29 апреля в Омском областном суде продолжилось рассмотрение громкого уголовного дела, возбужденного в отношении бывшего начальника отдела аренды, оценки и отчетности территориального управления Росимущества по Омской области Игоря МАКАРЬЕВА и бывшего его подчиненного Алексея АБРАМЕНКО. Их обвиняют в совершении 11 эпизодов преступлений, предусмотренных п. а, в, г ч. 4 ст. 290 УК РФ — получение взятки (в общей сумме 1 млн рублей). Судебное разбирательство ведет судья Алла МИХАЙЛОВА. В этот раз подсудимый АБРАМЕНКО продолжил давать показания по делу.
Эпизод с предпринимателем СЕРГИЕНКО
«БЫЧКОВ оказался одногруппником СЕРГИЕНКО»
АБРАМЕНКО рассказал, что знаком с директором и учредителем ООО «Вкуснятина» Сергеем СЕРГИЕНКО давно. Предпринимателю принадлежит кафе «Айсберг» на Ленинском рынке, где, по словам подсудимого, часто бывали драки, потому приезжала по вызову милиция. АБРАМЕНКО в то время как раз работал в дежурной части Ленинского РОВД. Так и познакомились. У подсудимого с СЕРГИЕНКО много общих знакомых. Например, по словам АБРАМЕНКО, в СИЗО он сидел в одной камере с одногруппником СЕРГИЕНКО по общевойсковому военному училищу – Анатолием БЫЧКОВЫМ (прим. «КВ» – бывший начальник второго отдела ОРЧ по линии налоговых преступлений УНП УВД по Омской области, осужденный 7 октября 2009 года за получение взятки в особо крупном размере к 7 годам колонии строгого режима).
– Ваша честь, так вот БЫЧКОВ рассмеялся, когда я ему сказал, что меня обвиняют в том, что я якобы брал взятки у СЕРГИЕНКО. Он рассказал, что у СЕРГИЕНКО никогда денег-то и не было, он за себя в ресторане даже заплатить не мог, когда они с одногруппниками встречались, – поделился АБРАМЕНКО.
«СЕРГИЕНКО все знал об арендных отношениях!»
АБРАМЕНКО обратил внимание суда на то, что СЕРГИЕНКО в своих показаниях подтвердил, что хорошо ориентировался в арендных отношениях и знал, кто и за что отвечает, как устанавливается арендная ставка. Он уже заключал в тот же самый период, когда ему якобы угрожали подсудимые, аналогичный договор аренды помещения под буфет с омским авиационным техникумом, и никаких проблем у него с ТУ Росимущества не возникло. По словам подсудимого, 15 декабря 2009 года СИБАДА и ООО «Вкуснятина» подписали двустороннее допсоглашение №3 к договору аренды. Это допсоглашение в начале января внесено было в реестр ТУ Росимущества и зарегистрировано в юстиции. Ровно через 15 дней ООО «Вкуснятина» заключает с СИБАДА допсоглашение №4, по которому в три раза увеличивается площадь арендуемых площадей, однако оно уже не вносится в реестр ТУ, но несмотря на это, также благополучно регистрируется в юстиции. По мнению подсудимого, данный факт говорит о том, что СЕРГИЕНКО прекрасно ориентировался в арендных отношениях, знал, что все вопросы регулируются только с арендодателем – СИБАДА, а регистрация договора или допсоглашения к нему в ТУ вовсе не обязательна для того, чтобы они имели законную силу.
– Ваша честь, разве может быть такое, что человек, заключая одно допсоглашение, боится, не знает всех тонкостей арендных отношений, не знает ставок, а ровно через 15 дней, заключая другое допсоглашение, уже ничего не боится, ни АБРАМЕНКО, ни МАКАРЬЕВА, и все знает... Тут боюсь, а тут не боюсь... Прошу суд приобщить к материалам дела договор аренды, который СЕРГИЕНКО заключил с авиационным техникумом, а также допсоглашение №4 к договору аренды с СИБАДА, – заявил ходатайство АБРАМЕНКО.
Прокурор УМАНСКИЙ. Я возражаю, ваша честь, данные документы не имеют прямого отношения к делу. Не нужно перегружать тома уголовного дела.
Адвокат РОМАНОВСКАЯ. Сторона защиты поддерживает ходатайство подсудимого — это очень важные документы. Сторона обвинения, блокируя приобщение дополнительных доказательств к делу, таким образом демонстрирует свою неуверенность в предъявленном обвинении. Суд должен иметь возможность оценить доказательства в совокупности.
Прокурор УМАНСКИЙ. Обращаю внимание суда на то, что защитник некорректно высказывается в адрес гособвинения — оценивает действия, пытается опорочить.
Суд. Отметим это в протоколе.
Адвокат НИКИФОРОВ. Уважаемый суд, никто не отменял соревновательность процесса. СЕРГИЕНКО в своих показаниях действительно говорил, что ТУ Росимущества обойти было невозможно, АБРАМЕНКО везде держал руку на пульсе, его нельзя было перепрыгнуть, все условия способствовали вымогательству взяток. Так вот данные документы полностью опровергают такую позицию СЕРГИЕНКО. Поэтому прошу удовлетворить ходатайство.
