О том, каким был год уходящий для одного из крупнейших в регионе предприятий ВПК, которое входит сегодня в структуру холдинга «Уралвагонзавод», об ожиданиях омских танкостроителей в году наступающем, а также о больших модернизационных планах с новым руководителем КБТМ Игорем ЛОБОВЫМ поговорил обозреватель «КВ» Николай ГОРНОВ.
— Игорь Эдуардович, если не секрет, почему вы приняли предложение возглавить КБТМ?
— Потому что это интересный завод, с традициями, у него большой потенциал, у него хорошая перспектива, он незаслуженно, на мой взгляд, попал в непростую экономическую ситуацию. Завод может и должен работать гораздо лучше, он может более широко использовать свои традиционные компетенции. Да и весь холдинг «Уралвагонзавод» сегодня на подъеме, и мне интересно поработать в его структуре.
— С какими результатами КБТМ завершает 2011 год?
— По предварительным, естественно, оценкам, объем произведенной продукции в этом году составит 1,9 млрд рублей. Вполне возможно, что до конца года мы выйдем и на рубеж в 2 млрд рублей, но пока ориентируемся на менее оптимистичный прогноз. В этом году мы на 80 млн рублей увеличили объем экспортных отгрузок, который составит, по предварительным оценкам, 762 млн рублей. Увеличилось в несколько раз производство гусеничных лент. Вырос объем гражданской продукции. Если в 2010 году общий объем гражданской продукции был на уровне 470 млн рублей, то в этом году – 600 млн рублей. В основном прирост произошел за счет литейного производства. Выручка тоже ожидается выше прошлогодней. В 2010 году завод получил всего 1,162 млрд рублей, поскольку значительная часть контрактов была отсрочена, а в этом году выручка, по нашим оценкам, составит 1,86 млрд рублей. Не могу не отметить и рост производительности труда на 10%, и увеличение средней заработной платы, которая за последние полгода увеличилась на тысячу рублей и на сегодняшний день составляет 15 216 рублей. Это пока меньше, чем средняя зарплата по городу, но мы будем работать и дальше в этом направлении.
— А когда же планируется открытие сборочного производство полувагонов на площадке КБТМ?
— К сожалению, экономическая ситуация в нашей стране и во всем мире за последнее время изменилась не в лучшую сторону. Мир, в котором мы живем, богат на сюрпризы. И прогнозы востребованности вагонного парка на ближайшие годы говорят нам о том, что на площадке КБТМ более целесообразно развивать не сборочное производство, а производить комплектующие для вагонов, которые собираются в Нижнем Тагиле.
— Вы имеете в виду литье?
— Да, перспектива – это литейное производство.
— Если я не ошибаюсь, в этом году КБТМ намечало и модернизацию бывшей литейки Омсктрансмаша…
— В настоящее время готовится проект, а непосредственно к строительным работам и к подготовке установки оборудования мы планируем приступить в 2012 году. Общую стоимость проекта назвать пока не могу, но обновление предполагается значительное, и сумма инвестиций однозначно будет больше, чем на сборочное производство полувагонов. И то, что мы в разы вырастем по объему реализации, когда в 2013 году завершим установку нового оборудования, – это тоже очевидно. А сегодня перед нами стоит задача по увеличению загрузки тех мощностей, которые уже есть. Литейное производство работает менее чем на четверть от технической возможности. Когда-то завод производил 56 тысяч тонн литья, а сейчас – 12 тысяч тонн.
— А продукция литейки – она вообще насколько конкурентоспособна?
— По ряду комплектующих, в частности по кронштейнам для полувагона, мы уже сейчас закрываем половину потребности Уралвагонзавода, который тоже имеет свою литейку, и можем в принципе наращивать объемы дальше. Гусеничными лентами закрываем порядка 70% потребности площадки в Нижнем Тагиле и 50% потребности площадки в Екатеринбурге – ОАО «Уралтрансмаш». Поставляем детали оборудования для угольной промышленности и для энергетиков, конкурируя с такими предприятиями, как ОАО «Уралмаш» и ОАО «Ижорские заводы». А это значит, что продукция нашего литейного производства соответствует высоким стандартам, принятым в энергетике. Да и угольщики давно имеют доступ к продукции самого высокого качества.
— Какую долю в общем объеме реализации КБТМ занимает гражданская продукция?
— Мы ожидаем, что в этом году объем производства гражданской продукции возрастет до 600 млн рублей. При общем объеме, как я уже говорил, в 1,9 млрд рублей.
— Всего треть. А вам бы как хотелось?
— Хотелось бы в следующем году пятьдесят на пятьдесят. А что будет – посмотрим. Самое главное, чтобы были задействованы все мощности завода. При той численности работников, которая есть у нас сегодня, мы могли бы выпускать в два с половиной раза больше продукции.
— Уже известен объем гособоронзаказа на 2012 год?
— К сожалению, договоры на 2012 год пока не заключены, еще нет даже постановления правительства о гособоронзаказе, поэтому о будущих объемах сказать пока ничего не могу. В принципе, на текущий год договоры тоже были подписаны только в апреле. Хотя нам и хотелось бы сделать все пораньше, мы не в силах повлиять на ситуацию.
