«Наша страна напоминает некую Угадайку, в которой мы, ее граждане, знаем, что политическое руководство так или иначе оставит нас с носом, а нам остается лишь гадать: они сделают это молча или будут нам что-то объяснять».
Александр БУТАКОВ
К исследованию новейшей истории российской государственности: Византия история без конца
Омск, 2011 год.- 410 стр.
Тираж 1 000 экз.
Профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Александр БУТАКОВ в недавнем прошлом – до октября 2009 года — министр государственно-правового развития правительства Омской области. В администрации региона он проработал 12 лет, возглавляя ведомство, через экспертизу которого прошли тысячи правительственных документов. Он прекрасно знает изнутри, как функционирует бюрократический аппарат. В 2002 году вышла его монография «К исследованию новейшей истории российской государственности». И вот – книга вторая, развивающая идеи предыдущей. О чем она? Да о том, что Россией сегодня правит государственная бюрократия, которая в отличие от партийно-советской номенклатуры, ограничиваемой идеологическими марксистско-ленинскими принципами, «свободна во всем: она сама для себя готовит планы социально-экономического развития и их принимает, разрабатывает проекты нормативно-правовых актов и их конституирует, определяет концепцию политической системы и «милостиво» благословляет, какой из партий быть и на каком фланге. Другими словами, государственная бюрократия сегодня – это наше всё: и «ум», и «честь», и «совесть» российского общества».
В заголовке книги есть слово «Византия», но в самом тексте о ней практически ничего не сказано: сопоставлению российской и византийской государственности посвящена как раз первая книга БУТАКОВА. Напомню, что Восточная римская империя одна из первых выстроила в своей стране вертикаль не только управленческую, но и идеологическую. Как заметил еще в конце Х1Х века в своем классическом труде профессор общей и церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия Николай СКАБАЛАНОВИЧ, «Основой византийской государственности была идея авторитета, полного подчинения человеческой личности государству, частного — общему. Применение этой идеи отразилось в Византии крайностями централизации: интересы государства сузились, из провинций перешли в столицу, из столицы во дворец и здесь воплотились в лице императора».
Об этом же пишет омский профессор и экс-министр. Более того, одна из ключевых глав его труда называется «Двадцать седьмое фрюктидора Владимира ПУТИНА». Фраза о 27 фрюктидора 2004 года повторяется в монографии с десяток раз, словно автор еще и еще раз указывает читателю на нечто, о чем прямо в лоб сказать пока не решается, но все же проговаривается: «Помню свое отношение к Президенту РФ до декабря 2007 года и после. До того мне хотелось ему верить. После…». Впрочем, указанная в начале абзаца дата французского революционного календаря соответствует 13 сентября календаря григорианского. Именно в этот день президент Владимир ПУТИН выступил на расширенном заседании правительства, посвященном последствиям трагических событий в Беслане, и заявил об отмене прямых выборов глав субъектов Федерации и о переходе на выборы в Госдуму только по партийным спискам. Понятно, что настойчивая фраза о 27 фрюктидора – прямой отсыл к 18 брюмера 1799 года, когда произошел государственный переворот во Франции, в результате которого была лишена власти Директория и было создано новое временное правительство во главе с Наполеоном Бонапартом.
В одной связке с вышеуказанным, по мнению автора, находится и решение о продлении полномочий президентской, исполнительной и представительной власти с четырех на пять лет: «Член палаты представителей Конгресса США избирается сроком на два года, президент США – на 4 года, срок полномочий премьер-министра Японии – три года и т.д. А эффективность их деятельности, думается, по крайней мере, не ниже, чем у президента РФ и Государственной думы... На наших глазах совершилась серьезная политическая ошибка. Нам цинично продемонстрировали, как можно по политическому свистку «Единой России», попирая общественное мнение, в мгновение ока внести угодные для нее поправки в Конституцию РФ. Авторитету Конституции РФ был нанесен сокрушительный удар».
Напомню, что это пишет доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, то есть человек, знающий, что такое основной закон страны, как он устроен и в чем его смысл. Автор не прошел и мимо роли «Единой России» в стране – это прежде всего партия начальников: «Социальный состав партии – это служащие (59%), рабочие (17,6%), пенсионеры (6,3%), учащиеся и студенты (5,5%), предприниматели (3,8%) и другие (7,8%). Таким образом, служащие – основная социальная опора и кадровый потенциал партийного строительства «Единой России». Если учесть, что члены «Единой России» и ее сторонники в подавляющем большинстве занимают должности глав муниципальных образований, глав субъектов РФ, руководителей федеральных органов государственной власти, добавить к этому многотысячный депутатский корпус от сельского муниципального образования до Госдумы, становится ясно, что «Единая Россия» выступает в качестве политической основы государственной бюрократии».
Объяснил Александр БУТАКОВ и парадокс, почему безрезультатна тотальная борьба с коррупцией: разве можно уничтожить самое себя? «Чем всевластнее государственная бюрократия, тем всеобъемлемее коррупция. Жизнь давно доказала, что если бюрократии поручить ее реформирование, то в итоге бюрократии и коррупции станет больше… Политическая кампания противодействия коррупции в нашем случае есть в каком-то смысле кампания по ее самосохранению: необходимо было понизить давление в котлах человеческого негодования по отношению к деятельности государственной бюрократии».