Суд. Отказываю в приобщении договора по техникуму, так как он не относится к конкретным фактам обвинения, а в приобщении допсоглашения №4 отказываю, так как оно в незаверенной копии.
«Взяток мне СЕРГИЕНКО не давал!»
АБРАМЕНКО утверждает, что никаких взяток ему СЕРГИЕНКО не давал.
– Отчет независимого оценщика увеличил арендную ставку по договору с ООО «Вкуснятина» в 5-6 раз — это видно в тексте договора, который есть в материалах дела. СЕРГИЕНКО же в своих показаниях заявляет, что АБРАМЕНКО ему якобы пообещал за взятку не поднимать ставку. Ставка-то все равно поднялась! Тогда за что же СЕРГИЕНКО, как он утверждает, продолжал платить деньги АБРАМЕНКО?! — недоумевал подсудимый.
По словам АБРАМЕНКО, с директором ООО «Вкуснятина» в здании ТУ Росимущества он по рабочим вопросам никогда не общался, так как СЕРГИЕНКО все решал напрямую с руководителем ТУ Вячеславом ШИШКИНЫМ. Отец СЕРГИЕНКО старый знакомый ШИШКИНА — они вместе работали в комсомоле. К МАКАРЬЕВУ подсудимый СЕРГИЕНКО не водил, вместе они ничего не обсуждали. На автомобиле к СЕРГИЕНКО подсудимый никогда не приезжал, тем более с МАКАРЬЕВЫМ, никаких встреч на остановках или в ресторанах с СЕРГИЕНКО и МАКАРЬЕВЫМ у подсудимого не было. А то, что СЕРГИЕНКО известна марка автомобиля, принадлежащего АБРАМЕНКО, так это, по мнению подсудимого, ему оперативники подсказали.
«ООО «Вкуснятина» я проверял только в составе комиссии»
Подсудимый действительно осуществлял проверку помещения столовой ООО «Вкуснятина» в конце 2008 года, но в составе комиссии, куда входило и руководство ТУ Росимущества, и руководство СИБАДА. Причем проверялся не только один СЕРГИЕНКО, но в целом сохранность всего госимущества, находящегося в оперативном управлении СИБАДА. Данная проверка проходила официально по приказу московского руководства ТУ Росимущества, по результатам был составлен акт. Комиссия сделала вывод, что большинство помещений в СИБАДА арендаторы занимали без официальных договоров, не понятно, кому перечислялась арендная плата, и т. п. нарушения. Данную информацию, по словам АБРАМЕНКО, комиссия передала в КРУ по Омской области. После проверки все члены комиссии, по словам СЕРГИЕНКО, по приглашению ректора остались бесплатно пообедать в столовой. Больше подсудимый никогда бесплатно не ел в столовой СЕРГИЕНКО, а тем более вместе с МАКАРЬЕВЫМ.
По мнению АБРАМЕНКО, свидетели, которые работают в ООО «Вкуснятина», оговаривают его по просьбе СЕРГИЕНКО, потому что являются его подчиненными, родители СЕРГИЕНКО оговаривают подсудимого, так как хотят защитить своего сына. А самого СЕРГИЕНКО, как убежден АБРАМЕНКО, как и остальных потерпевших, прижали правоохранительные органы. ООО «Вкуснятина» долгое время арендует помещения у СИБАДА, и его много раз уже проверяли и ОБЭП, и КРУ, и пожарные, так что, по версии подсудимого, наверняка обнаружили у СЕРГИЕНКО немало нарушений.
Прокурор УМАНСКИЙ. В деле имеются фонограммы ваших телефонных переговоров с СЕРГИЕНКО. Вы подтверждаете, что они имели место?
АБРАМЕНКО. Надо смотреть конкретно по каждой фонограмме, о чем в ней говорится, тогда я смогу пояснить, был такой разговор или нет.
Прокурор УМАНСКИЙ. Вы в принципе могли созваниваться с СЕРГИЕНКО? По каким вообще вопросам могли с ним общаться, если не вопросам аренды?
АБРАМЕНКО. Я же говорил, что мы давние знакомые с СЕРГИЕНКО, потому могли созваниваться по всяким разным неофициальным по вопросам, а по аренде все он напрямую с ШИШКИНЫМ решал.
АБРАМЕНКО достаточно эмоционально давал показания, часто перебивая гособвинителя, когда тот пытался задать ему какой-либо уточняющий вопрос. Наконец прокурор не выдержал и попросил суд сделать подсудимому замечание.
Суд. Товарищ АБРАМЕНКО, не доводите своим поведением до того, чтобы прокурор заявлял ходатайство об изменении вам меры пресечения из-за того, что вы нарушаете регламент и порядок судебного заседания.
«КВ» будут следить за развитием событий.