Пункт 7.
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности;
б) копии документов об образовании (послевузовском профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы руководителя юридического лица или его заместителя;
в) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) специалистов, состоящих в штате соискателя лицензии или привлекаемых им на законном основании для осуществления работ (услуг);
г) копии документов об образовании (послевузовском, дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации) и документов, подтверждающих стаж работы индивидуального предпринимателя, связанный с выполнением работ (услуг);
д) копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику;
е) копии документов об образовании и квалификации работников соискателя лицензии, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности;
ж) копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности.
8. Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригинала.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением.
Из Постановления Правительства РФ от 22 января 2007 года № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
В последнее время все больше стали возмущаться владельцы частных стоматологических клиник. Расценки за подготовку документов к лицензированию чудовищно возросли. Вроде бы ничего не изменилось. Ты платишь те же самые 300 и 1000 рублей государственных пошлин за рассмотрение заявления и выдачу лицензии. Приносишь документы, их принимает по описи чиновник, выдает тебе копию описи, и ты спокойно дожидаешься даты вызова на лицензионную комиссию. Но все в жизни и в действительности не так.
Как же на самом деле? Есть два пути: первый — ты сам оформляешь документы, а второй путь — за тебя другие делают эту работу. В первом случае ты платишь 300 рублей и чиновник министерства принимает твои документы, во втором случае тебе помогают чиновники заполнить все документы, но уже совершенно за другую плату. После кропотливого месячного труда по сбору документов и в надежде, что все мной оформлено правильно и аккуратно, появился я в дверях министерства, и тут же последовало первое разочарование.
Заведующий лицензионным отделом министерства здравоохранения сразу же огорошил меня, сказав, что специалиста, принимающего документы, в данный момент нет и он находится на проверке. Учитывая, что эти проверки могут быть каждый день, а приемные часы строго ограничены (три раза в неделю с 10.00 до 16.00), посоветовал мне обратиться в Центр экспертизы в области здравоохранения. «Там помогут, и они быстро готовят все документы, — предложил начальник, — правда, за свои услуги берут деньги, но можно и в рассрочку»…
Государственное учреждение Омской области «Центр экспертизы в области здравоохранения» при министерстве здравоохранения находилось тут же, за стенкой самого отдела по лицензированию одноименного министерства.
Все эти «центры» и «отделы» при различных муниципальных и федеральных образованиях в годы перестройки махровым цветом расцвели на ниве свободного предпринимательства и бизнеса. Порожденные духом капитализма, эти пристяжные фирмочки могут свободно брать деньги за свои услуги, так как сами лицензионные и им подобные органы руководствуются только федеральными законами и согласно их прейскуранту. «При подаче документов для лицензирования предоставляется документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии (государственная пошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии уплачивается в размере 300 руб., за предоставление лицензии–в размере 1000 руб, на переоформление лицензии – в размере 100 руб. (Ст. 333,33, 71, Налоговый кодекс, часть вторая)».
Читатель, чувствуешь разницу? Забегая вперед, скажу, что за рассмотрение моей заявки мне выписали счет на 63000 (шестьдесят три тысячи!) рублей. Триста рублей и шестьдесят три тысячи рублей! Бесплатный сыр, воистину, только в мышеловке.
Вот только как сдать эти самые документы, если они просто так не принимаются? Образовался новый класс подчиновников в мире свободного предпринимательства. Теперь чиновнику не надо утруждать себя рассмотрением заявлений. Найди тысячу оправданий о нехватке времени и ходи с проверками. Собирай богатый урожай с невольно нарушающих лицензионные требования организаций, а за тебя другие рассмотрят заявления в кратчайшие сроки. Вот только сроки эти затягиваются до невозможности так, что готов заплатить и большую сумму, лишь бы от тебя все отстали и скорее выдали лицензию.
Как же на самом деле все происходит? Попробую вам представить всю многокрасочность хождений по инстанциям.
Механизм лицензирования
(Памятка для наивных и самоуверенных)
При первом посещении лицензионного комитета тебя первым делом снабдят памяткой соискателю лицензии в электронном виде. Информация на дискету скидывается за секунды, а вот работа по ней займет много времени.
Смотришь на эту памятку и не находишь в ней ничего серьезного, что могло бы помешать в течение одной недели (максимум) подготовить все эти документы и сдать их в лицензирующий орган. Но это вам так кажется, другое мнение у эксперта-подчиновника, руководствующегося другими инструкциями и критериями, только одному ему ведомыми.
