В 2009 году в Омске открылось несколько новых модельных агентств. Участники рынка отмечают усиление конкуренции во всех сферах модельного бизнеса, причем, по свидетельству владельцев агентств, далеко не всегда конкуренты действуют этично в отношении друг друга. Свою точку зрения на ситуацию, сложившуюся в омском модельном бизнесе, в беседе с корреспондентом “КВ” Ольгой УМОВОЙпредставила Екатерина АГАПОВА, директор модельного агентства MOS.
— Екатерина, когда вы открыли агентство и насколько сложно вам конкурировать с зарекомендовавшими себя участниками модельного бизнеса?
— Агентство MOS начало свою деятельность с марта 2010 года. Сама я в модельной деятельности уже 12 лет. Сначала, как и все, проходила обучение, через некоторое время начала участвовать в показах, фотосессиях, рекламных съемках. Поступив в университет, продолжала ездить на конкурсы красоты, сниматься в рекламе. И впоследствии, уже работая на серьезной должности, по выходным я преподавала подиумный шаг и позирование в одном из омских модельных агентств. Поэтому к моменту начала работы агентства MOS в узких кругах уже многие знали о моем уровне подготовки моделей, потому и желающих заниматься сразу было достаточно. Для меня конкуренция — это больше вопрос личных взаимоотношений с руководителями агентств. С некоторыми мы находим пути сотрудничества, другие же плетут интриги, не задумываясь о том, что это им же самим портит репутацию.
— В «КВ» 28 апреля 2010 года было опубликовано интервью с Нелли МАЛЫШЕВОЙ, в котором она заявила о похищенной базе данных. Что думаете на этот счет?
— Я читала это интервью. И у меня как у специалиста со вторым высшим юридическим образованием возникли вопросы. Например, если человека действительно обворовали, почему он не обращается в уполномоченные органы, а только всем об этом рассказывает? И что значит фраза «украли базу агентства»? Если у модели есть контракт с агентством, то там прописаны санкции за его нарушение. Если же контракта нет, то в принципе модель вправе работать с любым агентством, независимо от того, где она проходила обучение. А уж если модель и обучаться хочет в другом агентстве – так это и вовсе чистая конкуренция, ведь невозможно человека против его воли «украсть» или переманить из одного агентства в другое. Значит, моделями был сделан небезосновательный выбор. И я за то, чтобы в городе было много модельных школ и модельных агентств, поскольку тогда у людей будет возможность выбрать для себя лучшее. Если говорить лично обо мне, то с воровством в офисе я не сталкивалась, у меня постоянные сотрудники, одна из которых, кстати, имеет большой опыт работы директором школы моделей. И она точно знает, что когда из агентства постоянно уходят модели, а сотрудники меняются с периодичностью раз в два – три месяца из-за не выплат заработной платы, вот тогда-то и приходится думать о том, чтобы из офиса ничего не пропало. Но это уже не происки конкурентов, а недобросовестность работодателя.
— В чем причина того, что модели меняют агентства? Как вообще дифференцируются омские модельные агентства?
— Дело в том, что люди приходят в имидж-школу или школу моделей по двум причинам. Одни приходят заниматься, скажем так, для себя. То есть научиться красиво ходить на каблуках, делать себе профессиональный макияж, правильно позировать перед камерой, получить профессиональные фотографии. Причем такие девушки и юноши в ходе обучения нередко меняют свой настрой и с удовольствием потом принимают участие в рекламных фотосессиях. Другие потенциально уже видят себя моделями и приходят с целью научиться необходимым для работы навыкам. Им хочется не просто получать знания, а применять их в работе. Некоторые же агентства не стремятся заниматься продвижением моделей, им интересно лишь собирать взносы за обучение. К примеру, в том агентстве, где я одно время преподавала подиумный шаг, модели после окончания обучения остаются без работы. Это аргументируется занятостью, продвижением международных моделей и проведением конкурсов, однако за рубежом от агентства работает всего пара человек, а многие из заявленных конкурсов – одноразовые проекты, после которых нет дальнейшего продвижения. С таким сталкиваются молодые и неопытные ребята, профессиональные же модели сразу меняют агентство. В Омске есть выбор — одни агентства специализируются на конкурсах, другие — на работе за рубежом, третьи — на показах и рекламных съемках в Омске, некоторые агентства, в том числе MOS, уделяют внимание всем сферам модельного бизнеса.
