивают чиновников. Очень часто в регионах при губернаторах и мэрах создаются различные аналитические группы, которые получают какие-то результаты. Как правило, никто из профессионального сообщества социологов не видит, как они это делают. У нас в администрации города существует такая служба.

Члены ассоциации уверяют, что сама идея оценки руководства регионов через анализ общественного мнения впервые была выдвинута именно «Группой 7/89» еще в 2004 году.

— Тогда на конференции в Питере мы заявили о необходимости вводить новые отчетные позиции региональной власти, — сказал директор Фонда социальных исследований в Самаре Владимир ЗВОНОВСКИЙ. — До сих пор губернаторы отчитывались перед федеральным центром «объективками», в которых указывались надои молока, количество койкомест и так далее. Но важно, как себя чувствуют люди в этих объективных физических параметрах. Мы решили начать измерять во всех регионах так называемые субъективные показатели социально-экономического состояния регионов. И вот недавно это было включено в административную реформу, то есть в плановые индикаторы состояния региона.

Подобные опросы во многих регионах уже дают свои результаты: власть соотносит свою политику с мнением населения относительно той или иной проблемы. В Воронеже, например, местная власть отложила решение об увеличении тарифов на коммунальные услуги после того, как получила итоги опроса независимого социологического центра.

— У нас все сложнее, — заметил Вадим ДРЯГИН. — Не случайно, подобных заседаний социологов в Омске никогда до сих пор не проходило. Приведу в пример показательную ситуацию. Во время передела рынка автоперевозок в ГЭПИЦентр- IIобратился ФРЕЗОРГЕР (директор департамента экономики Омска — прим. редакции) с просьбой провести опрос, чтобы выяснить, на чем хотят ездить омичи — на маршрутках или на автобусах. Через две недели — отказ. Говорят, мы уже выяснили: омичи не хотят ездить на маршрутках. Это очень характерно для нашего города. Большинство руководителей в органах власти изначально считают себя экспертами общественного мнения. Есть еще одна негативная сторона — наша пресса просто напичкана различными рейтингами, опросами, к которым невозможно серьезно относиться. К сожалению, они сформировали в Омске негативное отношение к любым социологическим опросам.

По этой причине социологи в Омске не востребованы, а заказы немногочисленным социологическим центрам касаются экономической тематики, сводятся в основном к анализу рынков товаров и услуг.

— У нас не принято спрашивать мнения омичей, — пояснил Вадим ДРЯГИН. —
Без сомнения, омичи хотят ездить на маршрутках, и без всякого сомнения власть говорит, что население этого не хочет. У нас не принято проводить опросы омичей по той или иной проблеме. Это не закон, не решение власти, а сложившаяся традиция.

Партии согласились с отведенной им квотой

«Группа 7/89» приступает к реализации проекта «Имидж регионов», который включает в себя не только оценку населением местной власти, но и в целом их мнение об уровне жизни в регионе. В рамках этого проекта будет определен также имидж Омской области.

— Жителей области, например, попросят оценить свое материальное положение в сравнении с материальным положением жителей соседних городов, России в целом, — рассказал Алексей КОННОВ. — То же касается состояния дорог или качества услуг образования. Здесь важны не объективные знания людей о состоянии дел, а их мнение об этом. Так мы можем посмотреть, в сторону каких регионов смещается позитив. Где в России находится полюс счастья.

— Реальность и сознание — разные понятия, — выступил представитель московской исследовательской группы «ЦИРКОН» Игорь ЗАДОРИН. — Более счастливых людей, чем в Северной Корее вы нигде не найдете. Но живут там намного хуже, чем в Европе. Зато в европейских города с высоким уровнем жизни больше всего самоубийств.

— В Европе все объективно хорошо, а люди не удовлетворены, тогда в день выборов они придут и проголосуют за оппозицию, — сказал Владимир ЗВОНОВСКИЙ. — И наоборот — проголосуют за власть те, кто удовлетворены и счастливы, хотя «объективка» показывает, что они на уровне Северной Кореи.

Вадим ДРЯГИН заметил, что, несмотря на значительное увеличение финансирования избирательных кампаний различных политических партий по сравнению с весенними выборами, спрос на социологические опросы крайне низкий.

— Все знают, кто победит и даже знают, с каким процентом, — отметил директор ГЭПИЦентра-II. — Но это не отражает реальные политические предпочтения населения.

— Такое ощущение, что все политические игроки согласились с отведенной им квотой, — сказал Владимир ЗВОНОВСКИЙ. — После региональных выборов прошла серия исследований, но активизации игроков, не согласных с таким распределением мест, не наблюдалось. Даже правые согласились с тем, что они не попадают в Госдуму.
 

Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.