Эксперт, работающий со мной, скрупулезно и досконально проверял все графы этого заявления- таблицы. Пункт 1 моего заявления:
«Организационно-правовая форма и полное наименование юридического лица». Казалось бы, ну что здесь можно написать неправильно? Напечатай, полное наименование своей организации и переходи к следующим пунктам. Так нет же. Оказывается, надо написать вначале: «Общество с ограниченной ответственностью», а потом, не поверите, опять же «Общество с ограниченной ответственностью «Стоматологическая клиника «Медиоцентр». Маразм? Да еще какой! Но это еще только цветочки.
«Место нахождения юридического лица с указанием индекса» — пункт 4 опять вызвал расхождения с моими записями. Вначале пишется «Российская Федерация, потом почтовый индекс города, а затем улица. И надо же такому случиться, что место моей регистрации, точнее, номер дома был с буквой «б» — 48 «б», и я его написал с маленькой буквы, а вот надо было с заглавной буквы «Б».
Остальные пункты не вызвали особых замечаний, если не считать, что везде надо было проставлять Российскую Федерацию и индекс перед городом Омском. Как будто я прибыл из Бангладеш или другой суверенной республики и решил открыть стоматологическую клинику в городе Омске.
Что самое интересное, все эти постановки на учет и регистрации в органах юстиции ты должен принести в оригинале, сделать с них копии, а на них уже рукой эксперта будет проставлено клише «Копия верна». Но этого мало. В налоговой инспекции необходимо получить выписку из ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) для уточнения всех твоих данных и предоставить ее эксперту. Каждое юридическое лицо знает, каких мытарств стоит эта процедура. Никого не волнует, что ты уже не первый раз лицензируешься и все твои документы находятся в министерстве здравоохранения.
Следующий документ «Перечень заявляемых работ (услуг) для осуществления медицинской деятельности» ( Приказ
Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. N 323).
В этом перечне нельзя ошибиться. По адресам мест осуществления медицинской деятельности указывается каждый обособленный объект отдельно. В один перечень нельзя поместить все виды деятельности по различным адресам. Даже если организация одна и название ее одно, вы должны перечень разделить по трем адресам (я подавал на три объекта). Но это все еще ничего. Самое трудное появляется там, где его совершенно не ждешь. Согласно описи ты должен подать ряд документов и среди них «Копии документов об образовании».
Вот здесь нужно подробно указать, когда врач окончил учебное заведение, когда прошел свою первичную специализацию (интернатуру) и последнее усовершенствование вместе с копией сертификата и удостоверением о прохождении этого самого усовершенствования. Один раз в пять лет каждый врач должен проходить усовершенствование. Главное — надо впечатать в таблицу сведения в определенной последовательности: сроки усовершенствования, номер удостоверения, часы, номер сертификата. Не дай бог, перепутаешь, вначале сертификат, а потом удостоверение, да забудешь тему, по какой проходил очередное усовершенствование. Это же страшный грех! Подрыв всей лицензионной службы. Интересно самое главное, что все копии сертификатов, дипломов, удостоверений сдаются в это самое министерство и, по идее, должны храниться там (скорее всего выбрасываются). Базу данных на каждого врача и среднего медицинского работника давно бы уже пора завести в электронном виде. Ведь дипломы об окончании учебного заведения, кандидатские и докторские степени, не меняются в течение всей жизни. Сертификат по специальности тоже дается один и под определенным номером. Лишь только удостоверения могут изменяться раз в пять лет.
Это незыблемый канон. Если на период лицензирования (в момент подачи документов) у врача закончился пятилетний срок сертификата, а он в этот момент находится на учебе, то его документы не возьмут на лицензирование. Почему? Даже предоставленная справка из ФУВа, о том, что этот доктор находится на учебе, не- действительна. Человек, врач, заслуженный, проработавший более тридцадцати лет, на момент лицензирования, оказывается, недостоин быть внесен в список, так как он находится на учебе. Это не выдумка, а сущая правда. Как потом объяснять врачу, что он не прошел по лицензионным спискам. Да вообще кому они тогда нужны, если приходится заполнять графы врачами-совместителями, а работающих на постоянной основной должности попросту убирать из списка.
У моего рентген-лаборанта на момент лицензирования как раз и подошел срок очередного усовершенствования. Я и указал, со всеми документами, что рентген-лаборант находится в данный момент на курсах усовершенствования, и приложил даже справку с курсов о посещении ею занятий. «Нельзя, не положено, — кратко резюмировала эксперт, — вот когда получит «корочки», тогда ее можно вносить в список заявляемых специальностей». «А что же делать?» — спросил я ее. «Найдите другого рентген-лаборанта, принесите его документы и внесите в список», — посоветовали мне.
Самое смешное-грустное в этом случае заключается в том, что мой доморощенный рентген-лаборант проведен по этой специальности, как минимум, в пяти стоматологических клиниках (директора попросили), а мне, директору, проучившему ее, воспитавшему, приходится искать на стороне нужного специалиста, так как мой находится на учебе и в данный момент просто не может быть включен в список.