— Почему вы приняли решение открыть собственное модельное агентство?
— У меня большой опыт работы в модельном бизнесе, однако раньше я относилась к этому как к хобби. Некоторое время назад собственница одного из омских агентств предложила мне партнерские отношения. Выяснилось, что условия партнерства весьма неопределенные, и мы попытались обсудить вариант покупки агентства. Ее этот вариант, казалось бы, тоже устраивал, поскольку она планировала уехать из города. Но когда дело дошло до финансового вопроса, оценки активов и долговых обязательств, специалисты, рассмотрев предоставленные документы, сообщили мне, что у предприятия плохая кредитная история, сотрудники не оформляются, по поводу невыплаты заработной платы уже идет судебное разбирательство, работа ведется под разными юридическими названиями, а торговая марка и вовсе не зарегистрирована. Конечно, переговоры на этом закончились. Спустя некоторое время до меня дошла информация, что подобные предложения поступали и продолжают поступать тем, кто, по мнению руководства, в состоянии погасить долги агентства. А поскольку я к этому времени уже достаточно серьезно рассматривала возможность самостоятельно заниматься этим бизнесом, проработала бизнес-лан и перспективы развития, другого решения, кроме как открыть свое агентство, уже и быть не могло.
— Если контакт с кем-то из конкурентов не складывается, как реагируете?
— Когда моя компания открылась, часть моделей из агентства, в котором я преподавала, высказали желание перейти в MOS. Но столкнулись с преследованием, угрозами и моральным прессингом со стороны президента агентства, с которым сотрудничали ранее. Ребят шантажировали закрытием для них всяких перспектив в модельной сфере в городе, вычеркиванием из базы моделей, неполучением мест на конкурсах. За таким шантажом стоит несостоятельность руководителя, бессилие в современной конкурентной борьбе, желание хоть как-то удержаться на рынке, не имея как таковой базы моделей, рентабельных проектов и выстроенной системы обучения и партнерских отношений. Является ли все это недобросовестной конкуренцией? Конечно является. Реагировать ли на подобные действия? Не вижу смысла. Достойных модельных агентств становится все больше. И уровень осведомленности потребителей в отношении моделинга тоже растет. А если руководитель тратит время и силы не на развитие бизнеса, а на интриги, его компания рано или поздно просто перестанет существовать на рынке.
— Расскажите о созданном вами клубе для дам «Первая леди» и имидж-школе.
— Клуб для дам «Первая Леди» открылся с целью стать местом встреч успешных женщин. Дамы, посещающие клуб, всегда в курсе модных тенденций, так как участвуют в тренингах по имиджу и стилю, светскому этикету, коррекции фигуры, йоге и другим направлениям. Группы как в клубе «Первая Леди», так и в имидж-школе небольшие (до 10 человек, а на специальных тренингах – до 5 человек). Обучение в имидж-школе предусматривает несколько курсов: начальный – для тех, кто не собирается строить карьеру модели, профессиональный курс модели и курс фотомодели. На всех курсах проводятся фотоуроки, включающие тренинг по позированию перед камерой, работу с профессиональным стилистом и анализ фото. В имидж-школе группы разделены по возрасту, начиная с 5 лет. Для детей у нас предусмотрен пробный бесплатный урок, на котором ребенок занимается со всеми в группе, а родители при желании смотрят, как проходит занятие.
— Спасибо за интервью.