— В этом году вы успели выполнить гособоронзаказ?
— Еще не на 100%, но до конца года обязательно справимся. Завод работает очень интенсивно, и мы уже начинаем отгрузку завершающей партии Т-80.
— После модернизации?
— Нет, мы производили ремонт машин с учетом технического состояния. Это значит, что машина разбирается до последнего болтика, делается ревизия всех деталей и узлов, заменяется все, что требует замены, а потом собирается опять. Практически это тот же капитальный ремонт, но в таком варианте он обходится заказчику дешевле, и мы надеемся, что в 2012 году продолжим эту работу. Рассчитываем освоить в следующем году и новое направление – ремонт и модернизацию Т-72 производства завода в Нижнем Тагиле. Руководство Уралвагонзавода считает более правильным, если омский завод возьмет на себя все объемы по ремонту и модернизации всей бронетехники холдинга. Так уж получилось, что Т-80 оказался менее востребованным российской армией, чем Т-90, поэтому новые машины будут производиться в Нижнем Тагиле. Но было бы странно не использовать и тот огромный инженерный и научный потенциал, который накоплен омским заводом с 1941 года.
— Модернизировать Т-72, насколько я понимаю, более выгодно, чем ремонтировать Т-80…
— Да, это более трудоемкая и сложная задача, поэтому модернизация Т-72 стоит в разы дороже, чем ремонт Т-80. Но и ответственность, естественно, выше. Хотя внешне эти две машины и похожи, но конструктивно они совершенно разные.
— Новые образцы бронетехники, которые разрабатывались в КБТМ, – они будут в дальнейшем как-то использоваться Уралвагонзаводом?
— Не все здесь зависит от Уралвагонзавода. Производитель боевой техники не может выпускать то, что ему хочется, и продавать потом свою продукцию кому угодно. Заказчики бронетехники – Минобороны РФ и Рособоронэкспорт. А они в настоящее время нацелены на ремонт и модернизацию уже существующих машин. И в этом нет ничего удивительного, кстати. Германия тоже не выпускает новые «Леопарды», а модернизирует старые танки. И французы модернизируют свои «Леклерки», устанавливая на них новую электронику. И американцы с 2013 года собираются прекратить производство новых «Абрамсов». Это общемировая тенденция. Мы разработку новой бронетехники не приостанавливаем, у нас есть планы, например, по выпуску бронированной машины, которая предназначена для тушения пожаров в оружейных арсеналах и других взрывоопасных местах. Ряд прежних разработок мы производим и успешно поставляем на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. Много планов и на 2012 год. Российская армия специальную бронетехнику, к сожалению, заказывает в очень небольшом количестве, поэтому мы производим ее в основном для иностранных заказчиков.
— А какие перспективы у колесных тракторов 3ТМ60, которые выпускал в свое время Омсктрансмаш?
— Машина замечательная, только очень старая, разработки еще 60-х годов прошлого века. К сожалению, по той цене, по которой она у нас получается, рынком она не востребована, поэтому производство этих тракторов пока прекращено. В Омской области, насколько я знаю, ежегодно закупается не одна сотня колесных тракторов, произведенных в Белоруссии, поэтому тему тракторов мы пока не сбрасываем со счетов. Совместно с Челябинским тракторным заводом ведем переговоры с иностранными компаниями, которые производят технику аналогичного класса, ищем партнера, чтобы запустить в производство более современную модель. Нужны новые технологии. Понятно, что стиральные машины КБТМ уже никогда не будет производить, но колесный трактор, вполне возможно, у нас будет.
— Сегодня многие предприятия ВПК задумались об оптимизации своих территорий. Моторостроительное объединение им. Баранова после вхождения в холдинг «Салют» решило уменьшать производственные площади, ПО «Полет» уже давно заявляет, что намерено вернуть земли, которых лишилось в смутные годы. А что думает по этому поводу Уралвагонзавод? Не будет ужимать КБТМ?
— Площадей у нас достаточно. Расширяться мы не предполагаем. И сокращаться в ближайшее время тоже не планируем. Часть площадей уже и так была выкуплена в свое время Торговым домом «Шкуренко». Единственный вопрос остается по полигону в поселке Светлом. С одной стороны, нам законодательство говорит, что мы не должны платить земельный налог, поскольку эта земля является мобилизационным ресурсом. С другой стороны, КБТМ – это открытое акционерное общество. И хотя собственником завода на 100% является государство, тем не менее формально мы не ГУП и, по логике налогового органа, обязаны платить земельный налог. В 2010 году налог был с нас взыскан принудительно, и сейчас мы пытаемся доказать в разных судебных инстанциях, что это взыскание было необоснованным. И только если суд вынесет решение не в нашу пользу, тогда в Светлом мы оставим себе только ту часть полигона, которая нам крайне необходима.
— Вы до своего назначения в Омске ни разу не были? Как вам город? Семья ваша уже переехала?
— Семья переехала, да. А почему нет? Омск – хороший город. Мне он сразу понравился. Сразу обратил внимание на большое количество вузов, театров, на красивую реку в центре города. В общем, здесь есть все, что нужно для жизни. И хоккейный клуб хороший.