О чем это говорит? Что все это — пустая формальность, возведенная в ранг закона. Не важно, кто там будет у тебя работать, главное, чтобы бумаги были в порядке.
А вот другой случай. И это все произошло с моими сотрудниками (ноябрь — декабрь 2008 года). Пока оформлялись документы на лицензирование (больше месяца), у моего главного врача, стоматолога-терапевта, закончилось пятилетнее усовершенствование, как раз за неделю до заседания лицензионной комиссии. Пока подавал документы на лицензирование, все документы проходили, а тут надо же! Непорядок! Срочно фамилию вымарать из списка, а вставить другую, у которого учеба в порядке. И получился у меня список врачей из «мертвых душ», как по Гоголю. Свои врачи на учебе, а временщики в лицензионных списках.
Еще одна проблема состоит в том, что окончившие медицинский институт до 1975 года вообще не имеют первичную специализацию (интернатуру), и их до недавнего времени заставляли проходить первичную специализацию. Представьте, врач, проработавший свыше 30 лет, имеющий порой высшую категорию, кучу всевозможных усовершенствований, кандидатские и докторские степени, не имеет права лечить больных.
И за эту первичную специализацию надо платить, и немало, где-то около 20 тысяч рублей. Кому нужна эта специализация, если учебу эту проводят бывшие ученики этого самого хирурга. Но без этой специализации документы лицензирующий орган не примет. Интересно бы знать, наши знаменитые хирурги Пирогов или Вишневский имели первичную специализацию? Как же они, бедные, работали без нее? Один из профессоров профильной стоматологической кафедры, когда ему заикнулись о прохождении первичной специализации, которой у него не было, просто послал их на три или пять букв и пригрозил: «Я вам устрою первичную специализацию, когда ко мне с аттестационными работами на категорию придете!»
Маразм крепчает. Кстати, того хирурга все-таки заставили пройти в 65 лет эту первичную специализацию. Человек еще полон сил, может работать, как говорят, до самой смерти, а его обучают.
Но, видно, появился разум в верхушке лицензирующего органа. Через несколько месяцев отменили это повальное прохождение первичной специализации у старожилов стоматологического фронта, но при двух условиях: первое — если имеется свидетельство об обучении в 2-х годичной клинической ординатуре и второе — наличие в прошлом высшей категории врача. Ну и на этом спасибо.
Уверен, что с годами чиновники с подчиновниками еще больше усложнят все этапы лицензирования. Перейдем дальше к критическому осмыслению требований лицензионного органа:
«Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании оборудования и другого материально-технического оснащения, необходимых для осуществления медицинской деятельности».
До сих пор бродит в умах чиновников мнение, что оборудование и другое материально-техническое оснащение можно только украсть или прихватизировать. Не купить на законном основании, а только украсть. Видно, еще помнится им, что главные врачи больниц воровали все подряд, особенно во время ремонта своих подчиненных помещений, попутно воздвигая коттеджи, гаражи и трехэтажные дачи. Этот пункт необходимо было вносить, как минимум,15 лет назад, а не сейчас, когда уже все разворовано и воровать нечего. Ухмыльнется, чиновник: «Как это нечего? Еще как можно!» Не спорю, у административной части в любые времена есть возможность что-нибудь прихватить. А простому врачу-стоматологу остается один путь: купить, а вот на каком другом законном основании, я как ни пытался, так и не смог домыслить. Правда, блуждала в голове подленькая мыслишка: получил оборудование в наследство или подарили, оформив юридически все документы, но, опять же, материально-техническое оснащение надо где-то купить.
Вот и приходится бухгалтеру подымать все счета-фактуры и старательно вносить оборудование в реестр основных фондов, находящихся на балансе предприятия.
Ну, а по большому счету, зачем вообще нужны эти все копии счетов. Проверить бухгалтерию, но для этого есть другие компетентные органы и более профессиональные.
Перейдем к следующему пункту описи документов, необходимых для лицензирования.
Копии регистрационных удостоверений и сертификатов соответствия на используемую медицинскую технику.
Ни для кого не секрет, что оборудование должно иметь сертификат соответствия и регистрационное удостоверение. Ни один прибор, ни одна бормашина сейчас уже не выпускается слесарями-самоучками. Завод, производящий стоматологическое оборудование, прежде чем запустить линию нового прибора, прежде всего должен его зарегистрировать, а потом уже получить сертификат соответствия.
Если же оборудование завозится из-за границы, то там контроль еще более строгий. Все эти таможенные правила с каждым годом все больше ужесточаются и не дают никакого послабления доставить на территорию России непроверенный агрегат. Никто уже не возит под видом стиральных машин стоматологические установки. Да и сама растаможка с каждым годом все больше ужесточается.
