Первая франчайзинговая кофейня новосибирской сети «Traveler's coffee» открылась в Омске на минувшей неделе 8 июля. Если проект придется по вкусу омским кофеманам, то омский предприниматель Игорь РУБИН обещает расширить сеть. Об этом, а также о том, как будет развивать совладелец ТОК «Метромолл» другие направления своего бизнеса, обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ узнал от Игоря РУБИНА накануне открытия нового заведения омского общепита.
— Игорь Владимирович, почему вы вдруг решили заняться общепитом?
— Вообще-то решение об открытии предприятиz общепита возникло у меня давно, еще когда появился «Метромолл». Но до кризиса воплотить в жизнь эту идею не удалось. В 2008 году доходы упали очень сильно и было не до экспериментов. А сейчас, конечно, еще нельзя сказать, что все вернулось к 2007 году, но ситуация тем не менее нормализуется.
— И хотели именно кофейню?
— Нет, идея кофейни принадлежит моему сыну. Ему нравится американская сеть кофеен «Старбакс», и изначально мы пытались договориться о франшизе именно с этой компанией, но, как оказалось, франшизу «Старбакса» получить не менее трудно, чем франшизу «Макдональдса». Пришлось искать что-то подобное «Старбаксу» в России. Мы изучили множество предложений и остановили свой выбор на «Traveler's coffee». ООО «Трэвелерс кофе», которое занимается продажами кофе и управляет сетью кофеен «Traveler's coffee», было создано еще в 1997 году в Новосибирске. Создал ее американец, Кристофер ТАРА-БРАУН, который приехал в Сибирь и решил остаться и работать здесь. У компании есть собственное обжарочное производство в Новосибирске, единственное, кстати, за Уралом. Ну и нам еще очень импонирует, с каким вниманием отнеслись в компании «Трэвелерс кофе» к тому, что хотим приобрести франшизу и открыть в Омске кофейню. После первого же звонка менеджеру нам перезвонил уже генеральный директор сети.
— Вас это удивило?
— Конечно. Когда мы пытались открыть пивной ресторан «Тинькофф», то месяц потратили только на попытки дозвониться руководству компании. Общались с секретарями, менеджерами, еще с кем-то, только вот руководство упорно не хотело с нами говорить. И мы благоразумно отказались от этой идеи еще на начальном этапе. А «Трэвелерс» — это полная противоположность. Мы общаемся с руководством сети каждый день, консультируемся по любым вопросам.
— Я думаю, что новосибирцы больше заинтересованы в расширении своей сети…
— И это нормально. Такую логику я хорошо понимаю. Если есть собственное обжарочное производство мощностью 60 тонн кофе в месяц, то нужно расширять дистрибуцию, увеличивая число кофеен. И за то время, которое прошло с момента начала переговоров об открытии кофейни «Traveler's coffee» в Омске — с февраля по июль, компания продала еще две франшизы в Москву, одну в Санкт-Петербург и по одной в Калугу и Мирный. Одна из московских кофеен уже открылась, а вторая готовится к открытию. В общем, сеть развивается очень динамично. Омская кофейня, кстати, уже тридцатая.
— Если я правильно понял, конкурентное преимущество «Traveler's coffee» — свежеобжаренный кофе?
— И это очень серьезное преимущество. Понимаете, зеленый кофе может храниться достаточно долго. А обжаренный кофе живет, по большому счету, не больше полутора месяцев, после чего начинает терять свои вкусовые качества. Конечно, существуют определенные способы хранения, есть вакуумные и прочие упаковки, но разница тем не менее есть. Это, знаете, как с пивом. Непосредственно из танка – это одно пиво, а в бутылке – уже совершенно другое. Хотя и не менее хорошее, но другое.
— То есть у вас заведение для гурманов?
— У нас очень большой выбор различных сортов кофе, и как дорогих моносортов арабики из разных регионов мира, так и недорогих купажей, и я думаю, что довольны будут как гурманы, так и люди, которые будут приходить к нам, чтобы просто отдохнуть в приятной атмосфере кофейни, послушать музыку, посидеть в Интернете хоть за своим, хоть за нашим компьютером, почитать свежую прессу. К тому же не забывайте про огромный выбор собственной свежей кондитерки, вкусные завтраки, бизнес-ланчи, ужины. Да и цены, я думаю, многих приятно удивят.
— Вариант собственного, не франчайзингового проекта ресторана или кафе не рассматривали?
— Я знаю людей, которые смело открывают предприятия общепита по собственному проекту, и знаю, что у некоторых они получаются удачными, но мы никаких других вариантов, кроме франчайзинга, скажу честно, даже не рассматривали.