Поясню на примере. На все медицинское оборудование существуют льготные таможенные тарифы. Другими словами, если вы за обычную микроволновую печь должны заплатить 100% таможенных пошлин от стоимости самого изделия, то за печь для обжига керамики от силы 5-10%. Этих сумм недостаточно для пополнения государственной казны, и таможня начинает делить комплектующие части керамической печки на ряд составляющих элементов — электрический провод от печки до розетки, укрепляющую пластину под самой печкой, компрессор и т.п. Вот и получается, что все единое разбивается на пять-шесть частей. За саму печь, как медицинское изделие платить ничего не надо, а вот за все составляющие берут по полной программе как за единое целое.
Все это дорогостоящее оборудование покупается не на один год, а минимум на 10-20 лет и работает, заметьте исправно. Если же оно будет работать плохо, то никакие металлокерамические коронки не получатся и никакие копии регистрационных удостоверений и сертификатов не помогут.
К чему я веду эти рассуждения. Для лицензирования необходимо предоставить эти все сертификаты, но при одном условии. Медицинское изделие должно быть выпущено не раньше 2000 года. До этого года не было на медицинскую технику ни регистрационных удостоверений, ни сертификатов, ни прочих других разрешительных документов.
Но и этот список составили и благополучно сдали в Центр экспертизы. Вся эта проверка документов заняла около двух месяцев. Я уже до того устал ходить по всем этим инстанциям, что за меня стал ходить главный бухгалтер. Каждое посещение ознаменовывалось очередными исправлениями. Ни один человек в здравом уме и состоянии не смог бы выдержать эту пытку по сдаче документов.
В один день я не выдержал и сообщил эксперту-подчиновнику: «Я все документы, готовил строго по электронной версии,недавно прошедшей лицензирование стоматологической клиники. Изменил только название, месторасположение и адрес. Почему же у меня изготовленные строго по вашему министерскому образцу документы имеют столько неточностей и недостатков?»
Подчиновник с подозрением рассматривал меня, не верил и думал, что я блефую. Но я продолжил: «И другая клиника, в течение одной недели сдала все документы в министерскую лицензионную комиссию по той же электронной версии. И заплатили они всего 1300 рублей. А мои документы вы уже второй месяц все исправляете и дополняете. Хотите показать, что я не зря 63 тысячи рублей должен проплатить за вашу «работу»? Выходит, что они совершили проплату, то есть взятку, прямо в руки принимающей стороны? Они уже и лицензию получили, а я по тем документам, работающий, все хожу и обиваю пороги центра экспертизы.
«Но вы же не знаете, что они с особой пристрастностью проверяют за нами подготовленные документы. У них там юрист сидит, ни одной помарки не пропустит».
Да, там сидел юрист, но тот же самый, что и в Центре экспертизы. Во общем разыгрывали клоунаду, просто по нотам. Один юрист из центра говорит, пойду, посоветуюсь с министерским юристом, и уходит «советоваться». Приходит через полчаса: «Вы, знаете, в таком виде документы не пропустим, надо переделать!»
За два месяца все документы переделали. Назначили число, когда будет заседать комиссия в министерстве здравоохранения. Как всегда обилие кандидатов на получение лицензии. Встретились и знакомые. Ведь в одном же круге вращаемся. Начинаю спрашивать: «Ну, как там происходила сдача документов!» Основная масса лицензируемых товарищей подготовила документы за 1300 рублей и сдала их в течение 2-3 дней. «Как же это вам так быстро удалось?» Ответ был на удивление одинаковым: «Ну, это, общие знакомые, договорились, свои расчеты!» Никто не говорил о взятках, а смысл отражался один: «Проплатили!»
Можно провести небольшой эксперимент. Поднять все лицензионные дела и посмотреть по журналу сроки подачи и получения лицензии. Там, где лицензия была выдана в течение одной-двух недель с момента сдачи документов, точно дали взятку в министерстве. Те же организации, которых мытарили по 2-3 месяца, прошли через Центр экспертизы и заплатили за «консультационные услуги» по несколько десятков тысяч рублей.
Сергей ПОПОВ
Опровержение
«Не соответствуют действительности сведения в отношении Министерства здравоохранения Омской области, приведенные в омском деловом еженедельнике „Коммерческие вести“ № 32 от 19 августа 2009 года в статье Сергея ПОПОВА, директора стоматологической клиники „Медиоцентр“, под названием „Как я лицензировал стоматологическую клинику“, а именно: „Там, где лицензия была выдана в течение одной — двух недель с момента сдачи документов, точно дали взятку в министерстве“.