— Но франшиза – это всегда жесткий формат…
— Жесткий, да. Особенно жестко нам согласовывали место расположения кофейни. Каждое помещение оценивалось лично руководством сети. К их приезду мы нашли двенадцать приемлемых, на наш взгляд, помещений, из которых были выбраны два, а десять – вежливо отклонены по разным причинам. Но если у нас появятся какие-то свои идеи, то никто не запрещает нам их воплощать. Естественно, с одобрения и согласия владельца франшизы. Для нас я в этом не вижу никакой сложности. После полугода тесного общения мы уже и мыслить стали по-трэвелерски. Мы уже понимаем, чего хочет компания и как именно нам нужно работать.
— Высока в Омске конкуренция в этом сегменте?
— На сегодняшний день в Омске работают примерно 15 кофеен. В Новосибирске – 60. Понятно, что при такой ситуации нет смысла говорить о какой-либо конкуренции. Места хватит многим, при условии если проект будет действительно качественным.
— Помещение для своей кофейни вы не выкупали?
— Нет, мы его арендуем. Но аренда, естественно, долголетняя. Договор был подписан на семь лет. Такие деньги не вкладываются без гарантий.
— Судя по всему, вы планируете в Омске сеть «Traveler's coffee». Уже думали над открытием следующего заведения?
— Думали. Если этот проект омичам понравится, если он будет принят, то мы обязательно будем развивать сеть дальше.
— Сегодня много говорят о малом бизнесе. А сможет потянуть такой проект начинающий предприниматель?
— Если говорить о необходимой сумме инвестиций, то здесь все очень относительно. Для кого-то размер инвестиций покажется небольшим, а кому-то – космическим. Если говорить об окупаемости проекта, то, по нашим расчетам, на окупаемость кофейня может выйти за три-четыре года.
— Хорошо, спрошу иначе. Дадут ли в банке начинающему омскому предпринимателю кредит под открытие франчайзингового бизнеса?
— Думаю, что дадут. Но в том случае, конечно, если есть обеспечение.
— Супруга ваша, она чем сегодня занимается?
— У нас, я бы сказал, семейный бизнес. Супруга очень сильно помогает мне во всем. А сын – он генератор идей. И «Traveler's coffee», и проект «Шоколандия», и многообещающий, на мой взгляд, интернет-проект «МакФэйс» — это все его идеи.
— «МакФэйс» — это что?
— Это развлекательный сайт, который объединяет пользователей популярных социальных сетей. У всех социальных сетей есть один, но существенный недостаток — они никак не связаны между собой. И чтобы найти нужного человека, приходится порой регистрироваться в каждой из сетей. А через наш сайт любой пользователь, имеющий страничку в «Одноклассниках», сможет напрямую общаться с пользователями, например, социальной сети «Вконтакте».
— Поисковик по социальным сетям?
— Изначально это действительно был только поисковик, а теперь у нас появилась идея сделать из него полноценный новостной портал.
— Затратный проект...
— Да, проект достаточно затратный. По сути, он существует уже год, но все еще в демо-режиме, поскольку в него действительно нужно вкладываться. И в раскрутку, и в рекламу, и вообще.
— А как заселяется сегодня коттеджный поселок Ближние дачи?
— Все три с половиной гектара земли еще не заняты, конечно, но строительство идет, и есть уже построенные дома. Уже готова общественная зона с собственной набережной, пляжем. Будут скоро спортивная и детская площадки. Мы с партнерами выкупили в собственность землю, нарезали ее на участки, провели все инженерные коммуникации, собрали разрешительную документацию на строительство и в таком виде, со всей инфраструктурой, стали предлагать под застройку. С архитектурной точки зрения – полная свобода. Есть только ограничение по высоте, чтобы дом был не выше двух этажей, и по заборам, чтобы все были одинаковыми, а иначе застройка не будет смотреться как единый коттеджный поселок.
— Кризис помешал?
— Конечно. По рынку недвижимости кризис ударил особенно сильно. Если бы не кризис, проект «Ближние дачи» был бы уже реализован полностью.
— Что будет с вашим «Метромоллом»? На фоне «Фестиваля», как мне кажется, он несколько потерялся…
— Мы никоим образом не конкурируем и не собираемся конкурировать ни с «Континентом», ни с «Фестивалем». «Метромолл» — это комплекс не общегородского, а районного значения, но развиваться он обязательно будет. В этом году мы уже завершили пристройку. Сейчас занимаемся сбором документации для продолжения строительства. Сегодняшний «Метромолл» — это всего-то 3 300 квадратных метров, а в планах у нас – порядка 16 000 кв. метров. Будет пристройка в ту сторону, где сегодня располагается автостоянка, будем пристраивать сзади. Появятся дополнительные и торговые, и офисные площади. Но не завтра, понятно, поскольку потребуются громадные инвестиции, а такие деньги вкладывать сейчас в строительство страшновато.